Методические обоснования содержания географического образования
География, относясь одновременно и к предметам естественного и предметам гуманитарного цикла, охватывает всю систему «природная среда-общество-человек», что позволяет ей:
- комплексно рассматривать среду обитания человечества,
- формировать восприятие мира в виде чёткой иерархии территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам.
Поэтому география - единственный школьный мировоззренческий предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.
Концепция географического образования опирается на дидактические принципы:
1. Школьная география не является механической проекцией науки на школу, её содержание и структура рассматриваются как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учётом возрастных особенностей учащихся.
2. В основу предмета должен быть положен принцип личностно-ориентированного обучения, рассматривающий в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса ученика.
3. Необходимо обеспечить единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу учащимся системы знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.
4. Конечный результат обучения географии определяется не столько суммой приобретённых знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития интеллектуальных, волевых и других качеств личности.
Поэтому основными педагогическими функциями Концепции географического образования являются:
1. познавательно-развивающая (способствует саморазвитию личности, расширению и углублению научных знаний).
2. познавательно-обучающая (предусматривает формирование навыков исследований географических явлений и процессов с помощью наблюдений, систематизации, анализа, обобщения, прогнозирования).
3. воспитательная (предполагает взаимозависимость образования и воспитания и как результат – формирование личностных качеств учащихся, отношения к окружающему миру).
4. социально-адаптационная (призвана способствовать самоопределению и конкурентоспособности личности в современном мире, её умению применять самостоятельные решения).
Развитие современной методики преподавания географии характеризуется следующими сквозными направлениями, характерными в целом для системы обучения:
1. гуманизация – это новое мировоззрение, утверждающее общечеловеческие ценности и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения.
2. социологизация – общее направление всей науки, заключающееся в повышении внимания к социальным аспектам развития.
3. экологизация – предполагающая рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни.
4. экономизация – связана с переходом к рыночной экономике.
Помимо указанных, В.П. Максаковский предлагает следующие направления:
- Интеграция двух ветвей географии, усиление комплексных подходов. (Создание курсов, где общеземлеведческие знания тесно связаны со страноведческими).
- Политизация. Увеличение внимания к процессам, происходящим на политической карте.
- Практическая направленность.