Ставка фрахта, как чартерная цена перевозки груза, характер влияния условий чартера на ее формирование. Скидки, надбавки к ставке
Основной доход судовладельца – вознаграждение, получаемое от фрахтователя за выполненную перевозку, которое называется фрахтом. Условие о фрахте в чартере представлено в двух реквизитах: ставка фрахта и оплата фрахта. Ставка фрахта зависит от множества факторов, часть из которых относится к рыночным, другая вытекает из условий договора морской перевозки – чартера.
Издержки судовладельца за перевозку груза зависят от временных параметров рейса, вытекающих из условий о портах и стали, порядка распределения расходов по грузовым операциям, а также транспортных характеристик перевозимого груза. Если перечисленные условия согласованы без опциона, то в чартере фиксируется ставка фрахта в виде конкретной величины. Но если фрахтователю представлены различные опционы, реализация которых влияет на уровень расходов судовладельца, то последний стремится оговорить значение ставки фрахта, рассматривая несколько вариантов. Достигается это согласованием базисных ставок фрахта и системы скидок или надбавок к ним при условии выполнения небазисных чартерных условий. Так, за дополнительный порт погрузки или выгрузки применяются условия, когда фрахтователю представляется опцион по количеству портов заходя для грузовых операций. Если выбираемые фрахтователем порты захода судна отличаются расстоянием (отдаленностью), в чартере к базисной ставке вводят так называемые дистанционные скидки и надбавки. Наличие у фрахтователя опциона по грузу дает основание судовладельцу также оговаривать ставку с надбавками за небазисный груз.
19.Порядок расчета фрахта за перевозку груза, условие «люмпсум», оплата с учетом представленной чистой грузоподъемности судна.
Основой формирования уровня ставки фрахта служат расходы судовладельца. Скалькулированная на такой базе и согласованная между партерами оп перевозке ставка фиксируется в чартере и определяется количеством определенной валюты на единицу перевозимого груза. Для тяжелых грузов такими единицами служат различные тонны (метрическая, длинная, короткая), центнеры, килограммы; для легких – кубометр, кубофут, и другие объемные единицы. Оплата может производится как за отправленное количество груза, так и за выгруженное.
В некоторых договорах согласовывается не ставка фрахта, а суммарная плата за перевозку, называемая сделкой, заключенной на условиях «люмпсум». Судовладелец обязуется перевезти несколько видов грузов или «законный груз», а фрахтователь – оплатить за это определенный фрахт. Договариваться о ставках фрахта в таких сделках нецелесообразно из-за неопределенности в номенклатуре грузов. Таким образом, при оплате «люмпсум» судовладелец совершенно не заинтересован подавать в порт погрузки зафрахтованное судно с соответствующей грузоподъемностью, которая часто устраивает фрахтователя. Для стимулирования судовладельца применяют сделки, заключаемые с оплатой фрахта за каждую тонну предоставленной грузоподъемности, что считается разновидностью условия «люмпсум».
Иногда ставки фрахта устанавливаются в зависимости от стоимости перевозимого груза. В основном это практикуется при перевозке ценных товаров (меха), когда судовладелец проявляет больше забот о сохранности груза. В этих случаях ставка фрахта определяется с учетом платежеспособности грузовладельца к повышенной степени риска при его перевозке.