Условия, обеспечивающие безопасность полетов. Предотвращение случаев потери ориентировки
Безопасность полетов - это комплекс мероприятий, направленных на:
· исключение случаев потери ориентировки;
· столкновения самолетов с наземными препятствиями и другими самолетами в воздухе;
· случаев нарушения государственной границы и границ запретных зон;
· попадания в опасные условия погоды и в радиоактивные облака;
· нарушения безопасности бомбометания, пуска ракет и воздушного десантирования.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СЛУЧАЕВ ПОТЕРИ ОРИЕНТИРОВКИ.
В полете экипаж должен все время сохранять ориентировку т.е. знать свое местонахождение. Ориентировка считается потерянной, если экипаж самолета не знает своего местонахождения с точностью, необходимой для определения дальнейшего направления полета и выполнения поставленной задачи.
Виды потери ориентировки.
В полете экипаж может потерять ориентировку временно или полностью.
· Ориентировка считается временно потерянной, если экипаж в полете своевременно восстановил ее, выполнил поставленную задачу и благополучно произвел посадку на заданном или запасном аэродроме.
· Ориентировка считается полностью потерянной, если экипаж в полете ее не восстановил или восстановил несвоевременно, что привело к невыполнению поставленной задачи полета, к вынужденной посадке или к покиданию самолета.
При полете группой для ведомых экипажей ориентировка считается потерянной, если они после получения сигнала от ведущего о потере ориентировки не оказали ему никакой помощи в ее восстановлении.
Основными причинами потери ориентировки являются:
─ неудовлетворительная штурманская подготовка экипажа к полету;
─ нарушение основных правил самолётовождения;
─ отсутствие контроля за экипажем в воздухе и нечеткое управление полетами;
─ неумение комплексно использовать технические средства самолетовождения в полете в случае отказа отдельных из них или несвоевременное определение их неисправности (особенно курсовых приборов);
─ неумение вести визуальную ориентировку;
─ неподготовленность экипажа к полету в усложнившихся условиях.
Для предотвращения потери ориентировки необходимо:
─ тщательно готовиться к полету: хорошо изучить район полетов, аккуратно и точно выполнять подготовку карт, расчет полета, правильно составить штурманский план полета;
─ в соответствии с условиями полета применять в качестве основных наиболее надежные и точные средства и способы самолетовождения, которые обязательно должны дублироваться другими средствами и способами;
─ овладеть всеми способами ведения ориентировки;
─ тщательно проверять навигационное оборудование перед полетом и комплексно применять его в полете;
─ постоянно отрабатывать штурманский глазомер и счет в уме.
Если же ориентировка все же потеряна, экипаж должен хладнокровно установить факт потери ориентировки, трезво оценить создавшуюся ситуацию и строго придерживаться следующего порядка действий:
· не допускать необдуманных и поспешных действий;
· доложить о потере ориентировки, свою высоту и остаток топлива на КП аэродрома (при отсутствии связи с КП аэродрома взлета или посадки доложить на КП других аэродромов, или РЦ ЕС ОрВД);
· включить сигнал «БЕДСТВИЕ» аппаратуры опознавания, одновременно передавать сигналы о потере ориентировки «ПОЛЮС» или «СОС»;
· встать в правую коробочку с минутным интервалом, перейти на режим максимальной продолжительности полета, занять высоту, обеспечивающую безопасность полета, наилучший обзор местности и условия для обнаружения самолета наземными средствами РТО и оказания помощи экипажу;
· усилить осмотрительность;
· если потеря ориентировки произошла вблизи государственной границы, или над территорией противника, взять курс на свою территорию;
· проверить записи фактического режима полета, расчеты, установочные данные автоматизированных навигационных систем и работу курсовых приборов;
· приступить к восстановлению ориентировки, соблюдая меры безопасности полета и применяя способы, предусмотренные штурманским планом полёта.