Разбивка пикетажа при трассировании
Пикетаж обычно разбивают с использованием землемерной стальной 20 – метровой ленты типа ЛЗ. Допустимая точность измерения для линий по трассе автомобильных дорог номеруется 1:1000, а в трудных условиях пересеченной и горной местности – 1:500. К трассам мостовых переходов предъявляют более жестокие требования. Там допустимая точность измерения длин линий по трассе номерована равной 1:2000.
Трассу обычно разбивают на участки до 100 м, называемые пикетами. В практике изысканий автомобильных дорог встречаются пикеты длиной до 100 м. Такие пикеты называют рубленными. Кроме того, при разбивке пикетажа сторожками обозначают еще и плюсовые точки, которыми отмечают характерные точки местности: места перегибов земной поверхности по оси трассы, не совпадающие с положением пикетов; границы угодий; бровки дорог; урезы воды; места пересечения коммуникаций; вершины углов; главные точки трассы.
Пикеты на местности обозначают вбитыми вровень с землей надежными колышками – точками и забиваемыми в 15 – 20 см от точек сторожками – кольями высотой 50 – 60 см, на лицевой стороне которых, обращенных в сторону начала трасы, надписывают соответствующие номера пикетов.
45. Составление продольного профиля ж/д трассы.
Для получения продольного профиля ж/д дороги по закрепленным на местности точкам трассы (хода) выполняется техническое нивелирование (пикеты, плюсовые точки, вершины углов поворота, иксовые точки). Ход начинают и заканчивают на пунктах государственной геодезической опорной сети (репер).
Пикеты – точки, создающие основу продольного профиля. Могут быть связующими и промежуточными.
Плюсовые точки – точки, подчеркивающие рельеф местности. Могут быть связующими и промежуточными.
Иксовые – точки, предназначенные для передачи отметок, если не хватает высоты визирного луча (одной станции).
В результате нивелирования ж/д трассы должны быть определены отметки всех поставленных на ней точек. Нивелирование выполняется способом «из середины». Материалы нивелирования трассы обрабатывают, как правило, ежедневно по окончании работ на местности начиная с проверки отсчетов и превышений, записанных в журнале. Каждая страница журнала должна начинаться отсчетами на заднюю и кончаться отсчетами на переднюю связующие точки. При этом производят постраничный контроль: подсчитывают для каждой страницы суммы всех отсчетов по задним и передним рейкам ( ), суммы всех превышений ( , суммы всех средних превышений ( ) и подписывают их внизу. При правильных отсчетах, записях и вычислениях на каждой странице .
Для составления продольного профиля выполняют техническое нивелирование с определением отметок правой головки рельса на пикетах и плюсах. Расстояние между реперами не должно превышать 2 км.
46. Проектирование по продольному профилю ж/д трассы.
Продольный профиль представляет собой то или иное сочетание его элементов – подъёмов, спусков, площадок.
Точку пересечения двух соседних элементов называют переломом профиля, а расстояние между переломами – длиной элемента. Уклоны элементов измеряются в тысячных (‰).
Уклон определяется отношением разности отметок по концам элемента к горизонтальной проекции длины элемента.
Величина уклона в тысячных соответствует количеству метров высоты, преодолеваемой на длине в 1 км.
Так, если на 1 км длины элемента профиля разность высот составляет 6 м, то уклон этого элемента будет 6‰.
В ходе проектирования профиля требуется нанести проектную линию относительно составленного профиля земли по оси трассы.
Проектная линия соответствует уровню бровки основной площадки земляного полотна.
Продольный профиль вычерчивается слева направо от начального километра в принятых масштабах. Длины элементов при горизонтальном масштабе 1 : 50000 должны быть кратными 50 м. Уклоны проектируются кратными 1‰, дробные уклоны (с точностью до 0,1‰) допускают только на участках смягчения руководящего уклона в кривых.
В благоприятных топографических условиях продольный профиль следует проектировать элементами возможно большей длины при наименьшей алгебраической разности смежных уклонов. В трудных условиях длина элемента профиля может назначатьсяравной длине поезда.
47. Расчет основных элементов кривой и вставка её в пикетаж.
Главными точками кривой называются точки, определяющие её положение на местности. Ими являются: вершина угла (ВУ), начало кривой(НК), середина кривой(СК) и конец кривой(КК). Они также называются основными.
. Сложные элементы кривой рассчитываются по следующим формулам:
v Вставка кривой в пикетаж.
Вставить кривую в пикетаж, значит рассчитать пикетажное значение главных точек. Вставка кривой в пикетаж выполняется для удобства выполнения работ по строительству и текущему содержанию ж/д.
При разбивке пикетажа мерной лентой наибольшую трудность представляет расчет закруглений и вынос точек трассы на кривую. Измерения длин производят по тангенциальному (ломаному) ходу, касательному к точкам начала и конца каждого закругления. Установив пикетажное значение соответствующей вершины угла, по известному значению угла поворота трассы θ и радиуса R, по таблицам или с помощью микрокалькулятора вычисляют длины тангенса Т, кривой К, биссектрисы Б и домера Д .
Контроль:
48. Детальная разбивка кривых методом ординат от тангенсов на ж/д.
Разбивка ведется от начала(и от конца) кривой к вершине угла с контролем разбивки в середине кривой. При этом направление от НК (КК) к вершине угла по тангенсу принимается за ось Х, а направление внутрь кривой под 90° - за ось Y с началом координат в точке НК (КК).
Вначале заготавливается таблица значений (К-Y) и Y для данного радиуса и переходной кривой всего на длину половины суммарной кривой чаще всего через 20 м.
При этом значения (Кi— Xi) и вычисляются по таблицам или по формулам, представленным в этих таблицах.
Ординаты точек, расстояния до которых от начала кривой не кратны величине а— пикетов, середины кривой - вычисляются или простой линейной интерполяцией по соседним значениям, или по формулам. При полевом трассировании детальной разбивки не производят, а выносят на кривую только пикеты.
Для выноса точек с тангенса на кривую вначале тщательно закрепляют створ по направлению от НК к ВУ, затем строго по этому створу прокладывают мерную ленту и по ней откладывают назад величину (Кi—Xi), строят экером прямой угол и рулеткой откладывают величину Yi , где и закрепляется точка номер i. Затем лента сдвигается на следующее положение (строго в створе!), и эти операции продолжаются, пока отложится последнее расстояние, равное 0,5Кс, и вынесется на местность точка, положение которой должно совпасть с уже имеющейся главной точкой СК.
Таким же образом производится работа по разбивке кривой от конца кривой к середине, при этом заготавливаются данные только для выноски пикетов, а точки с расстояниями кратными величине а выносятся по табл.