Сравнительная характеристика климата Северного Кавказа и Приморья, причины различий.
Северный Кавказ расположен на юге Восточно-Европейской равнины в области умеренно континентального и континентального климата. Западная часть выходит к побережью внутреннего Черного моря, восточная — к Каспийскому морю-озеру. Приморье расположено на юге Дальнего Востока, на побережье Тихого океана, в области умеренного муссонного климата.
На Северном Кавказе температура летом -г20—25 С, зимой— О ..-5°С, годовое количество осадков на западе — около 600 мм, на востоке — около 200 мм. Это объясняется действием разных типов воздушных масс; на западе достаточно влажные атлантические воздушные массы, на востоке — сухой континентальный воздух. Поэтому западная часть расположена в области умеренно континентального климата, восточная — в области континентального (зима несколько холоднее, лето — теплее, меньше осадков). В Приморье температура летом +15—20 °С, зимой -10—25 °С, годовое количество осадков на западе — 600—800 мм, на востоке — 800— 1600 мм. Зимние температуры уменьшаются при движении от центра материка к побережью, поскольку над сушей устанавливается мощный антициклон, происходит сильное выхолаживание поверхности, действует зимний муссон, переносящий холодный воздух с суши на океан. Летом муссон дует с океана на материк. Для Приморья характерен ярко выраженный летний максимум выпадения осадков. Различия в количестве осадков западной и восточной частей обусловлены наличием гор, вытянутых вдоль побережья. Влажные воздушные массы с Тихого океана оставляют влагу на наветренных склонах гор.
Сходство: 1) обе территории расположены в умеренном климатическом поясе, для которого характерны выраженные времена года; 2) для обеих территорий характерны внутренние различия в температурах воздуха и количество осадков.
Различия: на Северном Кавказе и зима и лето теплее, выпадает меньше осадков. Различия объясняются разницей в географическом положении, конфигурацией территорий, особенностями циркуляционных процессов, расположением горных хребтов.
Значение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.
Транспорт обеспечивает производственные связи между отраслями хозяйства, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Показателем работы транспорта является грузооборот (пассажиро-оборот) — произведение перевезенной за год
массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.
Основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный. Транспортный узел — пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Главная роль в перевозках в нашей стране принадлежит железным дорогам. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами ж.-д. транспорта, как сравнительно невысокая себестоимость перевозок при достаточно высокой средней их скорости. Главной ж.-д. магистралью страны является Сибирская (от Челябинска до Владивостока), в европейской части страны — Печорская (Салехард—Воркута—Коноша).
На втором месте по грузообороту — трубопроводный транспорт. По системе трубопроводов ежегодно из восточных районов страны в западные и за рубеж передается огромное количество нефти и газа. Крупнейшие трубопроводы — «Дружба», «Мир», «Уренгой—Помары—Ужгород».
Автомобильный транспорт перевозит больше всех грузов в тоннах, его значение быстро возрастает. У него высокая скорость, он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. Автомобильный транспорт имеет большое значение в горных и северных районах, где нет железных дорог. Крупнейшие автомагистрали (12 автодорог) расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Риге.
Морской транспорт имеет наибольшие средние расстояния перевозок. Ему принадлежит большая роль в заграничных перевозках. Главные порты России — Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток, Находка.
Речной транспорт имеет особое значение на севере и в Сибири, где протекают крупные реки, а сухопутный транспорт не развит. В европейской части страны судоходные речные пути (крупнейший из них — Волго-Камский) соединены системой каналов (Беломорско-Балтийский, канал им. Москвы, Волго-Донской) в Единую глубоководную систему европейской части страны.
Главное преимущество авиационного транспорта — высокая скорость перевозок, однако из-за их высокой стоимости грузооборот его невелик. Этот вид транспорта используют для перевозок скоропортящихся и срочных грузов. Велика его роль в горных и северных труднодоступных районах. Главная его специализация — перевозка на дальние расстояния пассажиров (20% пассажирооборота страны).
3.
Билет 13