Ресурсоведение в сложившейся системе научных дисциплин

Что изучает ресурсоведение? Основные понятия и термины. Методология, методы, объект и предмет изучаемого курса. Вертикальные и горизонтальные связи становления ресурса-ведения как научной дисциплины. Основные принципы и зако­ны. Разносторонняя связь человека с многообразием ресурсов.

Собирайте факты! Из них разовьется мысль.

Бюффон Жорж Луи

1.1. Что изучает ресурсоведение?

Жизнь человека, общества, существование цивилизации не­мыслимо без использования всего многообразия ресурсов, соз­дания новых или познания ранее неведомы?: качеств уже из­вестных. Наличие разума выделило человека из всех живых существ: человеческое общество стало развиваться по своим социальным и экономическим законам, оставаясь при этом за­висимым от законов эволюции природы, потребления природ­ных ресурсов.

Существует тесная взаимосвязь между общим экономическим ростом, опирающимся на все увеличивающиеся темпы ресурсопот-ребления, и изменениями, происходящими в окружающей среде. С развитием общественного производства все более возрастает влия­ние человека на природу, использование ее ресурсов. В этой связи рассмотрение вопросов развития цивилизации без учета законо­мерностей, раскрывающих распределение и потребление ресурсно­го потенциала и регулирующих взаимосвязи общества с природой без учета экологических факторов, может привести к нежелатель­ным экономическим и социальным последствиям. В данных усло­виях необходимо правильно представлять причинно-следственные связи взаимодействия основных факторов развития общества: тру-

довых ресурсов, средств производства и природно-ресурсного по­тенциала. Указанные факторы находятся в диалектическом единст­ве и противоречии. Очевидно, что дальнейшее развитие производи­тельных сил связано с вовлечением в хозяйственный оборот все более значительных объемов ресурсов и соответственно увеличе­нием нагрузки на окружающую среду, качество которой может су­щественно влиять на развитие производительных сил, ускоряя или замедляя его динамику.

Отправной точкой для анализа динамики ресурсопотребления является вопрос о роли ресурсов, особенно природных, на современ­ном постиндустриальном этапе развития общества. Для многих го­сударств преобладающим подходом в решении поставленного во­проса является технократический: в кратчайшие сроки можно полу­чить любые требуемые ресурсы в любом количестве. Между тем в ресурсопотреблении складывается ситуация, настойчиво свидетель­ствующая о необходимости уменьшения освоения ресурсов, их эко­номном расходовании, тесной взаимосвязи многообразия ресурсов в едином природно-ресурсном потенциале. Поиск компромиссных вариантов в ресурсопользовании и ресурсосбережении призваны осуществить научные дисциплины, объектами исследований кото­рых являются ресурсы. В первую очередь - это ресурсоведение.

Как и в любой другой науке, содержание ресурсоведения связа­но с такими понятиями, как объект и предмет исследования. В ши­роком понимании объектом исследования данной дисциплины слу­жит географическая среда, т. е. освоенная или вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки Земли. Гео­графическая среда - не случайный набор элементов жизнеобеспече­ния, а сложная, организованная, иерархически устроенная в эколо­гическом и ресурсном плане целостность.

Конкретными объектами исследования ресурсоведения служат самые разнообразные ресурсы, а также комплекс взаимоотношений между обществом и используемым им ресурсным потенциалом с учетом современных условий жизни данного общества и тенденций его социально-экономического развития.

РЕСУРСЫ - любые источники и предпосылки по­лучения необходимых людям материальных и ду­ховных благ, которые можно реализовать при су-

шествующих технологиях и социально-экономических отношениях.

Ресурсы делятся на три большие группы: материальные, тру­довые, включая интеллектуальные, природные, в том числе терри­ториальные и экологические.

РЕСУРСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ - созданные челове­ком средства производства.

РЕСУРСЫ ТРУДОВЫЕ - количество, образова­тельно-культурный уровень и состояние здоровья части населения, занятой общественно полезным трудом.

Природные ресурсы - ресурсы, сформировавшиеся в природ­ной среде в результате природных естественных процессов. Состо­ят из природных условий, к которым можно отнести солнечное из­лучение, тепло Земли, рельеф местности, климат и т. д., и собст­венно природных ресурсов, используемых в производственной дея­тельности или сфере потребления.

РЕСУРСЫ ПРИРОДНЫЕ - природные объекты, ис­пользуемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствую­щие созданию материальных богатств, воспроиз­водству человеческих ресурсов, поддержанию ус­ловий существования человечества и повышающих качество жизни.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ - совокупность живых ор­ганизмов, тел и явлений природы, существующих помимо деятельности людей.

Экономические границы между природными условиями и при­родными ресурсами подвижны: использование силы ветра в качестве источника энергии превращает его из природного фактора в хозяй­ственный ресурс. Аналогично и солнечная энергия. Например, зем­лю можно рассматривать как жизненное пространство. В этом зна­чении она будет выступать в качестве природного условия. Если ее оценивать в качестве источника или объекта для получения сельско-

хозяйственной продукции, то она - природный ресурс. Внутренняя сущность понятия "природные ресурсы" указывает на непосредст­венную связь природы с хозяйственной деятельностью человека.

Для получения материальных и духовных благ человек непо­средственно и косвенно использует достаточно большое количест­во видов ресурсов, их свойств и характеристик. Под стать многооб­разию ресурсов существует множество дисциплин, изучающих по­лезные качества, особенности формирования, эксплуатации и огра­ничения в использовании каждого вида ресурса. Например, объек­том исследования геологии являются полезные ископаемые, почво­ведения - земельные ресурсы, гидрологии - водные ресурсы, лесо­ведения - лесные ресурсы и т. д.

Между тем среди частных дисциплин, объектом которых слу­жит тот или иной ресурс, существуют межотраслевые научные дисциплины, объединяющие и развивающие специализированные ресурсные исследования. Среди них ресурсоведение, ресурсополь-зование и природопользование. Названия этих дисциплин созвучны в произношении, они имеют много общего по своей сути, однако существуют и различия, обусловливающие специфику каждой, ко­торая заключена в определении.

РЕСУРСОПОЛЬЗОВАНИЕ - научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации ресурсного потенциала.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации прнродно-ресурсного потенциала и мер по его со­хранению.

Определений понятия "природопользование" достаточно мно­го, но смысл практически всех сводится к вышеозначенному.

РЕСУРСОВЕДЕНИЕ - межотраслевая научная дис­циплина, объектом которой служит интегральный ресурс и составляющие его частные виды ресурсов:

природные, материальные, трудовые, а также взаи­мосвязь всех природных факторов жизни общества с социально-экономическим развитием человека.

Таким образом, ресурсоведение является межотраслевой дис­циплиной, объектом ее исследования служат интегральный и част­ные виды ресурсов во взаимосвязи с природными факторами и со­циально-экономическим развитием общества.

Специфической особенностью данной дисциплины является то, что ресурсовение изучает обозначенные выше объекты как с точки зрения их формирования, пространственного размещения, особенностей эксплуатации, так и взаимодействия и взаимодопол­нения, управления, охраны и воспроизводства для получения большего социального, экономического и экологического эффекта. При решении поставленных перед ресурсоведением задач рассмат­риваются экологические, экономические, социально-демографические, медицинские, технологические, правовые, меж­дународные аспекты. Интегрированный объект исследования обу­словливает наличие связей с большинством экономических, обще­ственных, естественных, технических и других наук.

Ресурсоведение является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая включает в себя элементы естественных, об­щественных и технических наук и в организационном отношении может считаться самостоятельным разделом знаний как любая дру­гая дисциплина. Большинством исследователей оно отнесено к ряду естественных наук, так как в основе данной научной дисциплины были география и экология, продолжающие оставаться ее ведущим теоретическим базисом. При формировании так называемых смеж­ных наук, какой является ресурсоведение, проблемы и знания, воз­никающие в сфере наложения двух материнских наук, а также объе­динения концепций, вызывают необходимость разработки принци­пиально новых взглядов, что бесспорно служит развитию научного познания, ориентированного на поиск путей гармоничного взаимо­действия в системе общество - окружающая среда.

ПРЕДМЕТ РЕСУРСОВЕДЕНИЯ - оптимизация эко-лого-экономических и социальных отношений, воз­никающих в системе "общество — природа", в связи с использованием разнообразного ресурсного по­тенциала, стремление к гармонизации экономиче­ского роста, ресурсосбережению, а также сохране­нию среды обитания.

Ресурсоведение ориентировано на разработку и рационализа­цию национальных концепций устойчивого развития и механизм их обеспечения. Такое развитие предполагает отказ от сложившей­ся на практике теории экстенсивного экономического роста, бази­рующейся на представлении о неисчерпаемости природных ресур­сов и неограниченности возможностей природной среды к само­восстановлению.

Наши рекомендации