Регионы в современном мире
Предмет и задачи дисциплины «Основы регионоведения»
Изучение дисциплины направлено на получении студентами базовых представлений о современном регионоведении и подготовке их к комплексному изучению соответствующих регионов, отдельных стран или их частей, включая природные и экологические особенности территории, специфику истории и этнографии, традиции и ценности населения, экономику и методы ведения хозяйства, политику, науку и культуру, религию, язык, традиции и ценности. Программой предусмотрено знакомство обучающихся с основными категориями регионоведения, принципами взаимоотношения двух ведущих тенденций современного мирового развития – глобализации и регионализации.
Студент должен:
знать:
– что такое регион и каковы принципы его выделения;
– существующие подходы к дифференциации географического пространства;
– основные факторы региональной дифференциации мира;
– основные понятия и концепции, принятые в современном регионоведении;
– методы и механизмы регулирования взаимоотношений государства и общества на уровне региона;
– необходимые административные процедуры, связанные с реализацией государственной региональной политики.
уметь:
– ориентироваться в процессах регионализации мира;
– анализировать как общие закономерности, так и специфические особенности развития регионов различных стран;
– сравнивать различные регионы между собой, применяя существующие в регионоведении методы;
– применять зарубежный опыт реализации региональной политики при решении сходных проблем на территории Российской Федерации;
– использовать передовые технологии в сфере регионального управления.
владеть:
– целостным подходом к анализу региона;
– базовыми методами исследования и оценки специфических особенностей региона для обеспечения оптимальных управленческих решений;
– навыками использования показателей, применяемых для характеристики отдельных сторон регионального развития;
– специальной терминологией и лексикой, принятой в регионоведении.
Сходство и различия в терминах «страноведение» и «регионоведение»
Уровни территориальной организации геосферы:
Глобальный (мир в целом, крупнейшие его части – материки, части света, океаны и т.п.).
Мегарегиональный (Азиатско-Тихоокеанский, Ближневосточный, Европейский мегарегионы и т.п.).
Национальный (государства, страны).
Макрорегиональный (группы небольших государств, крупные части больших государств – например, Урало-Поволжье в России, Средний Запад США и т.п.).
Региональный (субъекты РФ, еврорегионы, штаты США и т.п.).
Микрорегиональный (части небольшой страны, части регионов больших стран).
Локальный (города, административные районы, муниципалитеты, отдельные сельские поселения).
Исходя из этих уровней можно определить взаимоотношения основных направлений знания о разных по масштабу территориях: глобалистика, страноведение, регионоведение, краеведение.
Понятия «регионализм» и «региональная парадигма»
По мнению видного российского географа Я.Г. Машбица, «регионализм – это факт существования в стране районов со значительными природными, хозяйственными, социальными и этнокультурными различиями. Но, пожалуй, самое важное в регионализме заключается в том, что население того или иного района осознает, что он – их родина. При этом жители того или иного района тесными узами экономического и прежде всего духовного, культурного свойства неразрывно связаны с ним (даже если выходцы из этого района или их потомки живут в других районах страны или за ее пределами)».
Иногда регионализм трактуется как подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов и потребностей того или иного региона.
По сложившейся традиции, термин «регионализм» используется преимущественно по отношению к разнородным общественным процессам (экономической дифференциации пространства, движению за этнические права, децентрализации государственного устройства, межгосударственное сотрудничество соседних регионов и т.д.), в то время как регионалистика всегда включает в себя и физико-географические аспекты. Вместе с тем нет достаточных оснований возводить «стену» между физической географией и процессами регионализма; причем последние могут рассматриваться как под углом зрения дифференциации самой природной среды, так и в связи с влиянием естественных условий на регионализацию социально-экономического пространства.
В географических науках регионализм оставил мощный след в виде одной из основных парадигм, определяющих развитие этих наук – «региональной парадигмы», доминировавшей среди западных (в первую очередь американских и британских) географов большую часть первой половины XX в. Многие из них отстаивали точку зрения, в соответствии с которой предмет географии 一 это изучение регионов. Наиболее яркий представитель американской региональной географии Р. Хартшорн утверждал, что главный фокус географии – мозаика отдельных ландшафтов на земной поверхности (это во многом созвучно еще геттнеровской хорологической парадигме). Как нетрудно видеть, в подобной трактовке понятия «география» и «регионоведение» практически совпадали, что значительно сужало возможности географии с учетом иногда высказываемого мнения о «ненаучности» регионоведения. Так, английские последователи Р. Хартшорна У. Вулдридж и У. Ист прямо заявили: «География сплачивает результаты, если не методы других наук… Она не наука, а скорее агрегат наук.. В простейшем выражении географическая задача заключается в исследовании того, как и почему одна часть земной поверхности отличается от другой» (1958).
Начиная примерно с середины XX в. региональная доктрина, оставаясь на переднем крае географических разработок, уже не стала возноситься так высоко, как прежде. В каждой из отраслевых дисциплин (физической, экономической, социальной, исторической, политической, культурной и т.д.) географы старались осуществить собственную регионализацию, не особенно заботясь о взаимной увязке своих выводов.
Ставший в последние годы модным термин «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец) обозначает в науке совокупность исходных методологических положений, лежащих в основе ее развития. Как один из вариантов подхода к изучению географических объектов регионализм существовал еще в первой половине XIX в., например, в работах И. Тюнена (упрощенная региональная модель размещения сельского хозяйства в «Изолированном государстве»). Прямое или косвенное отношение к развитию региональных идей имели также труды А. Вебера (1868-1958) – основоположника теории размещения промышленности (книга «О размещении промышленности. Чистая теория штандорта»); В. Кристаллера (1893-1969) – автора теории центральных мест (книга «Центральные места в Южной Германии»); А. Леша (1906-1945), создавшего теорию экономического ландшафта (книга «Пространственная организация хозяйства»); У. Изарда (1919-2010) – основоположника так называемой региональной науки (книга «Методы регионального анализа»); П. Хаггета – второго крупного представителя региональной науки (книга «Пространственный анализ в экономической географии»); Ф. Перру, разработавшего теорию «полюсов роста» (1965), Т. Хегерстранда, создавшего теорию диффузии нововведений (1967) и многих других.
Дополнительные вопросы лекции (в презентации):
Научные парадигмы
Этапы развития науки (парадигмальный подход)
Примеры парадигм регионоведения
Парадигмы смежных наук
Позитивизм и постпозитивизм
Методы регионоведения
История регионоведения