Регионоведение как область научного и образовательного знания
Тема 1. Предмет и задачи регионоведения
Регионоведение как область научного и образовательного знания
Регионоведение – широко востребованная временем область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, этноконфессионального, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами.
Несмотря на широкое употребление в англоязычной литературе термина «regional science» (региональная наука), именовать регионоведение, как это нередко делается, полностью самостоятельной наукой было бы опрометчиво. «…Регионализм представляет собой знаменательный феномен в социологии науки. Он выступает в качестве междисциплинарного конгломерата, внесшего вклад в развитие нескольких дисциплин и стимулирующего циркуляцию идей, невзирая на межпредметные барьеры и национальные границы... Регионализм нацелен на заимствование, «перекрестное опыление», адаптацию и синтез» (Isserman, 1993).
Список смежных дисциплин (в презентации).
Цитата из W.Izard (в презентации).
В качестве синонимов иногда используют следующие термины: райоиоведение, районология, районография, регионология, регионалистика, региональная география, регионика и др., что отражает этап бурной рефлексии и расшатывания традиционных устоев понятийного аппарата в развитии региоиоведения.
Внутри регионоведения можно выделить, во-первых, теоретическое регионоведение, занимающееся анализом пространственной дифференциации объективно существующих районов, но не конкретных, а на примере их типов и моделей; во-вторых, конструктивное регионоведение, применяющее теоретические положения к проектированию искусственных территориальных систем, имеющих четкие границы; и, наконец, познавательное регионоведение (учебное или метарегионоведение), изучающее регионализацию пространства как инструмент познания.
Отметим исключительную важность познавательного (учебного) регионоведения, главная задача которого состоит в создании целостных, комплексных характеристик регионов различного ранга. В таких характеристиках методами географии и смежных наук (истории, социологии, статистики и др.), а также литературы, искусства формируется запоминающийся образ региона, его своеобразие. В данном случае речь идет о комплексном регионоведений, но в отдельных случаях бывает очень важно создать яркий, запоминающийся образ экономического региона, политического, культурного, военного, медицинского и т.д.
Растущее в мире внимание к регионоведению вытекает из самого принципа территориальной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов, учет и тщательное изучение которой создает условия для рационального «упорядочения» этих ресурсов, т.е. для торжества идей территориальной справедливости, экономического федерализма и в конечном счете демократии. Напротив, игнорирование на государственном уровне региональных особенностей страны способно загнать региональные процессы в подавленные (пассивные) формы, что грозит региональными перекосами в социально-экономическом развитии, децентрализацией и ослаблением власти. Последнее убедительно иллюстрируется событиями, последовавшими вслед за распадом СССР. Именно децентрализация государственной власти, развитие центробежных тенденций и опасность фрагментации единого экономического пространства наряду с усилением амбиций региональных элит вызвали в российском обществе небывалый всплеск интереса к региональной проблематике, к вопросам поиска путей и средств регионального выживания. Появились многочисленные публикации, авторы которых обратились к анализу тех трудностей и проблем, которые несет в себе слабоконтролируемая регионализация российского социума. Речь идет о попытках некоторых региональных элит политически дистанцироваться от официальной Москвы, о нарушении на местах принципа разделения властей, затруднении принятия решений на федеральном уровне и увеличении вероятности дублирования полномочий, о возможности паразитирования на регионализации организованной преступности и т.д. В связи с этим в соответствии с Указом Президента России в мае 2000 г «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» вся территория государства разделена на 7 округов (сейчас их стало 9, есть проект создания 10-го).
Объект и предмет регионоведения (в презентации).
Понятие региона. Интерпретация понятия «регион»
Приведем несколько определений региона, встречающихся в географической литературе (см. А.С. Макарычев, 1997).
Регион – это комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли.
Регионы – это те зоны, которые заключают в свои рамки существенную однородность доминирующих физических условий и, соответственно, преобладающих укладов обитания.
Регион – это географический термин для описания такого типа окружающей среды, в котором географические элементы соединены друг с другом определенными и постоянными отношениями.
Регион – это группа близлежащих стран, представляющих собой отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира.
Регион – область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения и т.д.
Регион есть средство отбора и изучения пространственных сочетаний сложных комплексов явлений, встречаемых на земном шаре. Любой участок или часть земной поверхности можно считать регионом, если они однородны с точки зрения условий данного пространственного сочетания. Однородность региона определяется на основании показателей, отобранных с целью выделения из всей массы тех земных явлений, которые необходимы для характеристики или освещения данного их сочетания в пределах выделяемой географической единицы. В таком определении регион не является объектом ни независимо существующим, ни данным от природы. Это интеллектуальная концепция, созданная мышлением, использующая определенные признаки, характерные для данной территории и отбрасывающая все те признаки, которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализируемому вопросу (P.James, F. Jones, 1954).