Общие требования к способам построения боевых порядков
Групповые полеты выполняются в боевых или полетных порядках.
Боевой (полетный) порядок — это взаимное расположение частей, подразделений и самолетов в воздухе для совместного выполнения поставленной задачи. Боевой порядок применяется при решении боевой задачи в составе группы самолетов по парашютному (посадочному) десантированию, связанной с выполнением боевого вылета. Полетный порядок применяется при решении задачи в составе группы самолетов, не связанной с выполнением боевого вылета.
При выполнении групповых полетов (здесь и в последующем) боевые порядки в зависимости от дистанций, интервалов и превышений (принижений) между самолетами и группами самолетов могут быть сомкнутыми, разомкнутыми и рассредоточенными.
В сомкнутом боевом порядке самолеты, пары, отряды следуют относительно друг друга на минимальных по условиям безопасности полета дистанциях и интервалах, превышениях или принижениях, при которых ведомые могут повторять маневр ведущего, не меняя своего места в группе. Основным видом сомкнутых боевых порядков является «колонна отрядов (пар)», следующих в пределах визуальной или приборной видимости на установленных линейных или временных дистанциях. Основными формами сомкнутых боевых порядков могут быть:
· отряда — «клин» или «пеленг самолетов»;
· эскадрильи — «колонна отрядов»;
· полка — «колонна авиаэскадрилий»;
В разомкнутом боевом порядке самолеты, подразделения, части следуют относительно друг друга на увеличенных дистанциях и интервалах в пределах визуальной или приборной видимости самолетов. Основным видом разомкнутых боевых порядков является «поток отрядов (пар)», следующих на установленных временных дистанциях. Основными формами разомкнутого боевого порядка могут быть:
· отряда — «пеленг», «клин» или «змейка самолетов»;
· эскадрильи, полка — «поток отрядов (пар)»;
В рассредоточенном боевом порядке самолеты, подразделения, части следуют относительно друг друга вне визуальной и приборной видимости самолетов. Их взаимное положение в воздухе определяется тактическим замыслом выполнения боевого полета. Основным видом рассредоточенного боевого порядка является «поток одиночных самолетов», следующих на установленных временных дистанциях. Основными формами рассредоточенного боевого порядка могут быть:
· отряда — «поток одиночных самолетов», «пеленг», «клин» или «змейка самолетов» на увеличенных параметрах;
· эскадрильи, полка — «поток одиночных самолетов», «поток отрядов (пар)»;
Вид и форма боевого порядка могут изменяться командиром в полете в зависимости от обстановки. Взаимное положение самолетов в боевом порядке «поток отрядов (пар)» определяется следующими параметрами:
а) после взлета:
· дистанция между самолетами — в соответствии с допустимой безопасной временной дистанцией на взлете.
· превышение между самолетами — без превышения;
б) при сборе боевого порядка разворотом на 180°:
· дистанция между самолетами — 4 км (при сборе в боевой порядок «поток отрядов»), 8 км (при отсутствии у впереди идущего отряда второго ведомого);
· превышение первого ведомого над ведущим и второго ведомого над первым ведомым в отряде (ведомого над ведущим в паре) — 150 м;
в) при полете по маршруту:
· линейная дистанция между самолетами в отряде (паре)— 3 км;
· интервал между ведомыми и ведущим — 300—500 м;
· временная дистанция; между ведущими отрядов (пар)— 1 —1,5 мин;
· превышение первого ведомого над ведущим и второго ведомого над первым ведомым в отряде (ведомого над ведущим в паре):
50м — на высотах до 200 м (на ПМВ);
100 м — на высотах до 1000 м (на малых высотах);
150 м — на высотах до 8000 м;
200 м — на высотах более 8000 м;
г) на боевом пути:
· линейная дистанция между самолетами в отряде (паре) — 2 км;
· интервал между ведомым и ведущим — 200 м;
· временная дистанция между ведущими отрядов (пар) — I—1,5 мин;
· превышение первого ведомого над ведущим и второго ведомого над первым ведомым в отряде (ведомого над ведущим в паре)—50 м при десантировании в СМУ и без превышения в ПМУ;
д) после роспуска боевого порядка:
· дистанция между самолетами — в соответствии с допустимой безопасной временной дистанцией на посадке;
· превышение между самолетами:
150 м — на эшелоне;
100 м — на высоте ниже нижнего эшелона полета (нижнего эшелона района аэродрома).
Режимы полетов в боевых порядках на различных этапах полета приведены в таблице.
Параметр | Значение параметра |
∆tвзл.мин. | 1мин |
Vист.сбора на петле | 480км\ч |
Vпр.(М)набора | 500км\ч (0.7) |
Vверт.набора до Н= 6000м 8000м >8000м | 7м\с 5м\с 3м\с |
Vист.на маршруте на Н= до 2000м до 4000м до 6000м до 8000м до 10000м | 500км\ч 550км\ч 600км\ч 650км\ч 750км\ч |
Vпр. (М) снижения | 500км\ч (0.7) |
Vверт.снижения до Н= 6000м до Н=1000м ниже 1000м | 15─10м\с 10─7м\с 3─2м\с |
Vпр.десантир. | 300─330км\ч |
Vпр.роспуска на петле | 400км\ч |
∆tпос.мин Uбок < 3м\с Uбок = 3м\с Uбок > 3м\с | 1мин 50сек 1мин.15с 1мин. |
ПОДГОТОВКА К ГРУППОВЫМ ПОЛЕТАМ.
При подготовке к групповым полетам всем членам экипажа необходимо четко усвоить последовательность работы на всех этапах подготовки и выполнения полета.
Для полета в боевых порядках экипаж обязан изучить и знать:
· варианты использования системы МСН;
· минимальные безопасные временные дистанции на взлете и посадке в зависимости от условий полета и действия экипажа при попадании в спутный след от впереди идущего самолета;
· правила радиообмена, команды и доклады на взлете и посадке, при построении (роспуске) боевого порядка, полете по маршруту и на боевом пути;
· место и порядок включения и выключения высокого напряжения передатчиков КП-3 и КП-4, порядок использования системы МСН в условиях РЭП;
· действия при отказе системы МСН и порядок устранения ее характерных неисправностей;
· порядок действий при периодическом контроле места в боевом порядке по команде, подаваемой ведущим группы, и на заданных рубежах;
· основной и запасной способы прицеливания при десантировании и действия при отказе средств прицеливания;
· последовательность работы на боевом пути, порядок действий при десантировании ведомого по ведущему и ведущего по ведомому (по впереди идущему) самолету;
· методику исправления ошибок на предпосадочном планировании, исключающую опасные сближения;
· порядок оказания помощи ведущему (впереди идущему) экипажу в выполнении точного полета по маршруту и на боевом пути, при построении и роспуске боевого порядка;
· меры безопасности при выполнении групповых полетов;
· порядок распределения обязанностей между членами экипажа и их работы по этапам полета;
· организацию радиолокационного контроля при выполнении групповых полетов, возможности используемых радиотехнических средств контроля;
· организацию управления на различных этапах групповых полетов.
На этапе предварительной подготовки к групповым полетам экипажу необходимо:
· изучить и знать схемы, режим и профиль полета при сборе (роспуске) боевого порядка, на маршруте и рубежи их изменения;
· отработать штурманский план полета, составленный в виде схемы или на полетной карте;
· изучить и знать маршрут, профиль полета соседних колонн, расчет полета ведущих и замыкающих групп по рубежам;
· подготовить в полном объеме полетную документацию;
· знать систему пунктов радиолокационного контроля, рубежи смены их зон ответственности;
· знать указания по обеспечению безопасности полетов;
· знать порядок управления боевым порядком на различных этапах полета.
При подготовке к групповому полету экипаж готовит полетную документацию. Кроме того, командир экипажа совместно с помощником готовит карту (схему) района десантирования масштаба 1:100000 или 1:200000 на участке НБП — ЦЕЛЬ — ИПОМ. Штурман экипажа готовит карту района десантирования масштаба 1:500000, 1:200000 (при полетах в составе оперативно-тактического построения ВТА) и выписку из ИШРП (ведущий группы — полный ИШРП для самолета с наименьшим остатком топлива). Полетная документация готовится по правилам, изложенным в ИБП. Данные, определяющие порядок выполнения полета, являются едиными для всех экипажей боевого порядка.
Дополнительно наносятся и определяются:
а) на полетные карты командира и штурмана экипажа:
- маршруты построения и роспуска боевого порядка;
- маршруты полета соседних боевых порядков (без данных расчета);
б) на карту цели:
- своя и соседние площадки приземления (контурно);
- маневр после десантирования своей и соседних групп;
в) в штурманском плане полета:
- порядок построения и роспуска боевого порядка;
- выход из боевого порядка по этапам полета;
- запасные эшелоны (высоты) по этапам полета;
- меры безопасности;
- боевой порядок своей и соседних колонн.
г) в плане полета командира экипажа:
- боевой порядок своей и соседних колонн;
- порядок построения и роспуска боевого порядка;
- выход из боевого порядка и запасные эшелоны (высоты) по этапам полета;
- данные по радиосвязи.
Проверку системы МСН производить полным составом экипажа в период предполетной подготовки. При выполнении ответственных групповых полетов по решению командира проверку производить, кроме того, в день предварительной подготовки.
После проверки ввести в УВК:
· ведомым экипажам по 376-му адресу величину заданного интервала в километрах (I зад) со своим знаком (левый ведомый — знак «—», правый — знак « + »);
· по 414-му адресу величину заданной временной дистанции в секундах: ведущему отряда (пары) — Δtзад.; ведомым экипажам — расчетные на этапе построения боевого порядка (первому ведомому — для дистанции 4 км, второму — 8 км).
Распределение обязанностей между членами экипажа.
При выполнении групповых полетов на членов экипажа кроме функциональных обязанностей, изложенных в ИБП, дополнительно возлагаются обязанности, непосредственно связанные с выполнением полета в боевых порядках.
Командиру экипажа:
· пилотируя самолет в ручном, автоматизированном или автоматическом режиме, выдерживать заданные режим и профиль полета, заданные параметры боевого порядка;
· осуществлять на всех этапах полета непрерывный контроль за ведущим (впереди летящим) самолетом и его ведомыми, за работой систем МСН и САУ;
· контролировать правильность расчета (определения) штурманом данных для построения, роспуска и выдерживания боевого порядка;
· подавать команды на изменение режима работы силовых установок и регулировку (настройку) системы МСН;
· контролировать положение самолета относительно ЛЗП (ЛБП);
· контролировать положение сзади летящих самолетов по докладам стрелка.
Помощнику командира экипажа:
· осуществлять непрерывный контроль за режимом полета (высотой, скоростью, креном), выдерживанием заданных параметров боевого порядка (дистанцией, интервалом) до ведущего (впереди летящего) самолета и его ведомых, работой системы МСН и САУ;
· докладывать командиру экипажа об отклонениях в режиме полета и параметрах боевого порядка на оценку «удовлетворительно», при больших отклонениях принимать меры к исправлению ошибки;
· по разрешению командира экипажа пилотировать;
· вести радиосвязь в соответствии с планом связи;
· по команде командира экипажа управлять системой МСН.
Штурману экипажа:
· рассчитывать (определять) данные для построения, роспуска и выдерживания параметров боевого порядка;
· осуществлять на всех этапах полета непрерывный контроль за режимом полета и параметрами боевого порядка, докладывать командиру экипажа об отклонениях их значений от заданных;
· на установленных рубежах вводить в УВК новые значения параметров боевого порядка.
Использование системы МСН-76.
Порядок использования системы МСН-76 предусматривает ее проверку, установку органов управления в исходное положение на предварительном старте (после включения аппаратуры), включение системы для использования при выруливании на исполнительный старт и последовательное выполнение операций на различных этапах полета с использованием системы в ручном, автоматизированном или автоматическом режиме управления самолетом.
Ручной режим пилотирования характеризуется пилотированием самолета без использования САУ-1Т и УВК, а также наличием на экране 2НВ-4А отметки от ведущего самолета. В ручном режиме пилотирования допускается использование САУ-1Т для стабилизации курса, крена и высоты полета.
Автоматизированный режим пилотирования характеризуется:
- использованием САУ-1Т в режиме стабилизации курса, крена и скорости полета;
- наличием на экране 2НВ-4А отметки от ведущего самолета и стробированием ее;
- выдачей УВК на цифровые индикаторы летчиков КП1-4Б значений параметров боевого порядка (интервала и дистанции) до ведущего самолета.
Автоматический режим пилотирования обеспечивается вводом в УВК штурманом по 376-му адресу значения заданного интервала (проверяется летчиком по табло КП1-4Б нажатием кнопки Дзад), включением на КПЗ-10 канала ВСБП АВТ. УПР. и подключением САУ-1Т в режиме «Навиг.» к УВК. В этом случае самолет выполняет полет по траектории, проходящей параллельно траектории ведущего самолета на расстоянии, равном заданному интервалу, а стрелки НПП и КПП показывают положение заданной траектории, направление маневра и величину крена для выхода на нее.
Положение антенны РЛС КП-ЗА в зависимости от этапа полета.
Исходное положение | Угол наклона на этапах полета | |||
4—8° вверх | Набор высоты | Горизонтальный полет | Боевой путь | Снижение |
4 – 8о вверх | 2 – 4о вверх | 5 – 7о вверх | 0 – 2о вверх |
При пилотировании самолета на различных этапах полета в боевых порядках экипажи выполняют характерные действия с органами управления системы МСН-76согласно ИБП.
За 10-15с до начала маневра включать и в момент начала маневра выключать опознавание:
- всем экипажам при выполнении разворотов на этапах сбора и роспуска боевого порядка, на маршруте, при изменении скорости более 30км/ч на маршруте, при выпуске шасси и десантировании;
- только ведущим отрядов (пар) и всем экипажам в боевом порядке «поток одиночных самолетов» для обозначения рубежа началах набора и снижения, прохода контрольных рубежей.
При проверке системы МСН-76 на земле и использовании ее в полете необходимо убедиться в отсутствии характерных неисправностей.
ЗАНЯТИЕ № 2
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Способы построения боевых порядков: организацией взлета на временной дистанции, равной заданной временной дистанции между самолетами боевого порядка; маневрированием скоростью полета (догоном) на маршруте; разворотом на 180 град.(на петле) в районе аэродрома или на маршруте;
Выполнение взлета и набора высоты
На предварительном старте установить органы управления системы МСН-76 в исходное положение. Зачитать карту обязательных проверок самолета экипажем. За 15с до взлета впереди летящего самолета штурману экипажа подать команду: «Приготовиться к пуску секундомера», а в момент его страгивания — команду: «Пуск секундомера». Помощнику командира и штурману включить секундомеры, штурману вести отсчет времени до начала взлета своего самолета: «До взлета 1 мин, 30 с, 20 с, 10 с, 5 с, взлет». На исполнительном старте командиру экипажа подать команду: «Включить ВЫСОКОЕ МСН-76, зачитать карту». По этой команде ПКЭ на ПУ 2НВ-10 включить ВЫСОКОЕ КПЗА, поставить режим работы «Обзор»; на ПУ КПЗ-10 включить выключатель КП4; доложить по СПУ о видимости на экране 2НВ-4А отметки от впереди взлетевшего самолета.
Взлет производить на расчетных временных дистанциях. Взлетный режим выдерживать до занятия истинной скорости сбора боевого порядка на петле (480 км/ч), затем установить необходимый режим работы для набора эшелона сбора.
На высоте перехода командиру дать команду бортинженеру на включение питания САУ-1Т, на установку на высотомерах стандартного давления (устанавливают командир, помощник, штурман, воздушный стрелок) и о переходе в режим ОК (переключатель ОК — МК в положение ОК). Убедиться в правильности отработки условного курса, названного штурманом экипажа, доложить его фактическое значение. После установки стандартного давления всем членам экипажа доложить фактическую высоту полета.
Действия экипажей в точке начала набора заданной высоты:
· при включенной САУ-1Т нажать кнопку-лампу СТАБИЛИЗ. ВЫСОТА, увеличить положение РУД до номинала;
· после возрастания приборной скорости до 500км/ч нажать кнопку-лампу СТАБИЛИЗ. СКОР.;
· по достижении вертикальной скорости 7м/с уточнить положение РУД;
· выполнить продольную балансировку самолета стабилизатором;
· установить требуемый угол наклона антенны КПЗА.
· В процессе набора заданного эшелона вести непрерывный контроль за положением ведущего (впереди летящего) самолета. При сближении (отставании) уменьшением (увеличением) приборной скорости занять заданную дистанцию в такой последовательности:
─ уменьшить (увеличить) режим работы двигателей;
─ ручкой СПУСК-ПОДЪЕМ на ПУ САУ сохранить заданную вертикальную скорость 7м/с;
─ после уменьшения (увеличения) Vпр набора повторно включить стабилизацию скорости;
─ скорректировать положение РУД и выполнить продольную балансировку самолета стабилизатором.
За 20-30м до заданного эшелона установить необходимый режим работы двигателей, включить стабилизацию высоты. После перевода самолета в горизонтальный полет выполнить продольную балансировку стабилизатором, изменить угол наклона антенны КПЗА, занять заданные дистанцию и интервал. На заданной скорости при необходимости включить автомат тяги.
Построение боевых порядков осуществлять одним из следующих способов:
· организацией взлета на временной дистанции, равной заданной временной дистанции между самолетами боевого порядка;
· маневрированием скоростью полета (догоном) на маршруте;
· разворотом на 180° (на петле) в районе аэродрома или на маршруте полета;
· организацией взлета с двух параллельных ВПП на заданных временных дистанциях между самолетами;
· организацией взлета с разных аэродромов;
· комбинацией указанных способов.
Построение боевого порядка догоном на маршруте производить при достаточной длине участка построения Sпостр.
Действия ведущего боевого порядка:
· на заданном эшелоне сбора (Н1) за 10—15с до заданного рубежа дать команду: «...приготовиться к сбору» и включить опознавание. На заданном рубеже выключить опознавание, дать команду: «...сбор»;
· занять приборную скорость полета Vпр на 30км/ч больше минимально допустимой
(Vпр 1≥Vпр. мин. доп + 30);
· на установившемся режиме полета V1 выполнять полет по маршруту;
· после доклада замыкающего группы о занятии заданного места в боевом порядке включить опознавание, дать команду: «...приготовиться к разгону»;
· через 10—15с выключить опознавание, дать команду «...разгон, истинная скорость...»;
· занять расчетную истинную скорость полета по маршруту;
· дальнейший полет выполнять в соответствии с планом полета.
Действия остальных экипажей боевого порядка:
· на заданных эшелонах сбора Н2 (первый ведомый), Нз (второй ведомый), H1 (ведущий последующего отряда, пары) и т. д. после получения от ведущего команды «Сбор» установить Vпр2 на 30км/ч меньше максимально допустимой ( Vnp2≤ Vпр.макс.доп – 30) ;
· выполнять полет на Vпр2 до момента занятия заданного места в боевом порядке;
· заняв заданные дистанцию и интервал самостоятельно установить скорость полета ведущего Vпр1;
· на заданном рубеже последовательно отрядами (парами) установить истинную скорость полета по маршруту V3, заданную ведущим боевого порядка.
Время полета экипажей на увеличенной скорости (Vпр2) определять по формуле:
,
где: Vи1 — истинная скорость полета ведущего на участке смыкания;
tр, tт — время разгона и торможения соответственно от Vпр1 до Vпр2 и отVпр2 доVпр1.
Момент начала уменьшения скорости от Vпр2 до Vпр1 определять по экрану индикатора 2НВ-4А по дистанции начала торможения:
dнт = dзад + Δdторм,
где: dзад — заданная линейная дистанция в боевом порядке (для первого ведомого — 3 км, для второго — 6 км, для ведущих— рассчитывается по ожидаемой путевой скорости для заданной временной дистанции до ведущего впереди идущего отряда (пары) Δtбп);
Δtторм — величина изменения дистанции на участке торможения, определяется по графику, или по формуле: .
Параметры построения боевого порядка догоном на маршруте определять по формулам:
· длина участка смыкания (SCM): SCM=W1•tСМ;
· время построения боевого порядка: tпостр = tвзл + tн + tсм + tзап + tдоп
где: tн — время набора высоты Н;
tзап ― запасное время (решением командира)
tдоп ― дополнительное время для выхода в точку начала смыкания;
· длина участка построения боевого порядка: Sпостр.= Sн + W1(tвзл + tсм + tзап + tдоп);
· глубина боевого порядка после взлета: Lвзл = W1tвзл, где: tвзл = Δt взл (n - 1);
· глубина боевого порядка после сбора на маршруте полета при выдерживании между ведущими отрядов (пар) временных дистанций (Lбп): LБП = W1tбп + d2, где:
tбп— временная дистанция между ведущими первого и замыкающего отрядов (пары), tбп = Δ tбп (nотр (пар) -1);
d2 — линейная дистанция в замыкающем отряде (паре) между ведущим и последним ведомым;
· глубина боевого порядка после сбора на маршруте при выдерживании между ведущими отрядов (пар) линейных дистанций: LБП = (N – l )d1+ d2,
где: N ― количество отрядов (пар);
d1— линейная дистанция между ведущими отрядов (пар).
Построение боевого порядка разворотом на 180° (на петле) производить:
- по курсу взлета (полета);
- на курсе, обратном курсу взлета (полета);
- на петле произвольного направления.
Для повышения точности выдерживания схемы построения всем экипажам программировать петлю построения, которая задается координатами КТА (λКТА, φКТА) и опорной точки — ОТ (λот, φот). Координаты КТА вводить по 200-му и 202-му адресам, ОТ — по 204-му и 206-му адресам с признаком ЦЕЛЬ, что исключит непредусмотренную смену ортодромии.
Программирование петли построения по курсу взлета и на курсе, обратном взлетному.
Для повышения точности выдерживания схемы построения всем экипажам программировать петлю построения, которая задается координатами КТА (λКТА, φКТА) и опорной точки — ОТ (λот, φот). Координаты КТА вводить по 200-му и 202-му адресам, ОТ — по 204-му и 206-му адресам с признаком ЦЕЛЬ, что исключит непредусмотренную смену ортодромии.
Выдерживание параметров петли построения осуществлять по заданным ведущим группы значениям бокового отклонения самолета относительно ортодромии № 1 (Z бок. зад). При построении боевого порядка по курсу взлета и да курсе, обратном курсу взлета, ведущему задавать Zбок. зад.
При построении боевого порядка на петле произвольного направления ведущему задавать отклонение самолета относительно ортодромии № 1 при следовании в прямом (Zбок.зад1) и обратном (Zбок. зад 2) направлениях полета.
Программирование петли построения произвольного направления.
Переход на этап маршрутного полета (ортодромия № 3) осуществлять принудительно в точке разворота (ТР) на величине ЛУР по данным показаний счетчика оставшегося (пройденного) расстояния Sост. (Sпp) до (от) КТА путем двукратного нажатия и выключения клавиш ЗН и СМЕНА ОРТОДРОМИИ.
Действия ведущего боевого порядка:
· на этапе предполетной подготовки к полету рассчитать время полета по прямой петли построения (t1):
Примечание. Время tзaп берется с учетом ошибок, допускаемых во время взлета боевого порядка, выдерживания режима набора эшелона построения и разворота на 180°, а также с учетом возможности набора замыкающим самолетом боевого порядка эшелона построения Нэш на прямой сбора, tзaп должно быть не менее 2 мин;
· после взлета и набора эшелона сбора (Нсб) полет выполнять по прямой петли построения в течение t1 на установленной Vи=480км/ч с использованием САУв режиме «Заход», с включенной стабилизацией высоты, при этом ЛЗП выдерживать по Z6oк.зад., которое определять после выхода на петлю построения и доводить до экипажей и органа УВД: «... боковое... км».
· за 10—15с до истечения времени t1 дать команду: «...приготовиться к сбору» и включить опознавание;
по истечении времени t1 дать команду: «... сбор», выключить опознавание и с помощью ручки КРЕН выполнить разворот на обратный курс с набором эшелона Н ≥ Нсб + 300м;
· после занятия заданного эшелона сбора (Hi) в экипаже сверить показания высотомеров, помощнику по команде командира включить на ПУ САУ-1Т кнопку СТАБИЛИЗ. ВЫСОТА;
· после выхода на петлю построения довести до экипажей и органа УВД значение Zбок.зад: «...боковое... км»;
· выполнять полет по петле построения до точки разворота (ТР) на ППМ (ортодромия № 3), которую определять по ЛУР до ортодромии № 3 по Sост (Sпp) до (от) КТА, значения которых довести до экипажей: «...ЛУР... км, оставшееся (пройденное)... км»;
· за 10—15с до ТР включить опознавание, дать команду «...приготовиться к развороту на ЗПУ... градусов»;
· в ТР штурману экипажа выполнить действия с УВК «Купол» по переходу на ортодромию № 3: нажать и выключить клавиши ЗН и СМЕНА ОРТОДРОМИИ (дважды). Командиру экипажа дать команду бортинеженеру: «Выключить опознавание». По радио дать команду «...разворот» и выполнить разворот на ЗПУ3, отработку значения которого проверить и доложить экипажу.
· дальнейший полет выполнять в соответствии с планом полета.
Действия остальных экипажей боевого порядка:
· на заданном эшелоне сбора (Нсб) выполнять полет на прямой петле построения на установленной Vист 480км/ч, выдерживая заданное ведущим боевого порядка Zбок.зад относительно ортодромии № 1. Полет выполнять, как и ведущему боевого порядка, с использованием САУ в режиме «Заход», с включенной стабилизацией высоты и автоматом тяги (по необходимости). Переключатель индикации на КП1-10Б — в положении М/ПМ;
· периодически устанавливая на КП1-10Б переключатель индикации в положения БП и БП (W), а переключатель ДИСТАНЦ. КМ ─ СЕК─ в КМ или СЕК, контролировать положение впереди летящих самолетов и решать главную задачу по точному выходу в точку начала разворота для построения боевого порядка. Дистанцию до впереди идущего самолета не исправлять, а учитывать ее при расчете параметров начала разворота;
· за 1 —1,5 мин до разворота (при появлении отметки опознавания от впереди летящего самолета) командиру экипажа измерить и доложить по СПУ линейную (dфакт) и временную (Δtфакт) дистанции до впереди летящего самолета.
Примечание. Значение Δtфакт определять по Vи постановкой переключателя индикации на КП1-10Б в положение БП.
· по dфакт (Δtфакт) штурману экипажа рассчитать и доложить по СПУ параметры определения момента начала разворота самолета для занятия заданного места в боевом порядке: время выдержки от начала разворота впереди летящего самолета (tвыд), расчетный курсовой угол (КУнр) и дальность до него (Днр). Командиру (помощнику командира) экипажа проверить правильность расчета параметров определения момента начала разворота. Расчет tвыд производить по формуле с учетом фактической дистанции до впереди летящего самолета (dфакт) и заданной после разворота дистанции 4 км (8 км при отсутствии у впереди летящего отряда 2-го ведомого):
При углах сноса на петле сбора более 10° в расчете времени выдержки учитывать влияние боковой составляющей вектора ветра путем добавления к dвыд поправки Δdвыд определяемой по таблице поправки к dвыд шт (км) в зависимости от угла сноса:
УС ° | dвыд.шт, км | ||||||||
6,5 | 7,5 | 8,5 | 9,5 | ||||||
0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0.3 | |
0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0.5 | |
0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0.6 | |
0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0.9 | |
0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1,1 | 1.2 |
Значения КУнр и Днр определять по таблицам и палетке.
· по команде ведущего отряда (пары) «Разворот» и пропаданию от него отметки опознавания ведомым включить секундомер и приступить к набору заданных эшелонов: Н2 = Н1 + 150м (1-й ведомый) и Н3 = H1 + 300м (2-й ведомый). Штурману доложить параметры определения начала разворота (tвыд, КУнр, ДНР), командиру установить визирную линию экрана 2НВ-4А на расчетный курсовой угол. Штурману 2-го ведомого проконтролировать правильность начала разворота 1-м ведомым и в момент начала его разворота повторно включить секундомер, уточнить tвыд (помощнику командира экипажа контроль времени производить по ведущему отряда). За 10—15 с до разворота включить опознавание.
Примечание. Ведомым 1-го отряда Н2 и Н3 занимать по команде ведущего боевого порядка «Сбор»;
· по истечении tвыд и приходу отметки от впереди идущего самолета с расчетным курсовому углу (КУнр) и дальности (Днр) ввести самолет в разворот, выключить опознавание, по радио дать команду: «... разворот». При этом если время выдержки истекло, а отметка от впереди летящего самолета к расчетному курсовому углу, установленному с учетом угла сноса и дальности, не подошла, разворот выполнять по приходу ее к расчетным курсовому углу и дальности. Если отметка от самолета подошла к расчетным курсовому углу и дальности, а tвыд не истекло, разворот выполнять по tвыд;
· разворот выполнять с помощью ручки КРЕН на ПУ САУ-1Т с постоянным креном 20° и отслеживанием траектории движения впереди летящего самолета при пристраивании к нему по специальной палетке на светофильтре КПЗ и данным таблицы. При всех отклонениях параметров контроля от заданных всем членам экипажа немедленно докладывать командиру экипажа, уточнить режим полета (по высоте, скорости, крену) и принять меры к безопасному продолжению пристраивания. Если отметка от самолета на экране 2НВ-4А отстает от заданной траектории (значения курсовых углов превышают табличные), необходимо увеличить крен на 3—5° до совмещения отметки с траекторией и, наоборот, если отметка опережает траекторию, крен уменьшить;
· за 30° до выхода на прямую построения боевого порядка ведомым экипажам изменением крена на 3—5° занять заданные пеленг и интервал 400м, проконтролировать фактическую дистанцию. Ведомым экипажам после выхода из разворота оценить обстановку и самостоятельно занять заданные линейные дистанции 3км (1-го ведомого до ведущего), 6км (2-го ведомого до ведущего) и интервалы 300м изменением скорости и курса в соответствующую сторону на величину 30км/ч и ±5° соответственно.
Примечание. Начало маневрирования 2-м ведомым для занятия заданных интервала и дистанции производить после занятия заданного места 1-м ведомым.
· после занятия места в боевом порядке ведомым выдерживать до своих ведущих заданные интервалы и линейные дистанции 300м Х Зкм (1-й ведомый) и 300м X 6км (2-й ведомый); ведущим — фактическую временную дистанцию до ведущего впереди идущего отряда (пары); бортинженеру па команде командира экипажа нажать на ПУ КПЗ-10 кнопку ПОИСК и выполнить операции по переводу органов управления системы МСН-76 для использования в автоматизированном режиме;
· на заданном рубеже (как правило, после занятия заданных эшелонов полета) ведущим отрядов (пар) последовательно маневром скоростью занять заданные временные дистанции (Δtзад) до ведущих впереди идущих отрядов (пар).
· Параметры построения боевого порядка разворотом на 180° (на петле) определять по формулам: время полета экипажа по прямой до начала разворота:
продолжительность построения БП (t постр): tпостр = tвзл + t н + t180° + tзап;
длина петли построения (Sпостр): Sпостр = SH + Wt1 + R.
Палетка для определения момента начала разворота самолета и отслеживания впереди летящего самолета на сборе.
ЗАНЯТИЕ № 3
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ