Вертикальные и горизонтальные связи и аспекты становления ресурсоведения как научной дисциплины

В ходе эволюции науки как специализированной области чело­веческой деятельности общество накапливало все новые и но­вые знания, позволявшие как углублять познания, так и расши­рять горизонты неведомого. Поэтому для каждой научной дис­циплины существуют вертикальные и горизонтальные связи, сложившиеся в течение ее становления.

Вертикальные связи определены историческим развитием кон­кретной дисциплины и, конечно же, уровнем социально-экономического развития общества. При этом каждая ступень в развитии науки прибавляет новые знания и в то же время отодвига­ет к бесконечности процесс познания абсолютной истины. Это оз­начает бесконечность познания, отсутствие границ, за которыми нечего было бы познавать, и раскрывает новые возможности ис­следования окружающего мира. Вертикальные связи предопреде­ляют становление следующих стадий в эволюции любой научной дисциплины, в том числе и ресурсоведения:

1) эмпирической (начальной) стадии, связанной со сбором информации и ее описанием. Первобытное общество формировало в значительной мере начальный, подготовительный уровень этой стадии. Эмпирическое познание с возникновением науки посте­пенно отходит от обыденного, житейского и превращается в специ­альную познавательную деятельность, целью которой является достоверное практически и логически проверяемое установление фактов, их описание, классификация и др. Это уровень познания многообразия фактов и явлений мира, но не его единства. Совре­менный уровень эмпирической стадии ресурсоведения связан со сбором фактического материала, раскрывающего закономерности

распределения основных видов ресурсов, потенциальные возмож­ности применения каждого из них, потери ресурсов в ресурсных циклах и т. д. Эмпирические, опытные знания являются историче­ским предшественником теоретической стадии формирования нау­ки, с одной стороны, и современным источником исходных данных для теоретических обобщений - с другой;

2) теоретической стадии, связанной с обобщением, система­тизацией эмпирических данных, выработкой теоретических идей и концепций. Спецификой этого уровня познания является выявление не только внешних, но и внутренних закономерностей единства ок­ружающего мира. Если эмпирические знания позволяют фиксиро­вать, констатировать явления, процессы и связи между ними, то тео­ретические - дают возможность объяснять факты, выделять веду­щие, раскрывать глубинную сущность того или иного явления, пред­сказывать результаты опытов и экспериментов, прогнозировать по­следующие события. Уровень теоретического познания, безусловно, определяется периодом становления той или иной научной дисцип­лины, уровнем эмпирического познания в ней и современными со­циально-экономическими условиями развития научной дисциплины в обществе. Для ресурсоведения теоретическое познание связано с расширением возможностей освоения природно-ресурсного потен­циала в рамках современных концепций ресурсосбережения, ком­плексностью использования ресурсной базы, охраной окружающей среды, разработкой гипотез и программ национальных приоритетов и эколого-экономической эффективности ресурсопользования. Ме­жду эмпирическим и теоретическим знанием возможны противоре­чия и несовпадения, "научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей" [62]. Согласно Е. Ф. Солопову, наличие такого несовпадения свидетельствует о сложности решения какой-либо проблемы, необходимости уточнения либо эмпирическо­го, либо теоретического знания, либо того и другого вместе [119]. В конечном счете - теоретическое и эмпирическое знание должно быть приведено в соответствие одно другому для познания объек­тивной действительности. В такой ситуации немаловажную роль играет конструктивный уровень развития научной дисциплины;

3) конструктивной стадии, определяющей возможности ис­пользования на практике эмпирически полученных фактов, теоре-

тических концепций и открытий. В вертикальной иерархии станов­ления науки ее положение не определено. Она может развиваться непосредственно вслед или даже параллельно эмпирической ста­дии, а может быть венцом познания определенного среза знаний или относительной истины, следуя за эмпирической и теоретиче­ской стадиями. Для становления ресурсоведения как научной дис­циплины следует признать более распространенным первый вари­ант. Человек, познавая полезные свойства природных объектов и явлений, еще на ранних стадиях эмпирического познания широко использовал полученные знания на практике, совершенствуя тех­нологию, технику освоения ресурса, предлагая на этой основе но­вые знания о новых качествах используемого ресурса или разраба­тывая варианты его замены. Особенно успешно развивалась, да и сейчас развивается, эта сфера человеческого познания в области тех ресурсов, которые имеют ограниченное распространение или повышенный спрос. Использование новых технологий, приводи­мых к созданию искусственных заменителей природных ресурсов с учетом требований устойчивого развития цивилизации, - неопро­вержимое подтверждение логической взаимосвязи и важности всех вертикальных взаимосвязей развития науки.

(Приведите примеры взаимодействия всех связей в становле­нии ресурсоведения на одном из видов ресурсов.)

Горизонтальный аспект формирования ресурсоведения связан с особенностями изменения его предметной области. Он проявляется в процессе дифференциации направлений, ориентированных на осо­бенности использования ресурсов соответствующих классификаци­онных рангов (ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, ноосфе­ры и т. д.), выделении новых направлений из сложившихся научных дисциплин (исследования туристических ресурсов в системе рекреа­ционных ресурсов и т. д.). Дифференциация научного знания на обо­собленные науки имеет многовековую историю. Причем вплоть до ХГХ в. ведущей тенденцией развития науки была изоляция, отделе­ние наук друг от друга, дифференциация и дробление одной дисцип­лины на ряд частных. Например, география как единая наука в нача­ле XX в. была раздроблена на частные дисциплины, такие как гео­морфология, криология, биогеография и т. д. Между тем взаимопро­никновение, взаимообусловленность процессов и явлений, проте­кающих, например, в отдельных компонентах географической сре-

ды, привели к тому, что классическое разделение науки все больше приобретает условный характер и сейчас наблюдается устойчивая тенденция к синтезу научных знаний. Более того, единство мира оп­ределяется взаимосвязями его компонентов, процессами взаимопре­вращений, круговоротами вещества и энергии и т. д. Познание этих законов, а также усиление связи отдельных наук с материальным производством, духовными аспектами развития общества предопре­деляют развитие интегрирующих наук. Поэтому горизонтальный аспект становления и развития новых знаний связан также с процес­сом интеграции, формированием новых дисциплин на основе слия­ния частных. Такими дисциплинами, зародившимися во второй по­ловине прошедшего столетия, следует назвать геоэкологию, приро­допользование, ресурсоведение и др., которые объединяют геогра­фию, экологию, экономику, социологию и т. д. Можно охарактери­зовать процесс становления ресурсоведения и его развития в направ­лении расширения горизонтальных связей, которые затрагивают все более широкий круг вопросов по мере возрастания потребностей человечества в ресурсах, с одной стороны, и экологических ограни­чений их эксплуатации - с другой.

Таким образом, ресурсоведение сформировалось на основе синтеза множества частных дисциплин. Такой процесс, как было отмечено, был характерен для большинства наук. И до сегодняш­него дня ни одна отдельная наука не способна до конца раскрыть все вопросы, связанные с совершенствованием процессов ресурсо-потребления и ресурсовосстановления в контексте прогрессивного развития цивилизации человеческого общества, так как они имеют множество географических, биологических, социальных, техноло­гических и других аспектов. Обосновать эти вопросы и хотя бы наметить пути их решения может лишь интегрированная наука,

одной из которых является ресурсоведение.

Исходя их вертикальных и горизонтальных взаимосвязей раз­вития науки, направленности применения результатов и соответст­венно решаемых задач следует различать:

- фундаментальные исследования, ориентированные на выяв­ление закономерностей развития, познание внутренней структуры исследуемого объекта. Это, в большей мере, теоретический аспект становления и развития любого научного познания. Развитие ре­сурсоведения как фундаментальной науки позволяет методологи-

чески определять подход к исследованию частных проблем, кото­рыми занимаются близкие к ней отраслевые науки;

- прикладные исследования, использующие данные фундамен­тальной науки для решения практических задач и проблем.

Таким образом, как и любая другая наука, ресурсоведение по­следовательно или параллельно решает пять задач возрастающей трудности: 1) описание объекта, 2) объяснение происхождения свойств объекта и причин его нахождения в определенном месте, 3) прогнозирование изменений свойств объекта, 4) управление свойствами объекта, 5) создание объекта с заданными свойствами [20]. Обычно первые три являются задачами фундаментального, а две последние - прикладного исследования.

В ресурсоведении фундаментальные и прикладные исследова­ния тесно взаимосвязаны и включают самые разнообразные мето­ды, способы и стиль мышления, адекватные уровню развития са­мой науки и всей человеческой цивилизации.

Наши рекомендации