Легкая и пищевая промышленность

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø углубить знания об отраслевой структуре, выявить особенности и факторы размещения легкой промышленности;

Ø определить отраслевую структуру, выявить особенности размещения отраслей пищевой промышленности;

Легкая промышленность сформировалась как отрасли хозяйства еще в ХУ11 веке в Западной Европе и до второй половины Х1Х века была главной отраслью промышленности в мире. В ее состав входят текстильное, шелковое, меховое, швейное, кожевенно-обувное производства.

Текстильное производство-главная отрасль в мировой легкой промышленности. Она производит различные типы тканей: смесовые ткани (из разных видов химических волокон в примеси с натуральными) и натуральные – хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, льняные, а так же трикотажные изделия, ковры. Около 50 % сырья, используемого в текстильной промышленности мира, приходится на химические волокна, 45 – на хлопок, 5 % на шерсть, льноволокно и др. виды. Текстильная производство – трудоемкая отрасль, поэтому выработка тканей перемещается в развивающиеся страны, которые имеют избыток дешевой рабочей силы. В мировом текстильном производстве сложилось пять главных регионов: Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, Западная Европа и США.

С начала промышленной революции хлопчатобумажное производство в развитых странах, а производство хлопка в бывших колониях метрополий. Однако во второй половине ХХ века произошли существенные изменения в географии отрасли. Хлопчатобумажная промышленность приблизилась к сырьевым базам. Это привело к тому, что в странах Западной Европы и Северной Америки производство хлопчатобумажных тканей уменьшилось, а доля развивающихся стран возросла. Сейчас основными производителями хлопчатобумажных тканей является Китай (30% мирового производства), Индия (10%), Индонезия, Пакистан, США и др. Главными экспортёрами этого вида тканей являются Пакистан, Индия, Египет, Китай, Япония и Италия.

География шерстяных тканей за последнее столетие не претерпела особенных изменений. Ведущими производителями шерстяных тканей в мире являются страны Западной Европы, Япония и Китай. Так, на долю Китая приходится 15 % всех производимых в мире шерстяных тканей, аИталии –14 %. Производство шерстяных тканей значительно меньше производства хлопчатобумажных по своему объему. Шерстяное производство развитых стран работает на внутренний рынок. Она потребляет шерсть, ввозимую из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Аргентины, Уругвая, Великобритании. В мировой оборот поступает около 55 % настрига шерсти. Шёлковая промышленность мира перешла сейчас на выпуск тканей из химических волокон.Абсолютное лидерство в изготовлении наиболее дорогих шелковых тканей занимает США (свыше 50%). Велика доля и стран Азии, особенно Индии, Китая, Таиланда, Республики Корня и Японии (более 40%). Что касается производства тканей из натурального шелка, то оно сосредоточено главным образом в Китае, Японии и Индии. Они же известны и как основные производители шелка-сырца.

Значительно уменьшилось в последнее десятилетие производство льняных тканей. Льняные ткани выпускаются в основном в России, Беларуси, Польше, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах. Среди других видов натурального текстильного сырья относительно широко используется джут, из которого производят мешковину, джутовое полотно, ковровую основу. Эти товары экспортируют Бангладеш и Индия — основные производители джута. Для производства ковров основным сырьём сейчас являются химические волокна и только традиционные вязаные ковры делают из шерсти. Среди стран мира главными производителями ковров являются США (ковры нетканого типа), Бельгия и Великобритания (вязаные и тканые ковры), Индия, Иран.

Изменения в отраслевой структуре в мировой легкой промышленности проявляются в ускоренном развитии трикотажного производства. Для производства трикотажных изделий сейчас широко используется химическое сырьё. Выпуск сложного дорогого трикотажа концентрируется в развитых странах (Италия, США, Франция), но быстро распространяется и новые индустриальные страны. В развивающих странах остается выпуск дешевого трикотажа, которые становятся основными экспортерами этой продукции.

Меховое производство. Заготовка меха и выпуск меховых изделий традиционно развиты в Канаде, США, Норвегии, Финляндии, России и Монголии.

Швейное производство. В швейном производстве законодателями моды является Франция, Италия, Англия, Германия, которые все больше специализируются на производстве модных, элитарных, индивидуальных изделий. Пошив массовых изделий все больше перемещается в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, что позволяет резко снизить себестоимость производимых изделий. Многие из них, прежде всего Китай, Индия, Южная Корея, Колумбия, стали крупнейшими экспортерами готовой одежды и бельевых изделий. Развивающиеся страны производят более 50% швейных изделий мира.

Кожевенно-обувное производство. Среди отраслей легкой промышленности производство обуви в наибольшей мере переместилось из развитых стран в страны с дешевой рабочей силой – развивающиеся страны. Лидерами в изготовлении обуви стали КНР (более 40% обуви в мире), Индия, Италия, Республика Корея, Тайвань, США, Франция, Испания. Развивающиеся страны Азии специализируются в большей мере на спортивной и домашней обуви. В развитых странах (Италия, Австрия, ФРГ, США) сохранилось в основном изготовление обуви из дорогого сырья, с высокой трудоемкостью производства. Крупнейшим производителем и экспортером такой обуви является Италия.

Пищевая промышленность. Пищевая промышленность имеет сложную структуру. Она делится на три крупные отрасли: пищевкусовую, мясо-молочную и рыбную. В свою очередь пищевкусовая промышленность делится на такие подотрасли как сахарная, кондитерская, маслобойная, мукомольно-крупяная, соляная и др.

Пищевая промышленность, используя сырьё растительного и животного происхождения, теснейшим образом взаимодействует с сельским хозяйством, рыбным и другими промыслами. Особое значение имеет связь с сельским хозяйством, которое обеспечивает пищевую промышленность наиболее массовыми видами сырья (зерном, картофелем, овощами, мясом, молоком и т.д.).

Продукция сахарного производство широко используется как для непосредственного потребления населением, так и других отраслях пищевой промышленности (хлебопекарной, кондитерской и др.). Поэтому производство сахара в мире продолжает расти. Потребление на душу сильно отличается по странам. На Кубе, в Великобритании, Австралии его потребляют 50 кг на человека, а в КНР – 6 кг. Географию отрасли определяет сырьевой фактор. Главный вид сырья - сахарный тростник. На долю его приходится до 2/3 мирового производства сахара. Поэтому более 1/3 продукта дает Азия, несколько меньше – Южная Америка. Главные поставщики сахара-сырца на мировой рынок – Индия, Бразилия, Куба, Таиланд, Мексика. В Европе, США, Канаде широко развито производство сахара из сахарной свеклы. Крупнейшими производителями этого вида сахара являютсяАвстралия, Франция, Бельгия, Великобритания, Россия, Украина.

Одна из характерных особенностей отрасли – повсеместность размещения. Те отрасли пищевой промышленности, которые потребляют много сырья, часто малотранспортабельного, ориентируются в своём размещении на сырьевые районы. Например, при производстве 1 тонны сахара из сахарной свеклы расходуется примерно 5 т исходного сырья. Хлебопекарное же производство, в которой на выпечку 1 т хлеба расходуется примерно 650 кг муки и которая производит малотранспортабельную продукцию, будет тяготеть в своём размещении к потребителю. В мясном производстве первичное производство мяса будет ориентироваться на зоны животноводства, а производство готовых изделий (колбас, ветчины, сосисок, копчёностей) на крупные центры потребления.

Одной из важнейших отраслей пищевой промышленности является мясо-молочная отрасль. В географии мясной промышленности в конце ХХ века произошли большие изменения. Главным регионом по производству мяса стала Азия, которая опередила и Западную Европу и Северную Америку. В первую десятку стран по производству мяса входят Китай, США. Бразилия, Франция, Германия, Индия, Россия, Канада, Италия и Испания.

Среди мясной продукции выделяется производство свинины, говядины, баранины и мяса птицы. На долю стран Западной Европы приходится до 2/3 мирового экспорта мясных товаров. Одновременно эти же страны концентрируют примерно 50 % мирового импорта мяса. Что касается бекона и ветчины, то три страны в мире (Дания, Нидерланды и Бельгия) поставляют 70 % их мирового экспорта.

Важным направлением пищевой промышленности является маслосыродельное производство. Оно обеспечивает население ценными продуктами питания на основе переработки молока. С изменением структуры питания изменился и состав продуктов. Производство сыров в 1,5 раза превзошло изготовление животного масла.Ведущими странами в выпускемаслосыродельной продукцииявляются США. Индия, Германия, Франция, Пакистан, Новая Зеландия, Россия, Польша, Австралия, Украина.

Продукция маслобойной промышленности сейчас широко представлена на мировых рынках. В мире вырабатывается большое разнообразие растительных масел: подсолнечное, рапсовое, оливковое, соевое, кукурузное, пальмовое и др. По производству соевого масла ведущее место в мире занимают США, рапсового – Индия, оливкового – Италия, Греция, Испания, подсолнечного – Россия, Аргентина, Украина, Венгрия.

Все большее значение в питании населения приобретает продукция рыбной отрасли и переработка морепродуктов. В морях и океанах ведётся лов различных морских организмов. Однако более половины всего годового улова приходится на 5 видов рыб: сельдь, треску, морскую щуку, красную рыбу, скумбрию и близкие к ним виды.

В географии отрасли произошли глубокие изменения. Вместо Атлантического, ведущей акваторией рыбного промысла стал Тихий океан, а страны бассейна Тихого океана дают 70% продукции в мире. В результате произошло перемещение отрасли из Западной Европы в Азию. Ведущую роль в улове рыбы занимают такие страны как Китай, Япония, США, Перу, Чили и др.

В последнее время в мировом рыболовстве все большую роль начинает играть аквакультура, т.е. выращивание водных организмов в морской среде. Примерно 4/5 ее дают страны Азии – Китай, Япония, Индия, Республика Корея. В пресноводных водоемах разводят главным образом карпа, а на морских фермах – рыбу, моллюсков, креветок, крабов, мидий, водоросли.

Вопросы и задания:

1. Какие факторы оказывают влияние на размещение важнейших отраслей лёгкой промышленности (текстильной, швейной, обувной).

2. Какие сдвиги в размещении лёгкой промышленности произошли за последнее столетие?

3. *Систематизируйте сведения об особенностях размещения текстильного производства по регионам и странам мира по форме, приведенной ниже.

Ткани  
Хлопчатобумажные Шерстяные Льняные Шелковые Синтетические
         

Проанализируйте таблицу, выделите основные факторы, оказывающие влияние на размещение производства отдельных видов тканей.

4. Какие отрасли входят в состав пищевой промышленности? Охарактеризуйте связь пищевой промышленности с сельским хозяйством.

Транспорт

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:

Ø сформировать представление о транспортной отрасли как составной части мировой инфраструктуры и уяснить роль транспортного комплекса в мировой экономике

Ø изучить особенности и тенденции развития транспорта по регионам мира.

Транспортная система стран мира. Транспортная система – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузами, а также перевозка пассажиров. (Какой вид транспорта занимает первое место в мире по перевозке грузов? пассажирских перевозках?)

Особенность транспорта как сферы экономики заключается в том, что он относится к сфере по производству услуг. При характеристике транспорта оценивают транспортную сеть и выполненную работу по перевозке грузов и пассажиров. Транспортная сеть характеризуется протяженностью, а территория страны – обеспеченностью транспортными путями.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, например транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузового внутреннего грузооборота транспорта.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей протяжённости и густоты транспортной сети. Протяжённость транспортной сети – это длина всех путей сообщения страны или региона. Густота транспортной сети определяется отношением длины путей сообщения к единице площади территории (обычно на 1000 км. кв.). Для оценки же работы транспорта за год или другой промежуток времени применяются два показателя. Первый – это вес перевезённых грузов или количество пассажиров. Второй -- грузооборот, т.е. вес перевезенных грузов умноженный на расстояние (т/км) или пассажирооборот, т.е. количество пассажиров, умноженное на расстояние перевозок (пас./км).

Все виды транспорта делятся на три группы: сухопутный, водный и воздушный.

Среди сухопутных видов транспорта выделяется, прежде всего, железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт меньше зависит от погодных условий. Железную дорогу можно построить в любом направлении и в любой местности, кроме высокогорья. Он отличается регулярностью движения, низкой себестоимостью перевозок грузов, высокой грузоподъёмностью. Наибольшую длину железных дорог в мире имеют США, Россия, Индия, Китай, Германия, Франция. Наибольшей же плотностью железных дорог отличаются страны Западной Европы, где на 1000 кв. км. территории приходится свыше 100 км железнодорожного полотна. Наименьшая плотность железных дорог в Африке, Азии и Латинской Америке.

Автомобильный транспорт отличается высокой маневренностью, способностью перевозить грузы без перегрузок, довольно высокой скоростью. Однако он требует больших затрат топлива и загрязняет окружающую среду. К тому же и себестоимость перевозок высокая. Автомобильный транспорт занимает первое место в мире по весу перевозимых грузов, но он используется для перевозок грузов преимущественно на короткие расстояния. По общей протяжённости автомобильных дорог в мире лидируют США (свыше 5 млн. км), а по плотности автомобильной сети страны Западной Европы и Япония.

Трубопроводный транспорт используется главным образом для транспортировки жидких и газообразных грузов. Он является одним из наиболее экономичных видов транспорта. Трубопроводы обычно прокладывают по самым коротким прямым путям, они обеспечивают непрерывную доставку грузов, а для их обслуживания не требуется большого количества персонала. Наиболее длинные трубопроводы в мире проложены в России, США, Канаде. Так, нефтепровод «Дружба», соединяющий Россию со странами Восточной Европы и газопровод Западная Сибирь –Западная Европа имеют протяжённость свыше 5 тыс. км.

Среди водных видов транспорта выделяется, прежде всего, морской. Морской транспорт является самым дешёвым видом транспорта. Он имеет самую большую грузоподъёмность. Благодаря морскому транспорту обеспечивается до 80 % перевозок грузов между странами. Так как он перевозит грузы на большие расстояния, то морской транспорт занимает первое место по грузообороту. Наиболее оживлённые морские транспортные пути находятся в Атлантическом океане, на который приходится около ½ мировых морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие крупные государства мира как США, Россия, Китай, Япония.

Наибольший торговый флот в мире имеют такие страны как Панама, Либерия, Греция, Багамские острова, Кипр, Мальта, Норвегия, Сингапур, Япония, Китай, США. Крупнейшими портами мира являются Роттердам, Кобе, Нью-Йорк, Сингапур, Гаосюн, Гамбург, Иокагама, Марсель.

Речной транспорт использует судоходные реки, каналы и озёра. Он обслуживает главным образом внутренние потребности отдельных стран. Речные перевозки в 2-3 раза дешевле железнодорожных, но требуются довольно большие затраты на сооружение портового хозяйства. Кроме того, в северных странах навигация прекращается в зимнее время. В Европе крупными речными артериями являются Рейн, Дунай, Одер, Эльба; в России – Волга, Обь, Енисей, Лена; в США – Миссисипи и Великие озёра.

Воздушный транспорт отличается самой высокой скоростью, для него практически нет недоступных районов. Однако он является и самым дорогим видом транспорта, поэтому на нём перевозятся преимущественно пассажиры, срочные и скоропортящиеся грузы. Наиболее развит воздушный транспорт в США (почти половина мирового пассажирооборота), Франции, Великобритании, Германии, Японии, Китае и др.

Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Почти во всех странах ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Среди региональных транспортных систем особо выделяется система Северной Америки, которая лидирует в мире по протяжённости путей сообщения (около 30 % мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы других регионов по густоте транспортной сети и частоте движения транспорта. На долю единой транспортной системы стран СНГ приходится около 10 % мировой транспортной сети.

Тенденции развития мирового транспорта. В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет количество электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра. Другое проявление качественных изменений транспортной сети – дублирование транспортных коммуникаций мирового значения (прокладывание нефтепроводов. Автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения. Например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская магистраль вдоль Гибралтарского пролива. К качественным изменениям относиться и создание транспортных коридоров для перевозок грузов через территории нескольких государств (например в Европе выделено девять, а в России два транспортных коридора. Один из них: Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород.

Наиболее ярким проявлением тенденций развития мирового транспорта является формирование контейнерной системы перевозки грузов. В контейнерах уже перевозится 40% грузов. Формируются трансконтинентальные транспортные контейнерные «мосты» - комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами, автопоездами. Наибольшее распространение получили такие «мосты» на маршрутах Япония – Восточное побережье США.

Вопросы и задания.

  1. Что такое транспортная система?
  2. Какой главный показатель эффективности работы транспортной сети?
  3. Как определяется пассажирооборот и грузооборот транспортной сети?
  4. Почему ведущее место в мире по грузообороту занимает морской транспорт?
  5. *Используя географическую карту, определите густоту транспортной сети Северной Америки.

Наши рекомендации