Правовой статус антимонопольных органов
Нормативная основа:
Федеральное законодательство:
гл 6 закона о защите конкуренции, ФЗ о естественных монополиях 17 авг 1995 года и иные законы по отдельным сферам естественных монополий – закон о связи 126-ФЗ (ст 21), ФЗ о рекламе 38-ФЗ (ст ), ФЗ о размещении заказов на поставки товаров выполнение работ оказания услуг для гос и мун нужд 94-ФЗ + Постановление правительства 20 фев 2006 года № 94 – фас уполн-й орган по контролю в сфере размещения заказов, ФЗ об осуществлении закупок товаров работ услуг отдельными видами юр лиц 223-ФЗ.
Подзаконные акты:
Пост правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331 утв положение о ФАС, постановления правительства по отдельным вопросам деятельности антимонопольного органа (постановление 19 дек 2006 № 896 – порядок формирования и ведения антимон орг-и реестра хозяйст субъектов имеющ-х долю на рынке опред товара в размере более чем 35 %и ли в отношении к-х усановлено доминирующее положение)
Ведомственные акты:
Приказы антимонопольного органа по отдельным вопросам деятельности – приказ Фас 15 дек 2006 № 324 утв положение о территориальном органе ФАС.
Правовой статус антимонопольного органа как ФОИВ определяется так же:
1. Указ президента 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре ФОИВ»
2. Постановление правительства 11 ноября 2005 года № 679 – порядок разработки и утв административных регламентов в сфере исполнения гос функций и предоставления гос услуг
3. Административные регламенты ФАС. Вводятся приказами ФАС.
Полномочия антимонопольных органов в наст время опред-я через выполнение след функций:
1. Нормативное регулирование в порядке установленным законом о защите конкуренции и иными законами и правительством РФ – пп 4 ч 2 ст 23 фз о защите конкуренции.
2. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства – ст 23 ч 11 ч 12 :
*контроль за действиями субъектов по предупреждению фактов нарушения антимонопольного законодательства (монополистическая деятельность – злоупотребление домин положением и соглашения и согласованные действия ограничивающие конкуренцию, недобросовестная конкуренция, акты действия и бездействия власт органов ограничивающих конкуренцию, соглашения согласованные действия с участием властных органов)
Полномочия:
Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства гл 9 закона о защите конкуренции
Вынесение предписаний (по факту конкретного дела) и предупреждений и предостережений (последние 2 по предостережению от действий)
Обращение антимонопольного органа в суд с исками и заявлениями (виды исков определены ст 23 закона о защите конкуренции)
*контроль за экономической концентрацией– гл 7 закона о защите конкуренции
Полномочия:
Рассмотрение ходатайств и уведомлений
Вынесение предписаний
Обращение в суд с исками – о ликвидации или принудительной реорганизации вновь созданных хозяйствующих субъектов и о признании сделки не прошедшей антимонопольный контроль недействительной (если сделка влечет негативные последствия, то есть монополизирует ситуацию на рынке это должен доказать антим орган – то эта сделка оспоримая)
*контроль за соблюдением требований по проведению торгов, отбору фин организаций, за передачей государственного и муниципального имущества.
По торгам – ст 17 закона о защите конкуренции, требования к торгам (не связано с гос закупками), ст 17.1 – передача гос и мун имущества – в аренду и продажа, по общему правилу на торгах. Ст 18 – отбор финансовых организаций – для заключения договора с финн организацией должны проводить торги, это правило для гос учреждения, органа власти и монополий, ст 18.1 – процедурный характер, порядок рассмотрения жалоб на порядок проведения торгов.
Полномочия:
Рассмотрение жалоб
Согласование сделок по передаче гос и мун имущества
Вынесение предписаний
*контроль за предоставление гос и мун преференций
Полномочия
Рассмотрение ходатайства на дачу согласия на предоставление преференции
Контроль за соблюдением условий и целей предоставления преференций
Вынесение соответствующих предписаний
*иные полномочия по контролю. Например: ведет реестры, осуществление проверок, определяет доминирующее положение.
3. Контроль за соблюдением законодательства в сфере естественных монополий
В пределах полномочий предоставленных законодательством.
ФТС – федеральная тарифная служба
Раздел 5 в положении о фас – полномочия в сфере контроля за естественными монополиями.
4. Контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы, ст 33 Закона о рекламе
Полномочия:
Рассмотрение дел по факту ненадлежащей рекламы, особый порядок рассмотрения в постановлении правительства и адм регламенте
Вынесение предписаний о прекращении ненадлежащей рекламы (рекламодатель, рекламораспространитель – обычно им выписывают предписание, регламоизготовитель)
Вынесение предписаний об отмене или изменении акта властного органа не соответствующего рекламному законодательству.
Обращение с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы
Обращение с иском о и понуждении к прекращению ненадлежащей рекламы
Обращение с иском о признании недействительными и отмене решения акта властного органа
5. Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров выполнения работ оказания услуг для гос и мун нужд
Полномочия: ФЗ-94 и разд 5 положения о ФАС
Контроль
Вынесение предписаний по результатам контроля
Разграничение полномочий ФАС и ее территориальных органов.
Критерии разграничения полномочий:
1. Территориальный критерий – искл-е ФАС осуществляет контроль, возбуждает и рассматривает дела по факту нарушения антимонопольного законодательства если деятельность субъектов выходит за пределы компетенции соответствующего территориального органа, в том числе по географическим границам конкретного товарного рынка, адм процедуры совершаются по месту совершения сделки или действия.
Исключение: Фас осуществляет контроль в отношении деятельности субъектов естественных монополий, к-я осуществляется на территории более пяти субъектов РФ.
2.Экономический критерий – стоимость активов, лиц участвующих в сделке или действии, размер активов финансовых организаций.
Регламент ФАС о порядке рассмотрения нарушений: ФАС м принять к производству и рассмотреть дело независимо от территориального и экономического критерия.
Правовой статус лиц занимающих доминирующее положение.
Ст 4 и 5 ФЗ о защите конкуренции.
Постановление правительства 19 дек 2007 года № 896
Приказ ФАС 28 апреля 2010 года № 220 утв порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках
Приказ ФАС 25 апреля 2006 № 108 применяется в части не противоречащей приказу № 220.
Приказ ФАС 17 января 2007 года № 5 утв административный регламент по порядку установления доминирующего положения.
Понятие доминирующего положения ст 5 закона о защите конкуренции
Признаки доминирующего положения:
1. Основной признак - размер доли субъекта на рынке
Доля – нет определения в законе, в приказе ФАС и регламенте – к каждому товарному рынку есть методики определения доли на рынке.
Случаи, когда антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение:
- доминирующим в силу закона признается положение хозяйствующего субъекта при наличии доли более 50 % - антимонопольный орган не доказывает
- при доле 35 до 50 – м доказать что хоз субъект занимает доминирующее положение антимонопольным орган м это доказать исходя из условий ст 5 ФЗ о защите конкуренции – неизменность, стабильность доли в течение одного года обычно рассматривается , характеристика товара на рынке.
- при доле менее 35% домин положение по общему правилу не устанавливается, за искл-м случаев указанных в законе о защите конкуренции и иными ФЗ.
Ст 5 – возможность установления доминирующего положения несколькими субъектами на рынке – это не группа лиц, то есть на рынке из числа субъектов антим органом выявляются наиболее крупные субъекты: 3 субъекта на рынке, доля их в совокупности д превышать 50% и доля каждого из них не менее 8% либо на рынке берется 5 крупных субъектов – их доля значительно превышает долю других субъектов на рынке, а вместе 70%, для каждого – 8 %.
В соответствии с п 8 ст 5 оценку состояния конкурентной среды на рынке в т ч для целей установления доминирующего положения на рынке дает антимонопольный органа.
2. Основной признак – рыночный потенциал – возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке.
30.10.2012
Последствия установления доминирующего положения на рынке:
1) снования для внесения сведений о хоз. субъекте в реестр.
2) основания для квалификации действий хоз. субъекта по ст. 10 закона о защите конкуренции.
3) основание для оценки положения хоз. субъекта при осуществлении гос. контроля за экономической концентрацией.
4) основания для учета положения хоз. субъекта в рамках размещения гос. и мун. заказа на товары, работы и услуги и осуществление закупок товаров, работ и услуг отдельными видами ю/л.