Компоненты содержания школьной географии
При анализе содержания школьного курсы географии выделяют 4 основных компанента:знания, умения,опыт творческой д-ти, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру,к д-ти. Знания-это основной компанент содержания, представляющий основы географической науки. Предметные научные знания делят на три группы:теоретические, методологические, эмпирические. Теоретические знания представлены теориями, гипотезами, понятиями, принципами,связанными –законами и закономерностями. Наиболле важную часть теорет. знаний представляют понятия. Безних нельзя раскрыть связи, закономерности,нельзя сформировать научное мировозрение. Эмпирические знания представлены в школьной географии многочисленными фактами, представлениями, они служат базой для формирования теоретических знаний. Умения-второй важный компанент содержания. Это знания о способах д-ти и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений. Умения особенно важны в содержании программы, т.к познавательная д-ть школьников развивается в том случае, если их обучают самостоятельно добывать знания. Сделать это можно только путем формирования у школьников умений и навыков. Дел-ся на 2 группы: общеучебные, специфические географические. Опыт творческой д-ти-это надпредметное содержание, это умственные действия разного хар-ра(сравнения, обобщения, классификация, умозаключения). Содержание программы располагает большими возможностями обучения школьников творчеству. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру включает взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной д-ти. Опыт эмоц.-цен. Отношения к миру включает мотивы д-ти, нравственные проблемы, которые находят отражение в поведении школьников. Поэтому этому компаненту содержания большое внимание уделено в учебниках географии, где есть обобщающие темы, системы вопросов и заданий.
Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок. Контроль знаний и умений школьников - одно из важнейших звеньев процесса обучения. С его помощью учитель выявляет качество знаний и умений школьников, их достижения и ошибки. Контроль выполняет и обучающие функции. Он позволяет учителю проследить движение учащихся по ступенькам знаний, выяснить причины отставания и помочь им в ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Важна и такая функция контроля, как управление учебной деятельностью. Еще одна важная функция контроля - развивающая. Некоторые ученики не умеют говорить связно и логично. Поэтому при контроле необходимо учить логике и культуре мысли и речи.
Велика воспитательная роль контроля. Умело организованный контроль воспитывает у школьников такие качества личности, как трудолюбие, чувство долга и ответственности, помогает им осознать общественную и личную значимость своей учебной деятельности.
Благодаря контролю учитель критически может подойти к анализу и оценке своей работы, увидеть насколько эффективны применяемые им мето-ды и средства обучения, формы организации.
Виды контроля:
1. Текущий (проверка знаний и умений на разных этапах урока)
2. Тематический (контроль знаний и умений после изучения темы)
3. Итоговый (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы или раздела)
Формы контроля:
1. Текстовый контроль - индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников),
2. Устный - фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением одного задания самостоятельно или под руководством учителя).
3. Письменный- работа в парах (решение какой-либо задачи совместно)
4. Практическая работа- Групповая работа (работа нескольких групп в классе над различными заданиями во главе с контролером).
5. Географические игры - "Уплотненный опрос" (сочетание фронтального контроля с индивидуальным).