Валовой сбор зерновых культур
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
А. Ф. Ширшов
ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Учебно-методическое пособие
Часть 2
Волгоград
«Перемена»
Ширшов А. Ф.
Практикум по общей экономической и социальной географии. Ч. 2: учеб.-метод. Пособие. - Волгоград: Перемена, 2007.- с. 67
В практикуме с помощью заданий, вопросов и нового статистического материала раскрыты темы «География сельского хозяйства мира», «География мирового транспорта» и «География всемирных экономических отношений», дана характеристика ведущих отраслей сельского хозяйства мира, отраслей мирового транспорта и отраслей нематериальной сферы. Явления и процессы рассмотрены в динамике с 50-х годов ХХ в.
Адресован студентам 3 – 5-го курсов стационара и ОЗО естественно - географического факультета университета и учителей географии средних школ.
ЗАНЯТИЕ 1. ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА В СИСТЕМЕ АПК
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- закрепить знания студентов о структурных сдвигах в с/х производстве;
- рассмотреть влияние природных и социально-экономических факторов на размещение отраслей с/х;
- расширить навыки в работе со статистическим материалом, по анализу карт, отражающих развитие с/х производства в мире.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с
- В. П. Максаковский. Георгафическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с.
- Атлас география 10 класс.
- Учебник. Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Используя статистические данные [1, стр 524 - 533]; [2, стр 278 - 282] сделать картосхемы «Интенсификация с/х в мире» а) механизация, б) химизация и мелиорация. Цветом показать, окрасив площади стран по производству продукции на 1 га пашни в долларах. Цветом показать, окрасив площади стран по количеству вносимых ими удобрений на 1 га пашни; штриховкой показать насыщенность (высокая, средняя, низкая) машин в расчете 1 трактор на площадь пашни.
Табл. 1
Уровень интенсификации с/х
Страна | Продукция на 1 га пашни, в долларах | Сколько людей кормит | |
1 га пашни | 1 работник с/х | ||
Бельгия | 12,5 | ||
Британия | |||
США | 1,5 | ||
Нидерланды | 16,5 | ||
Канада | 0,8 | ||
Швеция | |||
ФРГ | |||
Франция | |||
Швейцария | 16,5 | ||
Австралия | 0,5 | ||
Испания | |||
Япония | 26,5 | ||
Португалия | 3,5 | ||
Россия | 1,1 | 4,1 |
Сделать выводы.
В эпоху HIP интенсификация сельского хозяйства достигается благодаря
1. механизации и химизации (доп. материал: высокий уровень механизации и химизации сельского хозяйства имеют страны Западной Европы и Япония; в начале 1990-х гг. в Японии на 1000 га приходилось 450 тракторов, в ФРГ-200, в Италии - 150; минеральных удобрений вносилось на 1 га: в Нидерландах - 780 кг, в Бельгии-570 кг, в ФРГ-420 кг, в Японии - 380 кг. В Новой Зеландии удобряются луга и пастбища, на 1 га -1000 кг удобрений);
2. внедрению микроэлектроники, автоматизации (бройлерное производство цыплят);
3. новейшим достижениям селекции
а) генетике;
б) биотехнологии.
В постиндустриальных странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса
Агробизнес включает производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и др.
Агробизнес придает сельскому хозяйству индустриальный характер.
Задание 2.
Вспомнить, какие структурные элементы образуют АПК и вычертить схему АПК.
Обсудить варианты графической схемы АПК.
- Каково значение каждого их звеньев АПК?
- Что объединяет звенья АПК в единый комплекс?
Задание 3.
Используя данные картосхемы пособия [2, стр 278, и табл №119, стр 277] отметить главные мировые с/х районы, заполнив таблицу.
Сельскохозяйственные районы | Отрасли с/х | Экспортные виды с/х продукции |
1) Центральные и Великии равнины США | Зерновое хозяйство, животноводство | Кукуруза, пшеница, мясопродукты |
2) Степной Юг Канады | Зерновое хозяйство | Пшеница |
3) | ||
4) | ||
5) |
К мировым сельскохозяйственным районам можно отнести территории, выделяющиеся глубокой специализацией, большими объемами производства сельскохозяйственной продукции и. как правило, интенсивным развитием. Кроме отмеченных в таблице, необходимо изучить следующие районы: Приозерье (Северо-Восток США), Юго-Восток США, Калифорнию, Юго-Восток Бразилии, Пампу (Аргентина), Западную Африку, долина Нила, Индо-Гангскую низменность, Западный Декан, Южную Индию, Юго-Восточную Азию, Восточный Китай, Юго-Восточную Австралию и Новую Зеландию, Среднюю Азию, Среднюю Европу, Средиземноморье, степные и лесостепные районы СНГ, Российское Нечерноземье, Северный Кавказ и Закавказье.
Стоимость сельскохозяйственного производства в мире в 2002 г. составила около 1.4 трлн долларов (около 5% мировой валовой продукции). Крупнейшие производители продукции:
Китай - более 11 % мировой продукции;
США около 10%;
Индия - 7%;
Бразилия - 6%.
По, производству аграрной продукции на душу населения лидировали: Греция, Швейцария, Дания, Финляндия, Норвегия.
Ответить на вопросы
1. В чем состоит различие крестьянского и фермерского хозяйства?
2. Приведите примеры укрепления связей между агропроизводством и промышленностью.
3. Увеличивается или уменьшается влияние природного фактора на размещение сельскохозяйственного производства с техническим прогрессом на транспорте и почему?
ЗАНЯТИЕ 2. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА.
ГЕОГРАФИЯ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. выявить географические особенности возделывания и торговли основных хлебных культур мира;
2. развить умения и навыки работы с картографическими и статистическими материалами.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с (стр 536 –543, 589-596)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 287 - 291)
3. Учебник. Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1.
По данным пособия 1 (стр. 590), пособия 2 (стр. 290), таблицы 1 построить картосхему «География зерновых культур мира». Цветом показать страны со среднегодовой урожайностью культур ц/га: 1 группа стран – более 50 ц/га, 2 группа стран – 30 – 50 ц/га, 3 группа стран – 15 – 30 ц/га, 4 группа стран менее 15 ц/га.
Размерами пунсонов показать величину валовых сборов зерновых культур млн. тонн/год. 1 см. – 50 млн. т.
Дать анализ структуре посевных площадей зерновых культур. Какие главные особенности можно выделить в распространении зерновых культур? С чем связано неравномерность выращивания данных культур?
Табл. 1
Валовой сбор зерна и урожайность зерновых культур по странам мира, 1990 и 2001 гг.
Страна | Валовой сбор, Тыс. т | Урожайность, Ц/га | ||
1990 г. | 2001г. | 1990г. | 2001г. | |
Австралия | 37 281 | 17,1 | 20,7 | |
Австрия | 5 290 | 55,8 | 58,7 | |
Азербайджан | 1 996 | 26,2 | ||
Албания | 27,9 | 28,4 | ||
Алжир | 1 627 | 6,8 | 10,9 | |
Ангола | 3,2 | 6,2 | ||
Антигуа и Барбуда | 0,05 | 0,05 | 17,8 | 16,0 |
Аргентина | 20 124 | 22,3 | 32,2 | |
Армения | 18,5 | |||
Афганистан | 2 705 | 12,0 | ||
Багамские Острова | 0,75 | 0,38 | 15,0 | 21,7 |
Бангладеш | 24,9 | 33,9 | ||
Барбадос | 26,7 | 25,0 | ||
Белиз | 20,1 | 31,0 | ||
Белоруссия | 19,2 | |||
Бельгия и Люксембург | 2 119 | 57,5 | 75,9 | |
Бенин | 8,4 | 10,6 | ||
Болгария | 8 115 | 5 595 | 39,6 | 29,6 |
Боливия | 1 279 | 13,6 | 17,2 | |
Босния и Герцеговина | 23,7 | |||
Ботсвана | 2,5 | 1,1 | ||
Бразилия | 17,5 | 31,1 | ||
Бруней | 0,93 | 0,35 | 15,5 | 15,2 |
Буркина-Фасо | 1 518 | 3 109 | 6,0 | 9,6 |
Бурунди | 13,4 | 13,1 | ||
Бутан | 11,1 | 14,5 | ||
Вануату | 0.7 | 0,7 | 5,3 | 5,3 |
Великобритания | 22 569 | 61,7 | 62,9 | |
Венгрия | 12 561 | 45,2 | 48,6 | |
Венесуэла | 1 874 | 24,8 | 30,3 | |
Восточный Тимор | 16,0 | 19,6 | ||
Вьетнам | 19 896 | 30,7 | 41,5 | |
Габон | 16,4 | 16,3 | ||
Сектор Газа | 0,9 | 0,9 | 5,2 | 5,2 |
Гаити | 10,2 | 8,2 | ||
Гайана | 29,4 | 38,9 | ||
Гамбия | 10,0 | 12,3 | ||
Гана | 1 627 | 9,8 | 11,8 | |
Гватемала | 1 435 | 1 199 | 19,9 | 18,2 |
Гвиана (Фр.) | 42,4 | 26,0 | ||
Гвинея | 1 103 | 9,4 | 13,1 | |
Гвинея-Бисау | 15,3 | 13,1 | ||
Германия | 49 711 | 54,1 | 70,5 | |
Гондурас | 14,6 | 14,3 | ||
Гренада | 0,26 | 0,3 | 9,9 | 10,0 |
Греция | 4 464 | 30,3 | 38,0 | |
Грузия | 20,3 | |||
Гуам (США) | 0,02 | 0,02 | 20,0 | 20,0 |
Дания | 9 607 | 61,1 | 61,9 | |
Джибути | 0,01 | 0,01 | 16,6 | 16,2 |
Доминика | 0.15 | 0,17 | 13,6 | 13,0 |
Доминиканская Республика | 39,9 | 41,7 | ||
Египет | 57,0 | 73,8 | ||
Замбия | 1 210 | 1 069 | 13,5 | 14,5 |
Западная Сахара | 7,5 | 8,0 | ||
Западный берег реки Иордан | ||||
Зимбабве | 2 560 | 1 899 | 16,2 | 11,7 |
Израиль | 34,8 | 29,3 | ||
Индия | 193 919 | 240 026 | 18,9 | 24,0 |
Индонезия | 51 913 | 38,0 | 40,6 | |
Иордания | 12,2 | 14,8 | ||
Ирак | 3 455 | 1 543 | 10,6 | 5,6 |
Иран | 14 945 | 14,4 | 19,3 | |
Ирландия | 1 966 | 2 156 | 65,7 | 76,0 |
Испания | 24,8 | 27,9 | ||
Италия | 39,4 | 48,5 | ||
Йемен | 9,0 | 10,6 | ||
Кабо-Верде | 3,3 | 6,3 | ||
Казахстан | 12,0 | |||
Камбоджа | 2 588 | 4 200 | 13,6 | 21,2 |
Камерун | 1 441 | 12,4 | 18,0 | |
Канада | 26,3 | 24,4 | ||
Катар | 28,9 | 34,1 | ||
Кения | 2 728 | 3 167 | 14,8 | 16,6 |
Кипр | 18,8 | 22,7 | ||
Киргизия | 1 794 | 28,6 | ||
Китай | 404 413 | 398 394 | 43,2 | 47,6 |
Колумбия | 4 314 | 24,7 | 33,2 | |
Коморские Острова | 12,8 | 13,2 | ||
Конго (Браззавиль) | 6,2 | 7,8 | ||
Конго (Киншаса) | 1 491 | 1 593 | 8,0 | 7,8 |
КНДР | 39,2 | 30,2 | ||
Южная Корея | 58,5 | 66,0 | ||
Коста-Рика | 27,3 | 37,1 | ||
Кот-д'Ивуар | 1 239 | 1 900 | 8,8 | 13,7 |
Куба | 23,4 | 26.3 | ||
Кувейт | 36,5 | 21,9 | ||
Лаос | 1 589 | 22,3 | 30,9 | |
Латвия | 20,7 | |||
Лесото | 10,3 | 15,1 | ||
Либерия | 10,2 | 12,7 | ||
Ливан | 18,7 | 24,1 | ||
Ливия | 6,7 | 6,3 | ||
Литва | 25,4 | |||
Маврикий | 0,62 | 41,9 | 47,6 | |
Мавритания | 8,6 | 7,4 | ||
Мадагаскар | 2 581 | 19,4 | 17,5 | |
Македония | 22,8 | |||
Малави | 1 413 | 1 742 | 9,9 | 10,9 |
Малайзия | 1 920 | 2 344 | 27,4 | 33,7 |
Мали | 1 771 | 7,2 | 8,8 | |
Мальдивы | 0,007 | 0,005 | 10,0 | 10,0 |
Мальта | 35,0 | 40,0 | ||
Марокко | 6 276 | 11,2 | 8,9 | |
Мексика | 31 057 | 24,2 | 28,6 | |
Мозамбик | 1 674 | 4,7 | 8,2 | |
Молдавия | 2 543 | 24,9 | ||
Монголия | 10,9 | 7,4 | ||
Монтсеррат (Брит.) | 0,028 | 0,03 | 18,6 | 18,7 |
Мьянма | 21 404 | 27,6 | 31,3 | |
Намибия | 4,5 | 3,8 | ||
Непал | 5 847 | 7 120 | 19,2 | 21,7 |
Нигер | 2 135 | 3 161 | 3,1 | 4,0 |
Нигерия | 20 114 | 11,4 | 10,4 | |
Нидерланды | 1 361 | 1 580 | 69,6 | 72,0 |
Никарагуа | 15,2 | 16,7 | ||
Новая Зеландия | 50,3 | 64,6 | ||
Новая Каледония (Фр.) | 19,4 | 36,9 | ||
Норвегия | 1 568 | 1 201 | 43,9 | 36;3 |
ОАЭ | 0,16 22,1 | 3,5 | ||
Оман | 21,5 | 23,2 | ||
Пакистан | 17,6 | 22,3 | ||
Панама | 18,6 | 31,3 | ||
Папуа - Новая Гвинея | 23,9 | 41,4 | ||
Парагвай | 1 455 | 19,7 | 20,5 | |
Перу | 1 778 | 3 767 | 26,0 | 30,6 |
Польша | 28 014 | 32,8 | 30,5 | |
Португалия | 1 427 | 1 379 | 18,7 | 26,6 |
Пуэрто-Рико (США) | 0,54 | 10,8 | 18,7 | |
Реюньон (Фр.) | 43,0 | 67,2 | ||
Россия | 83 202 | 21,2 | ||
Руанда | 10,4 | 10,0 | ||
Румыния | 17 174 | 30,1 | .30,2 | |
Сальвадор | 19,3 | 18,8 | ||
Сан-Томе и Принсипи | 19,2 | 22,3 | ||
Саудовская Аравия | 4 137 | 2 091 | 42,4 | 34,5 |
Свазиленд | 10,6 | 15,2 | ||
Сенегал | 7,9 | 8,3 | ||
Сент-Винсент и Гренадины | 35,6 | 33,3 | ||
Сирия | 3 100 | 7,5 | 22,6 | |
Словакия | 3 384 | 39,9 | ||
Словения | 47,6 | |||
Соломоновы | ||||
Острова | 40,0 | |||
Сомали | 7,9 | 5,6 | ||
СССР | 209 109 | 20,1 | ||
Судан | 1 702 | 5 314 | 4,5 | 6,5 |
Суринам | 37,6 | 37,6 | ||
США | 312 400 | 325 288 | 47,5 | 58,8 |
Сьерра-Леоне | 12,0 | 10,7 | ||
Таджикистан | 13,5 | |||
Таиланд | 21 170 | 31 610 | 20,0 | 27,8 |
Танзания | 3 842 | 4 132 | 14,6 | 15,2 |
Подопечная территория Тихоокеанские острова (США) | 0,15 | 11.9 | ||
Того | 7,4 | 10,1 | ||
Тринидад и Тобаго | 28,2 | 25,7 | ||
Тунис | 1 650 | 11,4 | 17,4 | |
Туркмения | 1 832 | 23,1 | ||
Турция | 22,1 | 21,2 | ||
Уганда | 1 580 | 2 309 | 14,9 | 16,4 |
Узбекистан | 28,6 | |||
Украина | 27,2 | |||
Уругвай | 1 123 | 1 765 | 21,8 | 31,9 |
Фиджи | 21.8 | 24.8 | ||
Филиппины | 20,6 | 26,6 | ||
Финляндия | 35,4 | 31,6 | ||
Франция | 55 111 | 60,8 | 67,5 | |
Хорватия | 3 063 | 43,4 | ||
Центральноафриканская Республика | 8,0 | 12,8 | ||
Чад | 1 321 | 5,5 | 6,3 | |
Чехия | 7 343 | 45,0 | ||
Чехословакия | 12 626 | 51,8 | ||
Чили | 2 981 | 3 116 | 36,1 | 49,3 |
Швейцария | 1 268 | 1 108 | 59,8 | 62,3 |
Швеция | 5 391 | 49,6 | 45,9 | |
Шри-Ланка | 2 579 | 2 728 | 29,6 | 34,2 |
Эквадор | 1 383 | 17,2 | 22,5 | |
Эритрея | 6.0 | |||
Эстония | 20.3 | |||
Эфиопия | 6 138 | 9 209 | 12,3 | 12,2 |
ЮАР | 11 555 | 18,8 | 24,7 | |
Югославия | 14 165 | 9 032 | 34.0 | 42,6 |
Ямайка | 11,1 | 12,0 | ||
Япония | 14 449 | 12 254 | 58,4 | 61,1 |
Мир в целом | 1 951 507 | 2 100 802 | 27,5 | 31,2 |
рис. 1 Урожайность зерновых культур в Мире.
Задание 2.
Используя данные таблиц № 2 и № 3, сделать картосхему «География зерновых культур». Цветом показать страны с производством зерна на душу населения, кг: 1 группа стран – более 500 кг., 2 группа – 350 – 500 кг., 3 группа – 100 – 305 кг., 4 группа – менее 100 кг.
На картосхеме, используя данные таблицы 3, показать структуру производства зерна в основных странах; переводить показатели производства в показатели градусов, с размещением этого в круговые диаграммы.
Табл. 2
Валовой сбор зерновых культур
№ п/п | Зерновые культуры | |||
Страна | Регион | Объем, млн т | На душу населения, кг/чел, в год | |
Китай | Азия | 407,7 | ||
США | Северная Америка | 356,5 | ||
Индия | Азия | 236,5 | ||
Франция | Европа | 65,9 | ||
Россия | Европа, Азия | 64,1 | ||
Индонезия | Азия | 60,2 | ||
Канада | Северная Америка | 53,7 | ||
Бразилия | Латинская Америка | 47,0 | ||
Германия | Европа | 45,0 | ||
Аргентина | Латинская Америка | 34,9 | ||
И | Вьетнам | Азия | 33,8 | |
Австралия | Австралия | 33,2 | ||
Бангладеш | Азия | 31,8 | ||
Турция | Азия | 30,3 | ||
Мексика | Латинская Америка | 29,7 | ||
Мир | 2059,8 |
Табл. 3
Структура производства зерна, %, по видам в странах мира (начало XXI в.)
№ п/п | Страна | Пшеница | Рис | Кукуруза | Ячмень | Просяные | Овес | Рожь |
Китай | 24,8 | 46,7 | 25,3 | 1,0 | 1,1 | 0,2 | 0,2 | |
США | 17,4 | 2,4 | 73,8 | 1,9 | 3,8 | 0,6 | 0,1 | |
Индия | 29,6 | 57,1 | 4,9 | 0,6 | 7,8 | — | — | |
Франция | 56,6 | 0,3 | 24,1 | 15,1 | 0,5 | 1,1 | 0,3 | |
Россия | 57,7 | 0,8 | 2,0 | 19,7 | 1,7 | 8,3 | 8,8 | |
Индонезия | — | 84,8 | 15,2 | — | — | — | — | |
Канада | 48,8 | — | 15,8 | 27,4 | — | 6,6 | 0,5 | |
Бразилия | 4,3 | 23,2 | 69,3 | 0,8 | 1,8 | 0,5 | 0,0 | |
Германия | 47,3 | — | 7,3 | 27,1 | — | 2,4 | 9,4 | |
Аргентина | 43,0 | 2,7 | 42,1 | 1,1 | 11,6 | 1,5 | 0,3 | |
Мир, %/млн т | 28,3/ 582,2 | 28,8/ 592,9 | 29,0/ 596,4 | 6,6/ 135,9 | 4,2/ 86,2 | 1,3/ 26,1 | 0,1/ 20,5 |
рис. 2 Производство зерна на душу населения в Мире.
Задание 3.
Используя данные учебного пособия 1 и 2, таблицы 4, 5, 6, 7 дать географическую характеристику:
1. мирового производства пшеницы;
2. мирового производства кукурузы;
3. мирового производства риса;
4. мирового производства ржи;
5. мирового производства ячменя;
6. мирового производства овса;
7. мирового производства проса и сорго.
Сделать картосхемы, используя круговые диаграммы, географии мирового производства пшеницы, кукурузы, риса. Масштаб 1 см. – 30 млн. т.
Табл. 4
Валовой сбор риса, кукурузы и пшеницы в странах мира (начало XXI в.)
№ п/п | Рис | Кукуруза | ||||
Страна | Регион | Объем, млн т | Страна | Регион | Объем, млн т | |
Китай | Азия | 190,4 | США | Северная Америка | 263,2 | |
Индия | Азия | 135,0 | Китай | Азия | 103,1 | |
Индонезия | Азия | 51,0 | Бразилия | Латинская Америка | 32,6 | |
Вьетнам | Азия | 32,0 | Мексика | Латинская Америка | 18,8 | |
Бангладеш | Азия | 29,9 | Франция | Европа | 15,9 | |
Таиланд | Азия | 23,4 | Аргентина | Латинская Америка | 14,7 | |
Мьянма | Азия | 20,0 | Индия | Азия | 11,5 | |
Филиппины | Азия | 12,5 | Италия | Европа | 10,3 | |
Бразилия | Латинская Америка | 10,9 | Индонезия | Азия | 9,2 | |
США | Северная Америка | 8,7 . | Канада | Северная Америка | 8,5 | |
Пакистан | Азия | 6,5 | Египет | Африка | 5,6 | |
Египет | Африка | 5,6 | Нигерия | Африка | 5,5 | |
Мир | 592,9 | Мир | 596,4 |
Пшеница | |||
Страна | Регион | Объем, млн т | |
Китай | Азия | 100,9 | |
Индия | Азия | 70,1 | |
США | Северная Америка | 62,0 | |
Франция | Европа | 37,3 | |
Россия | Европа, Азия | 37,0 | |
Канада | Северная Америка | 26,2 | |
Австралия | Австралия | 22,2 | |
Германия | Европа | 21,3 | |
Пакистан | Азия | 21,1 | |
Турция | Азия | 18,0 | |
Великобритания | Европа | 16,5 | |
Аргентина | Латинская Америка | 15,0 | |
Украина | Европа | 12,7 | |
Польша | Европа | 8,3 | |
Италия | Европа | 7,3 | |
Мир | 582,2 |
Табл. 5
Страны лидеры по выращиванию ячменя в 2002 г.
Страна | Производство | Производство | |||
млн т | % | млн т | % | ||
1. Российская Федерация | 18,7 | 14,1 | 13. Китай | 2,5 | 1,9 |
2. Франция | 10,9 | 8,2 | 14. Казахстан | 2,2 | 1,7 |
З.ФРГ | 10,9 | 8,2 | 15. Иран | 2,0 | 1,5 |
4. Украина | 10,4 | 7,9 | 16. Белоруссия | 1,9 | 1,4 |
5. Испания | 8,3 | 6,3 | 17. Чехия | 1,8 | 1,4 |
6. Турция | 7,5 | 5,7 | 18. Швеция | 1,7 | 1,3 |
7. Канада | 7,2 | 5,4 | 19. Финляндия | 1,7 | 1,3 |
8. Великобритания | 6,2 | 4,7 | 20. Марокко | 1,6 | 1,2 |
Э.США | 4,9 | 3,7 | 21. Индия | 1,4 | 1,1 |
10. Дания | 4,1 | 3,1 | Итого, 21 страна | 112,6 | 85,2 |
11. Польша | 3,4 | 2,6 | Мир в целом | 132,2 | 100,0 |
12. Австралия | 3,3 | 2,5 |
Табл. 6
Страны лидеры по выращиванию ржи в 2002 г. (более 0,5 % мирового производства)
Страна | Производство | Страна | Производство | ||
млн. т | % | млн т | % | ||
1. Российская Федерация | 6,6 | 28,3 | 10. Турция | 0,2 | 0,9 |
2. ФРГ | 5,1 | 21,9 | 11. Австрия | 0,2 | 0,9 |
3. Польша | 4,9 | 21,0 | 12. Швеция | 0,2 | 0,9 |
4. Украина | 1,8 | 7,7 | 13. США | 0,2 | 0,9 |
5. Белоруссия | 1,3 | 5,6 | 14. Чехия | 0,1 | 0,4 |
6. Китай | 0,6 | 2,6 | 15. Венгрия | 0,1 | 0,4 |
7. Дания | 0,4 | 1,7 | 16. Франция | 0,1 | 0,4 |
8. Литва | 0,2 | 0,9 | Итого, 16 стран | 22,2 | 95.3 |
9. Канада | 0,2 | 0,9 | Мир в целом | 23,3 |
Табл. 7
Страны – лидеры по производству овса в 2002 г. (более 1% мирового производства)
Страна | Производство | Страна | производство | ||
Млн. т | % | Млн. т | % | ||
1. Российская Федерация | 5,7 | 22,4 | 13. Китай | 0,6 | 2,4 |
2. Канада | 2,7 | 10,6 | 14. Белоруссия | 0,6 | 2,4 |
3. США | 1,7 | 6,7 | 15, Аргентина | 0.5 | 2,0 |
4. Финляндия | 1,5 | 5,9 | 16. Чили | 0,4 | 1.6 |
5. Польша | 1,5 | 5,9 | 17. Румыния | 0,4 | 1.6 |
6. Швеция | 1,2 | 4,7 | 18. Бразилия | 0,3 | 1,2 |
7. ФРГ | 3,9 | 19. Италия | 0,3 | 1,2 | |
8. Украина | 0,9 | 3,5 | 20. Норвегия | 0,3 | 1,2 |
9. Испания | 0,9 | 3,5 | 21. Турция | 0,3 | 1,2 |
10 Велико6ритлния | 0.8 | 3,1 | 22. Дания | 0.3 | 1,2 |
11. Франция | 0,7 | 2,7 | Итого, 21 страна | 23,3 | 91,4 |
12 Австралия | 0,7 | 2,7 | Мир в целом | 25,5 | 100,0 |
План изучения отрасли земледелия
1. Хозяйственная оценка природных условий для развития отрасли:
а) установить требования культуры к климату и почвам;
б) используя агроклиматическую карту, сопоставить данные о требованиях культур к почвенно-климатическим условиям с условиями района распространения культур:
- данные о t° С, ниже которых наступает повреждение культуры с t° С в районах распространения;
- данные о продолжительности вегетационного периода с данными климатической карты, продолжительности безморозного периода районов посевов злаков;
- данные о времени преимущественного потребления растениями воды из почвы с данными о годовом распределении осадков и др.
в) оценка почв:
г) оценка рельефа местности.
2. Определить роль каждой культуры в мировом земледелии, особенности
динамики их производства за последние 30 лет, размещения в мире, по
поясам и отдельным странам. Определить география торговли зерновыми
культурами.
Особое внимание обратить на различие между странами, объяснить причины
этих различий.
Ответить на вопросы
1. Какие страны и почему являются крупнейшими мировыми производителями зерна. В каких из этих стран основной зерновой культурой является пшеница, рис или кукуруза? Почему? Как объяснить то, что в большинстве стран, являющихся крупнейшими производителями зерна, в расчете на душу населения его производится не так много? Почему страны—крупнейшие производители зерна, как правило, являются и крупнейшими производителями технических культур?
2. Определите, в каких природных зонах размещаются посевные площади товарной пшеницы (используйте также карту). Определите основные потоки зерна из стран-экспортеров. Почему
в мировой торговле особое место занимают зерновые?
Задание 4.
Заполнить таблицу 8
Табл. 8
География зерновых культур мира.
Зерновая культура | Основные регионы выращивания | Ведущие страны производители | Главные экспортеры |
Пшеница Родина – передняя Азия, Средиземноморье | Северный пшеничный пояс: США, Канада, Зап. Европа, Россия, Украина, Казахстан, Юго-Западная Азия, Южная и Восточная Азия. Южный и пшеничный пояс: Южная Америка, Южная Африка, Австралия | ||
Рис – родина Китай | Восточная, Юго-Восточная Азия, Африка, Сев. и Южн. Америка. | ||
Кукуруза – родина Мексика | Совпадает с посевами пшеницы, примыкая к северному и южному пшеничным поясам |
ЗАНЯТИЕ 3. ГЕОГРАФИЯ ДРУГИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КУЛЬТУР МИРА (МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ)
ЦЕЛЬИ ЗАНЯТИЯ:
1. Выявить географические особенности возделывания основных продовольственных культур Мира и их торговлю.
2. Закрепить навыки и умения в работе со статистическими и картографическими материалами.
3. Рассмотреть природных и социально-экономических факторов на размещение и развитие основных продовольственных культур Мира.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). – М.:Гардарики, 2001.-704 с (стр 543, 597)
2. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. Кн. 1 М.: Дрофа, 2003. – 496 с. (стр. 291-292)
3. Учебник. Максаковский В. П. География. 10 класс 2005 г.
4. Атлас география 10 класс.
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
На основание данных таблицы №1 и пособий №1 и №2, определите какие масличные культуры стали играть главную роль в производстве с/х культур Мира, в сравнении с 70-ми годами.
Таблица 1.
Валовой сбор масличных культур начало XXI в. и 70-е гг ХХв
Начало ХХI в. | 70-е гг ХХ в | ||||
№ п/п | Масличные культуры | Объем, млн т | Доля; % | Объем, млн т | Доля; % |
Соя | 162,5 | 44,5 | 41,1 | 41,4 | |
Рапс | 39,5 | 10,8 | 5,3 | 5,4 | |
Хлопчатник | 34,3 | 9,4 | 20,2 | 20,2 | |
Арахис | 31,3 | 8,6 | 16,1 | 16,0 | |
Подсолнечник | 26,5 | 7,3 | 9,7 | ||
Масличная пальма | 21,3 | 5,8 | 0,5 | 0,5 | |
Оливки | 13.6 | 3,7 | 1,5 | 1,5 | |
Пальмовые ядра | 6,3 | 1,7 | 0,5 | 0,5 | |
Копра | 4,9 | 1,3 | 0,5 | 0,5 | |
Лен-кудряш | 2,9 | 0,8 | 2,8 | 2,8 | |
Кунжут | 2,7 | 0,7 | 1,6 | 1,65 | |
Всего | 365,0 | 96,8 |
А) Выявить особенности динамики производства масличных культур. Какие из масличных культур лидируют в мировом производстве?
Б) Построить круговые диаграммы «Валовой сбор масличных культур по годам».
Задание 2. На основание таблиц 2-3 и пособий 1 и 2 сделать анализ производства соевых бобов по регионам и странам мира (анализ давать по плану).
Табл. 1 Сбор соевых бобов, 2004 | Табл. 2 Производство соевого масла, 2002 | ||
страна | Тыс. т | страна | Тыс. т |
США | 85 484 | США | 8 572 |
Бразилия | 49 205 | Бразилия | 4 937 |
Аргентина | 31 500 | Китай | 4 921 |
Китай | 17 600 | Аргентина | 3 973 |
Индия | 5 500 | Индия | 1 143 |
Парагвай | 3 584 | Германия | |
Канада | 3 048 | Япония | |
Боливия | 1 670 | Нидерланды | |
Индонезия | Испания | ||
Россия | Канада | ||
МИР | 204 266 | МИР | 30 059 |
Задание 3. На основание таблиц 4-5 и пособий 1 и 2 сделать анализ производства семян подсолнечника по регионам и странам мира (анализ давать по плану).