Ресурсоведение в сложившейся системе научных дисциплин
Что изучает ресурсоведение? Основные понятия и термины. Методология, методы, объект и предмет изучаемого курса. Вертикальные и горизонтальные связи становления ресурса-ведения как научной дисциплины. Основные принципы и законы. Разносторонняя связь человека с многообразием ресурсов.
Собирайте факты! Из них разовьется мысль.
Бюффон Жорж Луи
1.1. Что изучает ресурсоведение?
Жизнь человека, общества, существование цивилизации немыслимо без использования всего многообразия ресурсов, создания новых или познания ранее неведомы?: качеств уже известных. Наличие разума выделило человека из всех живых существ: человеческое общество стало развиваться по своим социальным и экономическим законам, оставаясь при этом зависимым от законов эволюции природы, потребления природных ресурсов.
Существует тесная взаимосвязь между общим экономическим ростом, опирающимся на все увеличивающиеся темпы ресурсопот-ребления, и изменениями, происходящими в окружающей среде. С развитием общественного производства все более возрастает влияние человека на природу, использование ее ресурсов. В этой связи рассмотрение вопросов развития цивилизации без учета закономерностей, раскрывающих распределение и потребление ресурсного потенциала и регулирующих взаимосвязи общества с природой без учета экологических факторов, может привести к нежелательным экономическим и социальным последствиям. В данных условиях необходимо правильно представлять причинно-следственные связи взаимодействия основных факторов развития общества: тру-
довых ресурсов, средств производства и природно-ресурсного потенциала. Указанные факторы находятся в диалектическом единстве и противоречии. Очевидно, что дальнейшее развитие производительных сил связано с вовлечением в хозяйственный оборот все более значительных объемов ресурсов и соответственно увеличением нагрузки на окружающую среду, качество которой может существенно влиять на развитие производительных сил, ускоряя или замедляя его динамику.
Отправной точкой для анализа динамики ресурсопотребления является вопрос о роли ресурсов, особенно природных, на современном постиндустриальном этапе развития общества. Для многих государств преобладающим подходом в решении поставленного вопроса является технократический: в кратчайшие сроки можно получить любые требуемые ресурсы в любом количестве. Между тем в ресурсопотреблении складывается ситуация, настойчиво свидетельствующая о необходимости уменьшения освоения ресурсов, их экономном расходовании, тесной взаимосвязи многообразия ресурсов в едином природно-ресурсном потенциале. Поиск компромиссных вариантов в ресурсопользовании и ресурсосбережении призваны осуществить научные дисциплины, объектами исследований которых являются ресурсы. В первую очередь - это ресурсоведение.
Как и в любой другой науке, содержание ресурсоведения связано с такими понятиями, как объект и предмет исследования. В широком понимании объектом исследования данной дисциплины служит географическая среда, т. е. освоенная или вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки Земли. Географическая среда - не случайный набор элементов жизнеобеспечения, а сложная, организованная, иерархически устроенная в экологическом и ресурсном плане целостность.
Конкретными объектами исследования ресурсоведения служат самые разнообразные ресурсы, а также комплекс взаимоотношений между обществом и используемым им ресурсным потенциалом с учетом современных условий жизни данного общества и тенденций его социально-экономического развития.
РЕСУРСЫ - любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при су-
шествующих технологиях и социально-экономических отношениях.
Ресурсы делятся на три большие группы: материальные, трудовые, включая интеллектуальные, природные, в том числе территориальные и экологические.
РЕСУРСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ - созданные человеком средства производства.
РЕСУРСЫ ТРУДОВЫЕ - количество, образовательно-культурный уровень и состояние здоровья части населения, занятой общественно полезным трудом.
Природные ресурсы - ресурсы, сформировавшиеся в природной среде в результате природных естественных процессов. Состоят из природных условий, к которым можно отнести солнечное излучение, тепло Земли, рельеф местности, климат и т. д., и собственно природных ресурсов, используемых в производственной деятельности или сфере потребления.
РЕСУРСЫ ПРИРОДНЫЕ - природные объекты, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству человеческих ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышающих качество жизни.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ - совокупность живых организмов, тел и явлений природы, существующих помимо деятельности людей.
Экономические границы между природными условиями и природными ресурсами подвижны: использование силы ветра в качестве источника энергии превращает его из природного фактора в хозяйственный ресурс. Аналогично и солнечная энергия. Например, землю можно рассматривать как жизненное пространство. В этом значении она будет выступать в качестве природного условия. Если ее оценивать в качестве источника или объекта для получения сельско-
хозяйственной продукции, то она - природный ресурс. Внутренняя сущность понятия "природные ресурсы" указывает на непосредственную связь природы с хозяйственной деятельностью человека.
Для получения материальных и духовных благ человек непосредственно и косвенно использует достаточно большое количество видов ресурсов, их свойств и характеристик. Под стать многообразию ресурсов существует множество дисциплин, изучающих полезные качества, особенности формирования, эксплуатации и ограничения в использовании каждого вида ресурса. Например, объектом исследования геологии являются полезные ископаемые, почвоведения - земельные ресурсы, гидрологии - водные ресурсы, лесоведения - лесные ресурсы и т. д.
Между тем среди частных дисциплин, объектом которых служит тот или иной ресурс, существуют межотраслевые научные дисциплины, объединяющие и развивающие специализированные ресурсные исследования. Среди них ресурсоведение, ресурсополь-зование и природопользование. Названия этих дисциплин созвучны в произношении, они имеют много общего по своей сути, однако существуют и различия, обусловливающие специфику каждой, которая заключена в определении.
РЕСУРСОПОЛЬЗОВАНИЕ - научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации ресурсного потенциала.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации прнродно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.
Определений понятия "природопользование" достаточно много, но смысл практически всех сводится к вышеозначенному.
РЕСУРСОВЕДЕНИЕ - межотраслевая научная дисциплина, объектом которой служит интегральный ресурс и составляющие его частные виды ресурсов:
природные, материальные, трудовые, а также взаимосвязь всех природных факторов жизни общества с социально-экономическим развитием человека.
Таким образом, ресурсоведение является межотраслевой дисциплиной, объектом ее исследования служат интегральный и частные виды ресурсов во взаимосвязи с природными факторами и социально-экономическим развитием общества.
Специфической особенностью данной дисциплины является то, что ресурсовение изучает обозначенные выше объекты как с точки зрения их формирования, пространственного размещения, особенностей эксплуатации, так и взаимодействия и взаимодополнения, управления, охраны и воспроизводства для получения большего социального, экономического и экологического эффекта. При решении поставленных перед ресурсоведением задач рассматриваются экологические, экономические, социально-демографические, медицинские, технологические, правовые, международные аспекты. Интегрированный объект исследования обусловливает наличие связей с большинством экономических, общественных, естественных, технических и других наук.
Ресурсоведение является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая включает в себя элементы естественных, общественных и технических наук и в организационном отношении может считаться самостоятельным разделом знаний как любая другая дисциплина. Большинством исследователей оно отнесено к ряду естественных наук, так как в основе данной научной дисциплины были география и экология, продолжающие оставаться ее ведущим теоретическим базисом. При формировании так называемых смежных наук, какой является ресурсоведение, проблемы и знания, возникающие в сфере наложения двух материнских наук, а также объединения концепций, вызывают необходимость разработки принципиально новых взглядов, что бесспорно служит развитию научного познания, ориентированного на поиск путей гармоничного взаимодействия в системе общество - окружающая среда.
ПРЕДМЕТ РЕСУРСОВЕДЕНИЯ - оптимизация эко-лого-экономических и социальных отношений, возникающих в системе "общество — природа", в связи с использованием разнообразного ресурсного потенциала, стремление к гармонизации экономического роста, ресурсосбережению, а также сохранению среды обитания.
Ресурсоведение ориентировано на разработку и рационализацию национальных концепций устойчивого развития и механизм их обеспечения. Такое развитие предполагает отказ от сложившейся на практике теории экстенсивного экономического роста, базирующейся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению.