Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями
Предлоги.Согласно программе работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются.
Во 2 классеосновная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов.
В 3 классепредлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок.
В 4 классепри изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляются некоторые из предлогов, а также учащиеся знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.
Предлоги изучаются в течение четырех лет с той или иной стороны. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опиралось на него и в то же время представляло собой дальнейшее звено в системе работы над предлогами. Это обусловлено свойством предлогов как служебной части речи. Основная функция предлогов состоит в том, что предлоги выражают отношения (связь) между словами в предложении.
Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:
1) формирование навыка раздельного написания предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание,
2) усвоение детьми роли предлогов в предложении.
Решение этих задач осуществляется в тесной взаимосвязи. Учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:
а) слитное написание предлога со следующим за ним словом,
б) графически неправильное написание предлогов (ис кувшина, бес пальто),
в) пропуск предлога (прыгнул воду).
Обучение раздельному написанию предлогов основывается на анализе предложений: подсчет количества слов в предложении, выяснение начальной формы слова, употребленного с предлогом, вставка слова между предлогом и следующим за ним словом.
Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог всегда пишется одинаково, независимо от его произношения.
Особенностью изучения предлогов является то, что работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью. Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью является важным учебным материалом. При обучении целесообразно исходить из той точки зрения, что предлоги имеют и грамматическое, и лексическое значение. С помощью предлогов в языке обозначаются отношения между предметами, между действиями и предметами, признаками и предметами. Однако лексическое значение предлога проявляется только в словосочетании, где оно раскрывается в связи со значением как управляющего, так и управляемого слова.
В работе над предлогами учитель руководствуется следующими положениями.
— Обучение строится так, чтобы постепенно подвести учащихся к пониманию синтаксической роли предлогов. Важно сформировать у детей правильное представление о предлоге как средстве выражения связи между словами в словосочетании.
— При ознакомлении с предлогом выясняется его лексическое значение. При этом предлоги противопоставляются знаменательным словам (без терминологии): предлог не употребляется в речи без другого слова, а знаменательное слово употребляется самостоятельно.
— Грамматическое значение предлога, так же как и лексическое, проявляется в словосочетании, поэтому учащиеся знакомятся с предлогами в составе словосочетаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора.
— Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно подвести детей к пониманию близости синтаксических функций предлога и падежных окончаний (служат для связи слов).
Итак, изучение предлогов не ограничивается только формированием навыка их раздельного и графически правильного написания. Большое место отводится усвоению их синтаксической роли.
Местоимение.Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Помимо всего, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики, устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями.
Содержание сообщаемых сведений о местоимениях и их значениях можно выразить в такой таблице:
Тот, кто сообщает или спрашивает — Я
Я и другие | — МЫ |
Тот, к кому обращаются с речью | — ТЫ |
Ты и другие | — ВЫ |
Тот, о ком говорят | — ОН (ОНА, ОНО) |
Все, о ком говорят | — ОНИ |
Программа не ставит цели научить третьеклассников определять любую падежную форму местоимений. Но учащиеся должны уметь узнавать местоимения. Ошибки на правописание предлогов с местоимениями вызваны именно тем, что дети не узнают местоимения. В связи с этим полезно давать задания на замену местоимениями существительных с предлогами, и наоборот.
Чтобы дети научились узнавать местоимения 1-, 2- и 3-го лица, необходимо проводить систематические упражнения. Дополнительно к упражнениям учебника по теме «Местоимение» можно рекомендовать и такие:
1. Списать, заменяя выделенные существительные местоимениями.
2. Выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них.
3. Списать и подчеркнуть местоимения.
4. При списывании вместо точек вписать местоимения в нужной форме.
Большое практическое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя к устной речи учащихся на всех уроках.
Наречие. С наречиями учащиеся знакомятся практически в процессеанализа текстов учебника и составления своих высказываний. Уровень знаний о данной части речи не проверяется.
Наречие — это грамматическая категория, под которую подводятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к глаголу, именам существительным, прилагательным и производным от них.
Являясь знаменательным словом, наречие обладает самостоятельным лексическим значением, чем оно и отличается от служебных слов. Наречия уточняют слова.
В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяемость, примыкание к глаголу и вопросы (как? где? куда? откуда? когда?).Первостепенная задача этой работы — вооружить детей умением распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребительные, часто встречающиеся наречия:
1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.
2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др.
Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии сознательного усвоения детьми самых характерных особенностей наречия: неизменяемости и связи с глаголом.
Второй задачей является формирование первоначальных навыков правописания наречий с суффиксами -о, -а (близко, внимательно, справа, издалека и др.) .
Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например:
1. В процессе выполнения упражнений на выявление связи слов в предложении, при выписывании пар взаимосвязанных слов:
отдыхали как?весело, пришел откуда?издалека.
2. При работе с синонимами:
весело — забавно, громко — оглушительно.
3. При работе с антонимами: хорошо — плохо, близко — далеко.
Лексические упражнения желательно связывать и с тренировкой в написании различных орфограмм:
— безударных гласных тяжело — легко, темно — светло;
— непроизносимых согласных рано — поздно, весело — грустно;
— звонких и глухих согласных высоко — низко, далеко — близко.
Полезно обращение к наречиям с целью развивать умение отличать их от других слов при классификации и группировке слов по частям речи.