Лекционно-семинарская система в школьной географии. Ее структура и требования к отдельным компонентам
В старших классах при изучении географии целесообразна лекционно-семинарско-зачетная форма организации обучения. Эта форма способствует воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода к добыванию знаний.
Школьные лекции проводятся при введении в курс или большой раздел программы, при изучении тем, которые носят обобщающий характер. В лекции излагается большой по объему учебный материал, содержащий теоретические положения. Как правило, лекцию читает учитель, но иногда приглашают научных работников, экономистов, журналистов и других специалистов. Школьная лекция имеет ряд отличительных особенностей. Она длится не более 30 минут, к ней учитель дает план, по ходу лекции ставит вопросы классу, направляет работу учащихся на анализ карт, статистических данных и других источников знаний. По ходу лекции школьники делают записи, в конце формулируют основные положения материала, изложенного в лекции учителя. После одной-двух лекций проводят семинары. Основная задача семинара — организация творческой познавательной деятельности учащихся, привитие им навыков самостоятельного труда. Семинар — это форма организации коллективной работы учащихся в рамках урока, т.е. особый вид урока, который характеризуется коллективным обсуждением заранее запланированных вопросов. Различают несколько типов семинаров: семинар по изучению нового материала, закрепление и углубление ранее изученного, обобщение и систематизация знаний. Подготовку к проведению семинара начинают заранее, на первом уроке по теме. Учащимся дают индивидуальные или групповые задания, определяют источники знаний, подлежащие самостоятельному изучению школьниками. Отдельные учащиеся по заданию учителя готовят краткие сообщения, списки литературы, наглядные пособия в форме таблиц, схем, графиков, иллюстративного материала. На уроке-семинаре обязательна коллективная работа всех учащихся класса. Урок-зачет может носить форму деловой игры. На зачете проверяются умения называть или показывать, измерять, описывать, объяснять. Принимать зачет учителю помогают хорошо успевающие школьники, которые сдают зачет учителю чуть раньше и подготовлены к проверке итогов работы товарищей. Поиски новых форм организации обучения географии приводят к применению в отколе практикумов. Например, с целью совершенствования топографических и физико-географических знаний и умений учащихся. В конце учебного года школьники выполняют на местности близ школы комплекс упражнений по измерению расстояний, вычислению масштаба, изображению географических объектов, а также их описанию на основе овладения приемами учебной работы. Роль практикумов особенно возрастает при изучении региональной географии, где велика роль интеграции знаний физической, экономической и социальной географии при непосредственном изучении своего региона.
72. Учебно-методический комплекс учителя и ученика по географии: последовательность его разработки
В соответствии с Кодексом республики Беларусь об образовании и Положением в учебно-методические комплексы могут объединяться структурные элементы научно-методического обеспечения образования:
ü учебно-программная документация образовательных программ
(в частности, учебные программы по учебным дисциплинам);
ü программно-планирующая документация воспитания;
ü учебно-методическая документация (методические рекомендации, указания к проведению занятий и выполнению заданий);
ü учебные издания (в том числе и рекомендованные учреждениями высшего образования);
ü информационно-аналитические материалы.
Структура УМК может быть представлена четырьмя основными разделами:
ü теоретическим
ü практическим
ü контроля знаний
ü вспомогательным
Теоретический разделУМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности, и может быть представлен учебником, учебным пособием, курсом лекцийи др. Рекомендуется в данном разделе приводить полное или краткое изложение всех тем содержания учебного материала.
Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных, практических, семинарских и иных учебных занятий, и может быть представлен практикумом, планами практических (семинарских) занятийи др.
Раздел контроля знанийУМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, иные материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности студентов требованиям образовательных стандартов и учебно-программной документации, и может быть представлен контрольными вопросами и заданиями по темам учебной дисициплины, тестами, вопросами к зачету и экзамену, тематикой рефератов и др.
Вспомогательный раздел УМК содержит элементы учебно-программной документации образовательной программы, программно-планирующей документации воспитания, учебно-методической документации, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УМК
Планирование
1.1 Анализ состояния научно-методического обеспечения по специальностям.
1.2 Формирование и утверждение плана создания УМК
1.3 Включение разработки УМК в индивидуальный план работы преподавателя на следующий учебный год.
Создание УМК
2.1 Разработка УМК
2.2 Рецензирование УМК
2.3 Согласование УМК
2.4 Утверждение УМК
2.5 Регистрация УМК