Ландшафтная организация территорий детских садов и школ
Детские дошкольные учреждения - важные объекты обслуживания населения жилых районов города. Уровень озеленения территорий достаточно высок: до 60% - дошкольные учреждения, 50% - территории школ. Как правило, сады и школы размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местоположениях, с нормальным естественным стоком вод.
Организация территорий детских садов: Территории детских садов располагаются в радиусе обслуживания – 500 – 1000м. Площадки для прогулокудаляют от входа в здание не более, чем на 30 м. Площадь групповой площадки (на одну группу) рассчитывается из норматива 7,5м² на одного ребенка. Вокруг здания обязательно предусматривают технический проезд шириной 3,5м. Площадки располагают таким образом, чтобы они просматривались из окон здания.
Функциональные зоны: - зона детских площадок; - зона входа на территорию;
- хозяйственная зона (хоз.двор, хозяйственные постройки, мусоросборник, площадка для сушки белья, площадью не менее 90м²), размещают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.
Помимо игровых площадок устраивают физкультурную площадку, площадью 250м², плескательный бассейн площадью 20м², а также сеть дорожек.
Все зоны объединяют видами парковых насаждений:
· ряды деревьев и кустарников по периметру участка (растения с плотной кроной);
· группы и одиночные экземпляры деревьев вблизи площадок;
· живые изгороди кустарников по периметру площадок для изоляции;
· цветники у входа в здание и на игровые площадки.
Групповые площадки предназначены для отдыха и игр на свежем воздухе. Обычно, на каждые две площадки устраивают сдвоенный навес, предназначенный для чтения, игр. Оборудование площадок – песочницы, манежи, шведские стенки, качели, качалки - все эти игровые элементы, должны быть выполнены из экологически чистых материалов и отвечать высокоэстетическим требованиям к данному виду малых архитектурных форм.
Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатель в любой момент мог видеть каждого ребенка своей группы, т.е. должна быть обеспечена 100% просматриваемость участка.
Нормативы игровых площадок: Игровая площадка для детей в возрасте до 3 лет должна составлять 150м² - норма на одного ребенка – 7,5 м², при группе до 20 человек, а для детей 4-6 лет – 180м², при норме 9м² на одного ребенка.
Взаимосвязь всех планировочных элементов осуществляется дорожной сетью, при ширине дорожек 1,5м. Дорожные покрытия, как правило, выполняются из специальных смесей, покрытия площадок должны быть выполнены из мягких сыпучих инертных материалов (керамзит, древесная щепа, шебень, песок и т.д.).
В проектировании территорий школ мы должны четко понимать функциональное назначение объекта, поскольку школы могут музыкальные, спортивные, профильные и общеобразовательные.
Общеобразовательная школа – территория ограниченного пользования жителей микрорайона. Школьный участок, как правило, ограждают изгородью, выполненной из различных материалов, высота которой должна состовалять не менее 1м.
Планировочным центром участка является здание школы. Вокруг школы обязательно предусматривается технический проезд шириной 3,5м, с разворотной площадкой.
Функциональные зоны: - учебно - опытная;- спортивная; - отдыха; - хозяйственная.
· Учебно – опытная зона предназначается для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по предметам ботаника, биология, природоведение, география и др. планировочными элементами являются: 1) опытный участок для выращивания полевых и овощных культур, площадью не менее 250 – 300м²; 2) опытный участок для занятий младших классов, площадью 120 – 150м²; 3) плодовый сад, площадью 450 - 500м²; 4) теплицы с парниками, площадью 250м²; 5)географическая и астрономическая площадки - 100м²; 6) школьная линейка – 400 - 450м².
· Спортивная зона занимает наибольшую площадь участка. Включает комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьной программой – 2 часа в неделю для каждого класса. В спортивной зоне предусматривают: 1) спортивное ядро 118 х 48м, с круговой беговой дорожкой 250м, или комбинированная площадка 96 х 37 с беговой дорожкой 200м; 2) комбинированная площадка 24 х 20м, для проведения занятий младших школьников и занятий волейболом, баскетболом; 3)комбинированная площадка 52 х 22м, для занятий по гимнастике и спортивных игр. Общая площадь спортивной зоны должна быть не менее 5000 – 6000м².
· Зона отдыха включает площадки ддля отдыха учеников, площадью 100 – 150м², а также площадки для прогулок и игр детей группы продленного дня: 1 – 4 классы - 200м²; 5 – 8классы – 2 площадки по 300м².
· Хозяйственная зона располагается со стороны входов в производственные помещения пищеблока и обязательно изолируется рядовыми посадками деревьев и кустарников. Включает в себя хозяйственный двор с хозяйственными постройками, мусоросборник. Обязательно предусматривается площадка 12 х 12м, для въезда и разворота спецавтотранспорта.
Озеленение предусматривает насаждения, которые объединяют все зоны в единое целое и занимают 40 – 50% от всей площади участка школы. Насаждения на участке играют функциональную роль, отделяя зоны, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух. Растения размещают таким образом, чтобы они не мешали учебному процессу: деревья высаживают от окон здания на расстоянии 10м, кустарники на расстоянии 5м. По периметру участка с внутрненней стороны предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе 4 – 6м, а с внешней стороны предусматривают защитную полосу шириной 5 – 10м. Вокруг рекреационных площадок растений размещают группами или одиночно, от дорожек и площадок растения располагают на таком расстоянии, чтобы ветви не могли помешать проходу учеников. Цветочное оформление эпизодично, в основном оно располагается перед парадным входом в здание школы, в виде цветников, робаток и вазонов.