Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями

Предлоги.Согласно программе работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются.

Во 2 классеосновная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов.

В 3 классепредлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предло­гов и слитного написания приставок.

В 4 классепри изучении падежей имен существитель­ных дети узнают, с какими падежами употребляются некото­рые из предлогов, а также учащиеся знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.

Предлоги изучаются в течение четырех лет с той или иной стороны. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опи­ралось на него и в то же время представляло собой дальней­шее звено в системе работы над предлогами. Это обусловлено свойством предлогов как служебной части речи. Основная функция предлогов состо­ит в том, что предлоги выражают отношения (связь) между словами в предложении.

Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:

1) формирование навыка раздельного написания пред­логов со следующим словом, графически правильное их начертание,

2) усвоение детьми роли предлогов в предложении.

Решение этих задач осуществляется в тесной взаимо­связи. Учащиеся начальной школы в правописании предло­гов допускают ошибки трех видов:

а) слитное написание предлога со следующим за ним словом,

б) графически неправильное написание предлогов (ис кувшина, бес пальто),

в) пропуск предлога (прыгнул воду).

Обучение раздельному написанию предлогов основыва­ется на анализе предложений: подсчет количества слов в предложении, выяснение начальной формы слова, упот­ребленного с предлогом, вставка слова между предлогом и следующим за ним словом.

Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графиче­ски правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог всегда пишется одинаково, незави­симо от его произношения.

Особенностью изучения предлогов является то, что работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтак­сической ролью. Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью является важным учебным матери­алом. При обучении целесообразно исходить из той точки зрения, что предлоги имеют и грамматическое, и лексиче­ское значение. С помощью предлогов в языке обозначаются отношения между предметами, между действиями и пред­метами, признаками и предметами. Однако лексическое значение предлога проявляется только в словосочетании, где оно раскрывается в связи со значением как управляю­щего, так и управляемого слова.

В работе над предлогами учитель руководствуется следующими положениями.

— Обучение строится так, чтобы постепенно подвести учащихся к пониманию синтаксической роли предлогов. Важно сформировать у детей правильное представление о предлоге как средстве выражения связи между словами в словосочетании.

— При ознакомлении с предлогом выясняется его лексическое значение. При этом предлоги противопоставляются знаменательным словам (без терминологии): предлог не употребляется в речи без другого слова, а знамена­тельное слово употребляется самостоятельно.

— Грамматическое значение предлога, так же как и лексическое, проявляется в словосочетании, поэтому учащиеся знакомятся с предлогами в составе словосо­четаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора.

— Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно подвести детей к пониманию близости синтаксических функций предлога и падежных окончаний (служат для связи слов).

Итак, изучение предлогов не ограничивается только формированием навыка их раздельного и графически пра­вильного написания. Большое место отводится усвоению их синтаксической роли.

Местоимение.Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Помимо всего, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики, устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями.

Содержа­ние сообщаемых сведений о местоимениях и их значениях можно выразить в такой таблице:

Тот, кто сообщает или спрашивает — Я

Я и другие — МЫ
Тот, к кому обращаются с речью   — ТЫ
Ты и другие — ВЫ
Тот, о ком говорят — ОН (ОНА, ОНО)
Все, о ком говорят — ОНИ

Программа не ставит цели научить третьеклассников определять любую падежную форму местоимений. Но уча­щиеся должны уметь узнавать местоимения. Ошибки на правописание предлогов с местоимениями вызваны именно тем, что дети не узнают местоимения. В связи с этим полез­но давать задания на замену местоимениями существи­тельных с предлогами, и наоборот.

Чтобы дети научились узнавать местоимения 1-, 2- и 3-го лица, необходимо проводить систематические упраж­нения. Дополнительно к упражнениям учебника по теме «Местоимение» можно рекомендовать и такие:

1. Списать, заменяя выделенные существительные мес­тоимениями.

2. Выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них.

3. Списать и подчеркнуть местоимения.

4. При списывании вместо точек вписать местоимения в нужной форме.

Большое практическое значение имеют не только спе­циальные письменные и устные упражнения, но и постоян­ное внимание учителя к устной речи учащихся на всех уроках.

Наречие. С наречиями учащиеся знакомятся практически в процессеанализа текстов учебника и составления своих высказываний. Уровень знаний о данной части речи не проверяется.

Наречие — это грамматическая категория, под которую подводятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к глаголу, именам существи­тельным, прилагательным и производным от них.

Являясь знаменательным словом, наречие обладает са­мостоятельным лексическим значением, чем оно и отлича­ется от служебных слов. Наречия уточняют слова.

В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяе­мость, примыкание к глаголу и вопросы (как? где? куда? откуда? когда?).Первостепенная задача этой работы — вооружить детей умением распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребитель­ные, часто встречающиеся наречия:

1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.

2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др.

Успешное решение этой задачи возможно лишь при ус­ловии сознательного усвоения детьми самых характерных особенностей наречия: неизменяемости и связи с глаголом.

Второй задачей является формирование первоначаль­ных навыков правописания наречий с суффиксами -о, -а (близко, внимательно, справа, издалека и др.) .

Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например:

1. В процессе выполнения упражнений на выявление связи слов в предложении, при выписывании пар взаи­мосвязанных слов:

отдыхали как?весело, пришел откуда?издалека.

2. При работе с синонимами:

весело — забавно, громко — оглушительно.

3. При работе с антонимами: хорошо — плохо, близко — далеко.

Лексические упражнения желательно связывать и с тре­нировкой в написании различных орфограмм:

— безударных гласных тяжело — легко, темно — светло;

— непроизносимых согласных рано — поздно, весело — грустно;

— звонких и глухих согласных высоко — низко, далеко — близко.

Полезно обращение к наречиям с целью развивать уме­ние отличать их от других слов при классификации и груп­пировке слов по частям речи.

Наши рекомендации