Расчет элементов линии заданного пути
Маршрут полета в ПНПК задается геодезическими координатами ИПМ, ППМ и КПМ. Геодезические координаты в бортовой цифровой вычислительной машине пересчитываются в сферические. По сферическим координатам начальной и конечной точек этапа маршрута рассчитываются следующие элементы линии заданного пути:
- заданные путевые углы по этапам маршрута;
- длина этапа;
- угол схождения меридианов;
- линейное упреждение разворота.
Расчет заданных путевых углов по этапам маршрута.
В ПНПК заданные путевые углы по этапам маршрута измеряются от условного меридиана, в качестве которого принимается истинный меридиан, проходящий через ИПМ.
Для первого этапа маршрута заданный условный путевой угол by1 (он же начальный заданный истинный путевой угол βи1) рассчитывается из сферического треугольника ИПМ-Рс-ТИМ1 по формуле четырех элементов:
cos(90˚– φ0) cos(λ1 – λ0)=sin(90˚– φ0) ctg(90˚– φ1) – sin(λ1–λ0) ctg βи1.
Упростив полученное выражение по формулам приведения, имеем:
sin φ0 cos(λ1 – λ0) = cos φ0 tg φ1 – sin(λ1–λ0) ctg βи1.
Решив данное уравнение относительно ctg βи1, получим:
ctg βи1 = .
Рис. Расчет путевого угла первого этапа маршрута
Для удобства решения в БЦВМ от функции котангенса в выражении перейдем к тангенсу путевого угла, учитывая, что тангенс – функция обратная котангенсу. Тогда значение βи1 можно представить в виде:
tg βи1 = .
По формуле в БЦВМ рассчитывается заданный условный путевой угол первого этапа маршрута.
Рис. Определение заданного путевого угла второго этапа маршрута
Заданный условный путевой угол второго этапа маршрута by2 рассчитывается как:
by2 = bи1 + Db1,
где Db1 – угол разворота для выхода на линию заданного пути второго этапа маршрута.
Угол разворота для выхода на ЛЗП второго этапа маршрута рассчитывается по формуле, получаемой из рисунка:
Db1 = βи2 – (β'и1 – 180°) = βи2 + 180° – β'и1,
где βи2 – начальный заданный истинный путевой угол второго этапа маршрута;
β'и1 – обратный истинный путевой угол предыдущего (первого) этапа маршрута в первой ТИМ.
Для расчета начального заданного истинного путевого угла второго этапа маршрута в уравнении вместо координат ИПМ подставим координаты ТИМ1, а вместо координат ТИМ1 – координаты ТИМ2.
В результате этого получим:
tg βи2 = .
Рис. Расчет угла разворота Db1
Для любого очередного (i + 1) этапа маршрута заданный условный путевой угол byi+1 рассчитывается как сумма заданного путевого угла byi текущего i-того этапа маршрута и угла разворота Dbi для выхода на линию заданного пути очередного (i + 1) этапа, т. е.
byi+1 = byi + Dbi, где
Dbi = βиi+1 + 180° – β'иi,
tg βиi+1 =
tg β'иi =
Заданный условный путевой угол этапа маршрута ндицируется на указателе штурмана
Рис. Расчет заданного путевого угла для любого УШ-3 точной курсовой системы ТКС-П с очередного (i + 1) этапа маршрута помощью индекса заданных путевых углов
(ЗПУ) при установке переключателя ИНДЕКС УШ
на приборной доске штурмана в положение ЗПУ и на навигационных пилотажных приборах НПП летчиков и штурмана с помощью стрелки ЗК при установке переключателя режимов работы на пульте управления САУ в положение НАВИГАЦИЯ. Кроме того, заданный условный путевой угол этапа маршрута индицируется на верхней строчке индикатора КП1-10м при наборе адреса 354 и нажатии клавиши ИНДИКАЦИЯ на панели управления.
Расчет длины этапа маршрута
Длина этапа маршрута в радианах рассчитывается из сферического треугольника ТИМi-1–Рс-ТИМi по теореме синусов:
.
Решая это уравнение относительно длины этапа маршрута Si, имеем:
.
Рис. Расчет длины i-того этапа маршрута
Длина этапа маршрута в километрах рассчитывается по формуле:
, где R3i – радиус земной сферы в километрах.
Расчет угла схождения меридианов
Под углом схождения меридианов dсх понимается угол, заключенный между истинным меридианом данной точки и условным меридианом, выбранным за начало отсчета. Угол схождения меридианов отсчитывается от 0º до +180º по ходу часовой стрелки («+») и от 0º до –180º против хода часовой стрелки (« ̶ »).
Из определения угла схождения меридианов следует, что он по абсолютной величине равен азимутальной поправке DА (в случае, когда за условный меридиан принимается истинный меридиан какой-то точки, выбранный за начало отсчета) и противоположен ей по знаку.
В ПНПК угол схождения меридианов определяется с повышенной точностью в точке излома маршрута как разность истинных путевых углов, рассчитанных в начале и конце одного и того же этапа маршрута и приближенно в текущей точке места самолета.
Расчет угла схождения меридианов в точке излома маршрута
Так как в качестве условного меридиана в ПНПК принимается истинный меридиан ИПМ, то в точке ИПМ угол схождения меридианов равен dсх0 = 0.
В первой точке излома маршрута угол схождения меридианов равен:
Во второй ТИМ угол схождения меридианов равен:
Таким образом, в любой i-той ТИМ угол схождения меридианов будет равен:
где i – номер очередной ТИМ, в которую выводится самолет;
dсхi-1 – угол схождения меридианов в предыдущей ТИМi-1;
β'иi – обратный ИПУ текущего i-того этапа маршрута, измеренный в конце этапа;
βиi – начальный истинный путевой угол этапа маршрута.
Угол схождения меридианов в предыдущей ТИМi-1 индицируется на верхней строчке индикатора КП1-10м при наборе адреса 527, а угол схождения меридианов в очередной ТИМi – при наборе адреса 530 и нажатой клавише ИНДИКАЦИЯ на КП1-10м.
Расчет угла схождения меридианов в текущей точке места самолета
В текущей точке места самолета угол схождения меридианов dсхт рассчитывается по приближенной формуле:
где lт, jт – текущие сферические координаты места самолета;
li-1, ji-1 – сферические координаты предыдущей ТИМi-1;
dcxi-1 – угол схождения меридианов в предыдущей ТИМ i-1.
Угол схождения меридианов в текущей точке места самолета dсхт индицируется на верхней строчке индикатора КП1-10м при наборе адреса 531, и нажатой клавише ИНДИКАЦИЯ.
На последующих модификациях управляющего вычислительного комплекса (УВК) (где имеется клавиша ) угол схождения меридианов в текущей точке места самолета индицируется на нижней строчке индикатора КП1-10м при включении данной клавиши. По адресу 531 в этом случае индицируется истинный курс gи, рассчитанный по формуле:
,
где gу – условный курс самолета, измеренный ТКС-П и выдаваемый в УВК.
Это дает возможность выполнить коррекцию показаний точной курсовой системы ТКС-П по данным инерциальной навигационной системы И-11-76.
Расчет линейного упреждения разворота.
Из прямоугольного треугольника:
Расчет линейного упреждения разворота в ПНПК производится по более сложной формуле с учетом влияния ветра и времени ввода самолета в максимальный крен и вывода из него.
Величина ЛУР рассчитывается в ПНПК за 40км до ППМ. При угле разворота ³ 174° величина ЛУР принята постоянной и равна 40км. УВК не рассчитывает ЛУР, если:
- угол разворота меньше 11˚15′;
- ППМ маркирован признаком ЦЕЛЬ или КПМ;
- полет выполняется на 5-м участке предпосадочного маневра;
- не введены координаты следующего ППМ.
Счисление пути в ПНПК «Купол-76»
Под счислением пути понимается непрерывное определение текущих координат места самолета. В ПНПК используется комбинированный воздушно-доплеровский способ счисления пути, при котором датчиками параметров движения самолета являются доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС), система воздушных сигналов (СВС) и точная курсовая система (ТКС-П).
Счисление пути в ПНПК осуществляется в этапно-ортодромической системе координат на основании данных о составляющих вектора путевой скорости Wx,Wz. Счисление пути включается нажатием на клавишу РАБОТА на панели управления КП1-10м, при этом одновременно производится расчет элементов линии заданного пути первого этапа маршрута, а на приборных досках летчиков и штурмана загорается табло МАРШРУТ.
При выводе уравнений счисления пути будем считать, что полет выполняется вблизи ЛЗП этапа маршрута, т. е. координата z места самолета близка к нулю.
Пусть в некоторый момент времени самолет находится в точке М с этапно-ортодромически-ми координатами xi-1 и zi-1.
Составляющие путевой скорости по осям этапно-ортодромической системы координат равны wx и wz. Тогда через малый промежуток времени Dt самолет сместится в точку М1, координаты места самолета получат приращения по оси Х wx. Dt, а по оси Z wz Dt и станут:
Эти уравнения являются уравнениями счисления пути для одного цикла работы БЦВМ. Промежуток времени Dt между двумя последовательными решениями задачи определения текущих координат места самолета называются длительностью цикла и в ПНПК составляет 0,5 с. Т.е. задача счисления пути в БЦВМ решается дискретно. Для n циклов работы БЦВМ уравнения счисления пути можно записать в виде:
где xт, zт – текущие (счисленные) координаты места самолета;
x0, z0 – координаты точки счисления пути;
, – составляющие путевой скорости по осям этапно-ортодромической системы координат при i-том цикле работы БЦВМ.
По рассчитанной длине этапа маршрута Si и текущей координате места самолета xт рассчитывается оставшееся расстояние Sостi до очередной ТИМi .
Оставшееся расстояние до очередной ТИМi и текущая координата места самолета zт индицируются с точностью до десятых долей километра на цифровых счетчиках панели индикации при включенных клавишах в ряду ИНДИКАЦИЯ на панели управления КП1-10м. Кроме того, координату хт можно прочитать на цифровых счетчиках панели индикации по адресу 401, а координату zт – по адресу 403 при нажатой клавише ИНДИКАЦИЯ на панели ввода КП1-10м. Точность определения места самолета счислением пути в ПНПК характеризуется средней квадратической радиальной ошибкой:
где Ксч – коэффициент счисления, равный 0,02 при определении составляющих путевой скорости с помощью ДИСС и 0,025 при определении составляющих путевой скорости по данным СВС-ПН-15 и коррекции ветра через каждые 20 минут полета;
Sпр – расстояние, пройденное самолетом без коррекции результатов счисления пути.
Физический смысл средней квадратической радиальной ошибки в определении координат места самолёта заключается в следующем:
- расчетное место самолёта может отстоять от фактического с гарантийной вероятностью Рг = 0,632 на величину не более sr или, иными словами, отметка места самолета не выйдет за пределы круга радиуса, равного sr с гарантийной вероятностью Рг = 0,632;
- отметка места самолёта не выйдет за пределы круга радиуса, равного 1,73sr с гарантийной вероятностью Рг = 0,95.
По индицируемым на цифровых счетчиках панели индикации КП1-10м координатам Sост i и Zт штурман графически прокладывает место самолёта на карте, для чего от очередной ТИМi по ЛЗП в сторону предыдущей ТИМi-1 отложить Sост i в масштабе карты. Из полученной точки восстановить перпендикуляр к ЛЗП и, отложив на нем в масштабе карты координату Zт со своим знаком, получить расчетную точку места самолёта.
Дискретность решения задачи счисления пути через промежутки времени Dt = 0,5 с является причиной того, что при полете самолета с разворотом возникает ошибка в определении координат места самолёта. Пусть в точке М самолет вошел в разворот, и фактические координаты места самолёта совпали с расчетными. Двигаясь по криволинейной траектории, самолет через промежуток времени Dt = 0,5 с будет находиться в точке М1'. БЦВМ не учитывает поворот вектора путевой скорости в процессе разворота и выдает расчетные координаты места самолёта в точке М1". Из точки М1' самолет, продолжая разворот, через очередной промежуток времени Dt = 0,5 с сместится в точку М2', а БЦВМ выдает расчетное место в точке М2".
Величина ошибки счисления пути D зависит от путевой скорости самолета, радиуса кривизны траектории (угла крена в развороте) и от суммарного угла разворота. Так, например, при путевой скорости w = 500 км/ч, угле крена в развороте bкр = 30° и угле разворота Db = 360° величина ошибки D составляет 400 м.