Эмпирические знания в содержании школьной географии. Методика их формирования
Эмпирические знания представлены в школьной географии многочисленными фактами, представлениями, они служат базой для формирования теоретических знаний. Однако они важны и сами по себе, так как факты в географии играют большую роль, ведь география наука не только теоретическая, но и прикладная (практическая). Факты- это научные сведения, полнота которых доказана ( например: « На западном берегу Апеннинского п-ва возвышается действующий вулкан Везувий»). Материал, предложенный на уровне фактов, не раскрывает сущности явлений, которые необходимо запомнить. Географические представления также относятся к эмпирическим знаниям. Они образуют чувственную основу понятий. Представления выступают как чувственно-наглядный образ предметов и явлений, кот. в данный момент не воспринимаются. Если понятие отражает сущность предметов и явления, то представления –это их образное проявление. Например,после просмотра слайдов «саванна Африки летом» и «саванна Африки зимой» у учеников остаются представления о том,как выглядит саванна, какие там травы, деревья, животные. Значит, у них сохраняются соответствующие их образному взгляду представления. Таким образом,представления-это возобновление образного взгляда на изучаемые географические объекты. Представления в географии имеет самостоятельное значение как живые образы изучаемого мира,своеобразноя структурная часть знаний. В школьной программе эта часть знаний не выделена.
Самостоятельные работы по географии. Их классификация и методика проведения.
Знач. с.р. закл-ся в том, что в ходе ее выпол. у учащ. развив-ся умен. использ. получ. раннее знания для форм-ния новых, что яв-ся в сущ-ти фундам-том развития сам-ти.С.р. поним-ся как деят-ть уч-ся, выполненная по заданию уч-ля без его непосредственной помощи. Д/б рез-т такой работы в виде устного ответа, пис-ой, графич. и др. работ.
Разл-ют 2 основ. вида с.р.: типовые и творческие (проблемные).
Тип. относятся к репродуктивному методу обучения (уч-ся действуют в знакомой учебной ситуации, по образцу, плану).
Проблемные исп-ся в составе частично-поискового и исслед-го мет-ов обучения. Выполнение таких заданий требует > усилий, уч-ся самостоятельно осущ-ют поиск решения и само решение.
С.р.активизируют процесс обучения. При выполнении работ уч-ся применяют знания на практике, выраб-ют У. и Н., более глубоко осмысливают учебный мат-ал, сам-но приобретают новые знания, овладевают опытом творческой деят-ти, учатся работать с различными ист-ами геогр. инф-ции, учатся учиться.
виды с.р.:
1) работы с геогр. картой (описания по карте, вычерчивание картосхем на классной доске, работы с контурной картой и др.);
2) работы с наглядными пособиями (анализ и описание учебных картин, воображаемые путешествия по картинам, различные виды сравнения,анализ диапозитивов, диа фильмов, учебных кинофильмов и др.);
3) работы со стат.мат-ом (сравнение и конкретизация цифр, чтение таблиц, графиков и диаграмм, вычерчивание графиков и диаграмм);
4) работы с учебником и допол. лит-рой (сост-ние развернутых планов, выборочное чтение, сопоставление текста и иллюстративного материала, составление тезисов, конспекта, подготовка рефератов, докладов, сообщений, работа с вопросами и заданиями, анализ иллюстр-го мат-ла и пр.);
5) практ. работы на местности (съемка плана местности, определение направлений, азимутов, высоты и крутизны холма, изучение горных пород и рельефа, водного объекта, наблюдение за погодой, изучение населения и населенного пункта и т. д.).
Указанные виды работ вначале имеют обучающий характер, затем вып-ся сам-но.
Желательно иметь по каждому курсу с-му услож-хся с.р. по различным ист-кам инф-ции. Работы должны соотв-ть уч. программе. М/б работы с исп-ем нескольких ист-ов геогр. знаний, особенно в ст. кл. сущ-ют:индивидуальные,фронт-ые,групп-ые.