Выход на кпм и аэродром посадки
Полет от цели до КПМ выполняется по тем же правилам, что и при полете до цели. В качестве КПМ может быть выбрана радионавигационная точка (РСБН, ПАР, АРП и др.). В этом случае вывод ЛА на КПМ целесообразно осуществлять активным или пассивным полетом на радионавигационную точку. Контроль пути осуществлять с помощью ПНС и визуально.
При использовании РСБН экипажу индицируются азимут ЛА, курсовой угол и оставшаяся дальность до наземного радиомаяка РСБН. При выходе на радиомаяк РСБН курс следования может быть рассчитан по формулам:
ИК= Аº± 180º;
МК = Аº± 180º – ΔМ;
УК = Аº± 180º +ΔА,
где: А° — азимут ЛА;
ΔM —магнитное склонение;
ΔА — азимутальная поправка.
Полет с РСБН или АРК выполняется активным способом, если учитывается угол сноса, и пассивным, если он не учитывается.
При невозможности использования РСБН и АРК выход на аэродром может производиться полетом на АРП. В этом случае экипажу ЛА дается с земли «Прибой» (МКсл на АРП), в который при необходимости вводятся поправки для приведения его значения к системе отсчета курса на ЛА:
ИК = «Прибой»+ ΔМ;
УК = «Прибой» + ΔМУ,
где: ΔМУ = ΔМ + ΔА — условное магнитное склонение.
Контроль пути по дальности и направлению целесообразно выполнять комплексным использованием бортовых радиотехнических средств навигации в сочетании с визуальной ориентировкой. После выхода ЛА в зону ответственности группы руководства полетами выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку осуществляются под ее управлением.
Способы захода на посадку одиночных ЛА: заход на посадку разворотом на расчетный угол; два разворота на 180град.; круг над радиостанцией; разворот в сторону наименьшего угла; большая и малая коробочка; заход на посадку с рубежа начала снижения (РНС).
1. С рубежа начала снижения.
Этот способ заключается в том, что штурман КП определяет рубеж снижения и передает на борт самолета о начале снижения. По этой команде летчик переводит самолет в режим снижения с вертикальной скоростью и скоростью планирования, установленными для данного самолета. Как правило, снижение происходит с расчетом выхода самолета на посадочный курс в удалении порядка 30 – 40 км от ДПРМ на установленной высоте. До начала разворота на посадочный курс и удалении 60–70 км от ДПРМ управление самолетом с КП (КДП) передается на РСП.
Последующее снижение самолета, выход в расчетную точку и разворот на курс посадки осуществляются по команде сменного руководителя посадки на РСП. Выполнив разворот, летчик выпускает шасси, устанавливает режим снижения, принятый для захода на посадку с прямой на данной высоте, контролируя МКпос, УС и КУР по АРК.
2. Отворот на расчетный угол.
Применяют в тех случаях, когда на дальнюю приводную радиостанцию выходят с курсом, отличающимся от обратного посадочному на угол до 30—45° (в зависимости от типа самолета). Определив момент прохода ДПРМ, летчик пускает секундомер, выполняет доворот на курс, отличающийся от обратного посадочному на расчетный угол (РУ), и с учетом угла сноса следует в точку начала разворота. Величину расчетного угла находят по формуле:
где:
Sсн ─ горизонтальный путь самолета с высоты выхода на посадочный курс до высоты прохода ДПРМ ( Sсн = Wcн · tсн; Scн = Vсн · tсн – для штилевых условий);
R ─ радиус разворота самолета;
tсн ─ время снижения с высоты выхода на посадочный курс до высоты прохода ДПРМ.
Пуск секундомера |
Cхема захода на посадку отворотом на расчетный угол. |
Кнр = Кпос ± 180° ± УР – (±УС) |
R |
r |
t нр |
РУ/ 2 |
РУ |
К = Кпос – (± УС) |
r |
Sсн |
R |
ТНР |
ТНС |
Разворот на посадочный курс выполняют через расчетное время начала разворота tн.р, которое рассчитывается заранее для всего возможного диапазона значений величин, входящих в формулу:
, где:
r ─ радиус зоны неустановившейся работы радиокомпаса, который равен примерно 1,5—2H;
U' ─ составляющая скорости ветра по направлению посадочного курса на высоте выполнения маневра (знак «+» берется при попутном ветре, а знак «–» — при встречном ветре на посадочном курсе). Величину U' можно вычислить по формуле: U'= U cos · (Кпoc – δ),
tур ─ время разворота на посадочный курс.
δ ─ метеорологический ветер.
3. Разворот на 180° после прохода ДПРМ.
Выполняют при выходе с курсом, близким к посадочному. Определив момент прохода дальней приводной радиостанции, летчик выполняет разворот на курс, обратный посадочному, и следует в точку начала разворота (ТНР) с учетом угла сноса. В момент прохода траверза радиостанции (КУР = 90° или КУР = 270°) пускает секундомер. Разворот на посадочный курс для выхода в точку начала снижения (ТНС) выполняет через расчетное время начала разворота t н.р, которое определяется по формуле:
ТНР |
ТНС |
КУР=270º |
УС |
УС |
• |
• |
V∙tнр |
Схема захода на посадку разворотом на 180º. |