СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕНАКИЕВО
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Учебно-методическое пособие
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
КЛАСС
ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ
УЧЕБНЫЙ ГОД
Енакиево – 2017
Автор. Лазоренко Н.М. – методист методического кабинета отдела образования администрации города Енакиево
Социально – экономическая география мира. 10 класс. Ответы на билеты // Енакиево. – 2017 год. – 47 с.
Утверждено научно-методическим советом методического кабинета отдела образования администрации города Енакиево, протокол № 4 от 26.01. 2017 года.
В пособии приводятся ответы на экзаменационные билеты, которые будут вынесены на устный экзамен по географии в 10-х классах общеобразовательных учреждений. С помощью пособия можно эффективно повторить весь пройденный материал и очень быстро подготовиться к успешной сдаче экзамена.
Ответы соответствуют содержанию базовых учебников по географии, рекомендованных к изданию Министерством науки и образования ДНР и включенных в Республиканский перечень учебников.
Пособие адресовано учащимся общеобразовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы | Страницы |
Пояснительная записка | |
Критерии оценивания учебных достижений переводного экзамена по географии | |
Критерии оценивания третьего вопроса экзаменационного билета по географии (практическая часть) | |
Программа переводного экзамена по курсу «Социально – экономическая география мира» (10 класс) | |
Перечень необходимых материалов и оборудования для проведения переводного экзамена по географии | |
Перечень типов практических заданий | |
Билеты для переводного экзамена по географии в 10 классе | |
Ответы на теоретические вопросы билетов | |
Ответы на практические вопросы билетов | |
Список литературы, рекомендуемый для учащихся при подготовке к переводному экзамену по географии |
Пояснительная записка
В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Значимость географии определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально – экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Переводной экзамен по географии проводится с целью определения уровня учебных достижений обучающихся по предмету, а именно: владение десятиклассниками конкретными географическими знаниями и умениями.
В основу разработки экзаменационных заданий по географии положены требования к результатам освоения обучающимися учебных дисциплин на основе государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (Приказ МОН ДНР № 325 от 17.07.2015г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015 – 2017 год и «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015 – 2017 год»)
Экзаменационный материал составлен на основе Программы «Социально – экономическая география мира» для общеобразовательных организаций: базовый уровень / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П. – Донецк: Истоки, 2015. – 13 с.
Пакет экзаменационных материалов для переводного экзамена в 10 – м классе по географии включает: программу переводного экзамена, критерии оценивания для теоретических и практических заданий, экзаменационные материалы по географии (30 билетов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание), список литературы для обучающихся.
Перечень вопросов в билетах отражает структуру содержания курса географии 10 класса. Содержание экзаменационных билетов (1 и 2 вопросы) учитывает готовность формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; правильно и обстоятельно отвечать на поставленные вопросы, уметь выявлять закономерности, делать выводы, анализировать.
Практическое задание отражает уровень сформированности географических знаний, умений определять географические объекты и явления, производить расчеты и вычисления географических задач, строить столбчатые и секторные диаграммы, а также выполнять задания на контурной карте. Если практическое задание билета предполагает работу на контурной карте, то ученик получает чистый бланк контурной карты. Задание на контурной карте имеет картографический характер и предусматривает нанесение на карту информации в соответствии с заданием и разработку легенды карты (записи на карте и легенда делаются тем же цветом ручки, которым выполняется вся работа).
Форма проведения переводного экзамена по географии в 10 – м классе устная. Время подготовки для каждого учащегося составляет до 30 минут. Рабочим языком проведения экзамена является русский язык.
Таким образом, переводной экзамен по географии в 10-м классе предусматривает проверку уровня подготовки учащихся в соответствии с предъявленными к нему требованиями.
Политическая карта мира
Современная политическая карта мира. Отличие понятий «страна», «государство», «зависимая страна», «колония». Этапы формирования политической карты мира. Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Различия федеративных государств.
Политические и экономические системы стран. Типология государств.
Международные организации, их функциональное и пространственное распределение.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Ученик:
-поясняет отличия между понятиями «страна», «государство», «зависимая страна», «колония»;
- называет и характеризует основные формы правления и административно-территориального устройства стран мира;
- характеризует этапы формирования политической карты мира и особенности социально-экономической типологии стран;
- находит и показывает на карте государства;
Население мира
Количество населения. Воспроизводство населения. Демографические процессы и демографическая политика. Миграционные процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков.
Языковой и этнический состав населения. Мировые религии. Возникновение и современное распространение религиозных учений.
Социальная и профессиональная структура населения. Трудовые ресурсы. Проблемы занятости и безработицы.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Ученик:
- называет количество населения мира и отдельных стран;
- характеризует типы воспроизводства населения; особенности возрастного и полового состава населения; направления основных миграционных потоков; структуру занятости населения и отличия ее по регионам;
- поясняет понятия «демографическая политика», «демографический взрыв», «урбанизация», «миграция», «мегалополис»;
- описывает крупнейшие народы и самые распространенные языки мира, мировые религии;
- сравнивает темпы, уровни, формы урбанизации стран и регионов;
- анализирует текстовые, картографические и статистические материалы с целью определения общих черт и отличий в воспроизводстве, составе и размещении населения разных регионов мира.
Мировое хозяйство и НТР
Современное мировое хозяйство. Этапы формирования мирового хозяйства. Международное географическое разделение и интеграция труда.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Понятие «НТР» и ее основные черты. Мировое хозяйство в эпоху НТР, ее влияние на отраслевую структуру и территориальную организацию производства.
Интернационализация, интеграция, информатизация и глобализация как важнейшие тенденции развития мирового хозяйства.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Ученик:
- называет этапы формирования мирового хозяйства;
- поясняет понятия «международное географическое разделение труда», «НТР», «глобализация»;
- определяет влияние НТР на отраслевую структуру и территориальную организацию производства;
- характеризует отраслевую и территориальную структуру, современные тенденции развития мирового хозяйства.
Билет № 1
1. Расскажите о типологии государств.
2.Охарактеризуйте предмет экономической и социальной географии мира.
3. Задача. Рассчитайте ресурсообеспеченность страны железной рудой, если население страны составляет 30 млн. чел., а запасы железной руды 12 млрд. тонн. Среднегодовая добыча железной руды в стране составляет 25 млн. тонн
Билет № 2
1. Охарактеризуйте географию топливной промышленности мира.
2. Расскажите о продовольственной проблеме как глобальной проблеме человечества.
3. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 стран, входящих в состав «Большой двадцатки».
Билет № 3
1. Охарактеризуйте группу развивающихся стран.
2. Назовите и охарактеризуйте основные последствия глобального потепления климата.
3. Задача. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 15 млн. человек, а безработных 1,5 млн. человек.
Билет № 4
1. Охарактеризуйте географию электроэнергетики мира.
2. Расскажите о «демографическом взрыве» как социальном явлении и его особенностях в развивающихся странах.
3. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущие место по производству электроэнергии на АЭС.
Билет № 5
1. Охарактеризуйте политические системы стран мира.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.
3. Задача. Постройте столбчатую диаграмму валового сбора зерновых культур ведущими странами мира за 2010-2012 гг. по следующим данным.
Страна | Валовой сбор всего, млн. т |
Китай | |
США | |
Индия | 280,7 |
Индонезия | 85,5 |
Бразилия | 80,9 |
Россия | 73,4 |
Франция | 68,4 |
Билет № 6
1.Охарактеризуйте географию машиностроения мира.
2. Раскройте особенности современного этапа взаимодействия общества и природы.
3. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 развивающихся стран мира.
Билет № 7
1. Раскройте этапы формирования политической карты мира.
2. В чем суть «зеленой революции»?
3. Задача. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18500 человек, умерло 13200 человек, а численность населения составляет 1596 тыс. человек.
Билет № 8
1. Назовите основные закономерности размещения топливных ресурсов. Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте основные направления международной торговли.
3. Выделите на контурной карте мира страны «Большой семерки» и их столицы.
Билет № 9
1. Охарактеризуйте группу экономически развитых стран.
2. Расскажите о глобальной проблеме освоения ресурсов Мирового океана.
3. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с наибольшим естественным приростом населения.
Билет № 10
1. Охарактеризуйте географию химической промышленности мира.
2. Раскройте суть глобальной экологической проблемы. Приведите примеры.
3.Задача. Вычислите уровень урбанизации, если численность населения составляет 900 тыс. человек, городское - 378 тыс. человек, сельское - 522 тыс. человек.
Билет№ 11
1. Как разделяют международные организации по виду деятельности?
2. Расскажите о классификации природных ресурсов.
3. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы.
Билет № 12
1. Охарактеризуйте формы административно – территориального устройства стран мира.
2. Расскажите о видах альтернативных источников энергии. Каковы перспективы их использования?
3.Задача. Постройте секторную диаграмму структуры мирового земельного фонда по данным:
Земельный фонд | % |
Обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации) | |
Луга и пастбища | 23,5 |
Леса и кустарники | 30,5 |
Земли населенных пунктов, промышленности и транспорта | 3,5 |
Малопродуктивные и непродуктивные земли (болота, пустыни, ледники и др.) | 31,5 |
Билет № 13
1. Охарактеризуйте экономические системы стран мира.
2. Назовите основные закономерности размещения рудных ресурсов. Приведите примеры.
3. Задача. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн. человек, а количество официально зарегистрированных безработных 5,5 млн. человек.
Билет № 14
1. Назовите этапы формирования мирового хозяйства.
2. Охарактеризуйте географию металлургии мира.
3. Выделите на контурной карте мира не менее 5 крупных городских агломераций.
Билет № 15
1.Охарактеризуйте типы воспроизводства населения.
2. Перечислите основные черты НТР на современном этапе.
3. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 стран Южной Америки.
Билет № 16
1. Расскажите о мировых религиях и их географии.
2. Охарактеризуйте международное географическое разделение труда. Приведите примеры.
3. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших угольных бассейнов мира.
Билет № 17
1. Раскройте суть миграционных процессов.
2. Охарактеризуйте причины возникновения конфликтов в мире.
3.Задача. Рассчитайте ресурсообеспеченность железной рудой Бразилии, используя следующие данные: общие запасы 50 млрд. тонн, добыча 160 млн. тонн в год.
Билет № 18
1. Расскажите о городском и сельском населении мира. Раскройте понятия «урбанизация», «агломерация».
2.Охарактеризуйте современные тенденции развития мирового хозяйства.
3. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием сельского населения.
Билет№ 19
1. Опишите воздействие процесса урбанизации на окружающую среду.
2. Охарактеризуйте рекреационные ресурсы, их размещение на планете.
3. Задача. Численность населения составляет 15 млн. человек. За период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года прибыло 0, 9 млн. человек, а уехало 0,5 млн. человек. Определите сальдо миграции.
Билет № 20
1. Раскройте понятие «ресурсообеспеченность». Приведите примеры рационального и нерационального природопользования.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках автомобильного транспорта.
3. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших нефтедобывающих стран.
Билет № 21
1. Проанализируйте демографическую проблему как одну из глобальных проблем человечества.
2. Охарактеризуйте отраслевой состав и особенности размещения легкой промышленности, проблемы и перспективы ее развития.
3.Задача. Рассчитайте ресурсообеспеченность Индии углем, если разведанные запасы угля составляют 92445млн.тонн, а добыча - 26 млн.тонн угля в год.
Билет № 22
1. Охарактеризуйте климатические и космические ресурсы мира.
2. Раскройте отраслевой состав деревообрабатывающей промышленности и географию ее размещения.
3. Нанесите на контурную карту границы и столицы стран Балтии.
Билет № 23
1. Раскройте понятия «урбанизация», «агломерация», «мегалополис». Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте задачи экономической и социальной географии мира.
3. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 стран Африки.
Билет № 24
1. Охарактеризуйте географию растениеводства.
2. Дайте определение понятия «глобальные проблемы человечества». Предложите свою схему классификации глобальных проблем.
3. Задача. Определите, на сколько лет хватит каменного угля в стране, если известно, что общие запасы составляют 57 млрд.т., а годовая добыча – 87 млн. т.
Билет № 25
1. Назовите основные факторы, влияющие на размещение населения Земли.
2. Раскройте понятие «природопользование». Приведите примеры рационального и нерационального природопользования.
3. Нанесите на контурную карту страны с плановым ведением хозяйства.
Билет № 26
1. Охарактеризуйте географию животноводства.
2. Расскажите о мировых запасах пресной воды. Укажите способы решения дефицита пресной воды.
3. Нанесите на контурную карту ареалы высокой плотности населения.
Билет № 27
1. Охарактеризуйте земельные и биологические ресурсы.
2. Дайте характеристику методам исследования экономической и социальной географии.
3. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на производстве черных металлов.
Билет № 28
1. Охарактеризуйте географию транспорта.
2. Расскажите о географической среде и ее роли в жизни человека.
3. Обозначьте на контурной карте не менее 5 стран со значительными природно – рекреационными ресурсами.
Билет № 29
1. Расскажите об аграрных отношениях, характерных для разных регионов (стран) мира. Приведите примеры районов мира, где выращивают большие объемы сельскохозяйственной продукции.
2. Охарактеризуйте связь экономической и социальной географии с другими науками.
3. Обозначьте на контурной карте 5 крупнейших морских портов мира.
Билет № 30
1. Охарактеризуйте географию международного туризма.
2. Раскройте суть проблемы сохранения мира на Земле как глобальной проблемы человечества.
3. Нанесите на контурную карту 3 крупнейших нефтегазовых бассейнов мира.
Ответы на теоретические вопросы билетов
Билет № 1
Билет № 3
Билет № 4
Билет № 5
Билет № 6
Билет № 7
Билет № 8
1. Назовите основные закономерности размещения топливных ресурсов. Приведите примеры
Расположение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим закономерностям. Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам.
На земном шаре известно более 36 тысяч угольных бассейнов, которые занимают 15% суши земли. Основная часть угольных бассейнов расположено в северном полушарии. Приблизительно 43% угля – расположено на территории постсоветских стран, 29% - в Северной Америке, 14,5% - в Китае и Индии и 5,5% в Европе. Самые крупные угольные бассейны Аппалачский (США), Рурский (Германия), Силезский (Польша), Кузнецкий, Тунгусский (Россия). В южном полушарии – ЮАР и Австралии.
Нефтегазоносных месторождений больше 600, нефтяных месторождений около 50 тыс. основные запасы находятся в Северном полушарии. Их большая часть расположена в Персидском заливе (Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ); Западная Сибирь (Россия), Карибском море (Венесуэла и Мексика).
Билет № 9
Билет № 10
Билет № 11
1. Охарактеризуйте международные организации по виду деятельности
Международные организации – одна из форм международной интеграции. Интеграционные группировки подразделяются на четыре основные типа:
-Всемирные организации координируют деятельность большинства стран мира в той или иной сфере. К подобным организациям можно отнести Содружество (бывш. Британское содружество наций, Всемирный банк, Всемирную конфедерацию труда, Международный валютный фонд, Международный олимпийский комитет.
Крупнейшая и важнейшая всемирная международная организация – Организация объединенных наций (ООН). На 1 октября 2002 г. среди ее членов 191 страна. Из суверенных государств лишь Ватикан остается за пределами организации. Главный орган ООН – Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют делегации всех стран-членов. Сессии Генеральной Ассамблеи созываются ежегодно, при необходимости могут быть созваны чрезвычайные и специальные сессии. Постоянно действующий орган ООН – Совет Безопасности. Именно на него возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. СБ ООН состоит из 15 стран-членов. 5 из них (Китай, Франция, Великобритания, США и Россия) – постоянные члены СБ ООН. 10 непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 2 года. Под эгидой ООН действуют многочисленные гуманитарные организации, специализированные учреждения и миссии по поддержанию мира в отдельных районах планеты. В их число входят такие объединения как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международная морская организация и др.
-Военно-стратегические объединения несут, как правило, функции коллективной самообороны и поддержания безопасности. Наиболее влиятельная современная организация такого рода – НАТО. В прежние времена такой форме интеграции соответствовали военные блоки Варшавского договора, СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС.
-Региональные организации воплощают программу своего развития в рамках какого-либо региона планеты. Существуют региональные группировки, построенные по принадлежности к частям света (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, Организация американских государств, Организация африканского единства), к объективно сложившемуся региону (АСЕАН, СААРК, ОЦАГ, Северный Совет), к историко-цивилизационной области (Лига арабских государств, СНГ) и др.
-Отраслевые межгосударственные объединения поддерживают совместные усилия стран-участниц по координации политики в той или иной отрасли.Примеры: ОПЕК (интеграция нефтедобывающих стран), ВТО и ГАТТ (интеграция в сфере торговли), Интерпол (объединение полицейских служб стран мира), МАГАТЭ (интеграция в сфере ядерной энергетики) и др.
2. Расскажите о классификации природных ресурсов
Под природными ресурсами понимают компоненты окружающей природной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Классификаций природных ресурсов существует довольно много, но наиболее важны три из них.
По происхождению:
· - минеральные (полезные ископаемые);
· - климатические;
· - водные;
· - земельные (почвенные);
· - биологические;
· ресурсы Мирового океана.
По исчерпаемости:
· исчерпаемые: невозобновимые (минеральные, руды металлов, соли, сера);
· возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);
· неисчерпаемые (энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов, отливов и течений).
По применению:
· природные ресурсы для промышленности: топливно-энергетические; металлургические; химическое и прочее сырье;
· для сельского хозяйства: земельные; почвенные; агроклиматические;
· для отдыха и туризма: рекреационные ресурсы.
Размещение природных ресурсов по планете неравномерно. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны - медных и полиметаллических руд, страны экваториальной Африки – ценной древесиной и т.д.
В мире есть несколько государств, имеющих практически все виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР (Китай).
Билет № 12
1. Охарактеризуйте формы административно – территориального устройства стран мира
Административно-территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов: экономических; национально-этнических; историко-географических; природных и пр. Форма государственного правления не определяет уровень экономического развития страны.
Формы административно – территориального устройства стран:
1) унитарные (от латинского unitas - единство) - такая форма административно – территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть; при которой государство не имеет в своём составе самоуправляющихся образований; административные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.).
2) федеративные (от латинского foederatio - союз, объединение) – такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют самоуправляющиеся образования (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти (Россия, США, Индия, Бразилия и др.).
2. Расскажите о видах альтернативных источников энергии. Каковы перспективы их использования?
Альтернативные источники энергии — это способы, устройства или сооружения, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле.
Цель поиска альтернативных источников энергии — потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. Во внимание может браться также экологичность и экономичность.
Зачем они нужны? Нужны они по вышеназванной причине — они неисчерпаемые. То есть, если наступит такой этап в развитии человечества, когда все исчерпаемые источники — нефть, газ, торф, уголь — исчезнут, то оно сможет воспользоваться этими источниками, если запасется хотя бы минимальными технологиями.
Классификация альтернативных источников энергии:
· ветряные — преобразуют в энергию движение воздушных масс;
· геотермальные — преобразуют в энергию тепло планеты;
· солнечные — электромагнитное излучение солнца;
· гидроэнергетические — движение воды в реках или морях;
· биотопливные — теплоту сгорания возобновляемого топлива (например, спирта).
Перспективы. На возобновляемые (альтернативные) источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. Речь идет прежде всего о геотермальных электростанциях (ГеоТЭС), которые вырабатывают немалую часть электроэнергии в странах Центральной Америки, на Филиппинах, в Исландии; Исландия также являет собой пример страны, где термальные воды широко используются для обогрева, отопления. Приливные электростанции (ПЭС) пока имеются лишь в нескольких странах — Франции, Великобритании, Канаде, России, Индии, Китае. Солнечные электростанции (СЭС) работают более чем в 30 странах. В последнее время многие страны расширяют использование ветроэнергетических установок (ВЭУ). Больше всего их в странах Западной Европы (Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды), в США, в Индии, Китае. Дания получает 25% энергии из ветра. В качестве топлива в Бразилии и других странах все чаще используют этиловый спирт.
Перспективы использования возобновляемых источников энергии связаны с их экологической чистотой, низкой стоимостью эксплуатации и ожидаемым топливным дефицитом в традиционной энергетике.По оценкам Европейской комиссии к 2020 году в странах Евросоюза в индустрии возобновляемой энергетики будет создано 2,8 миллионов рабочих мест. Индустрия возобновляемой энергетики будет создавать 1,1% ВВП.
Билет № 13
1. Охарактеризуйте экономические системы стран мира
Экономические системы стран мира:
1) Традиционная – это такая система, при которой хозяйственные отношения строятся на основе традиций и обычаев, выработанных столетиями. Она сохранилась только в племенных общинах экономически отсталых стран. Подобный тип экономики характерен для первобытных обществ, но продолжает сохраняться и сегодня в аграрных зонах Азии и Африки.
2) Командная (плановая)– базируется на государственной собственности, директивном ценообразовании, централизованном планировании и распределении. Такой тип экономической системы сегодня характерен для Кубы, КНДР.
3) Рыночная – базируется на частной собственности, конкуренции, свободном ценообразовании и обмене товарами. Примерами стран с классической рыночной системой является Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт.
4) Смешанная – это рыночная экономика, где государство играет важную роль: определяет налоговую политику, регулирует деятельность монополий, контролирует некоторые цены (например, на энергоносители). Примерами которых являются США, Россия, Китай, Франция, Швеция, Япония, Великобритания.
2. Назовите основные закономерности размещения рудных ресурсов. Приведите примеры
Рудные минеральные ресурсы: встречаются чаще всего в пределах разломов платформ и подвижных складчатых областей земной коры. К древним складчатым областям приурочены месторождения железных, медных и полиметаллических руд. На платформах рудные месторождения приурочены к нижнему структурному ярусу – складчатому фундаменту, поэтому они сосредоточены на щитах либо частях плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности :
а) страны, выделяющиеся по запасам железной руды: США, КНР, Индия, Россия, Бразилия, Либерия, Гвинея и др.
б) страны, выделяющиеся по запасам алюминия (бокситы): Франция, Италия, Индия, Суринам, США, Россия, страны Западной Африки и др.
в) страны, выделяющиеся по запасам медных руд: Замбия, Заир, Чили, США, Канада;
г) страны, выделяющиеся по запасам свинцово-цинковых руд: США, Канада, Австралия;
д) страны, выделяющиеся по запасам оловянных руд: Малайзия, Индонезия, Боливия, Бразилия, Таиланд.
Билет № 14
1. Назовите этапы формирования мирового хозяйства
Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.
Этапы формирования МХ
1-й – XV – XVII вв. – в результате великих географических открытий и появления колониальной системы, международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привёл к зарождению мирового рынка;
2-й – XVIII – XIX вв. – происходило формирование рынка и дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Также быстро росла протяжённость железных дорог, которые соединили внутренние части континентов.
Но главную роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в этот период в ряде стран Западной Европы и США, после происшедших в них промышленных переворотов.
3-й – конец XIX в. – первая половина ХХ в. – общемировое разделение труда и сформировавшееся на этой основе мировое хозяйство в результате развития машинной индустрии, транспорта и мирового рынка;
4-й – вторая половина ХХ в. – влияние Научно-технической революции и широкая интернационализация.
2. Охарактеризуйте географию металлургии мира
Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами – чёрными и цветными металлами.
Чёрная металлургия:
Её география исторически сложилась под влиянием разных типов ориентации на различные природные ресурсы.
1) ориентация на каменноугольные и железорудные бассейны (на сырьё):
а) ведущие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия, Канада, США; из которых основными экспортёрами являются: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.
б) таким образом возникли металлургические базы в США, Европе, России, Китае, на Украине.
Но в последнее время в эпоху НТР происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации отраслей.
2) ориентация на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды
В результате чёрная металлургия Японии, Западной Европы и отчасти США начала всё более тяготеть к морским портам.
3) ориентация на потребителя
Переход от сооружения огромных комбинатов к строительству специализированных мини-заводов, размещающихся в густонаселённых районах.
Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежедневно. При этом на развитые страны приходится около 80% её производства, а на развивающиеся – 20%.
Главные производители стали: Япония (более 100 млн. тонн), Россия, США, Китай, Украина, Германия.
Быстро набирает темпы чёрная металлургия в развивающихся странах (Бразилия, обогнавшая Францию и Великобританию; Индия, Республика Корея и др.).
Главные импортёры стали: Западная Европа, США.
Цветная металлургия:
Она производит 40 млн. тонн различных металлов.
Это прежде всего алюминий (17 млн. т). Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями:
1-ое- получение глинозёма (окисла Al) тяготеет к странам, добывающим бокситы;
2-ое - производство алюминия приближено к источникам дешёвой электроэнергии, преимущественно в развитых странах.
Основные государства по добыче бокситов: Австралия, Гвинея, Ямайка, Россия, Бразилия; по получению глинозёма – Австралия, Россия, США, Ямайка; по производству алюминия – США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведётся в районах крупных ГЭС или ТЭС.
Производство меди:
Медные руды, как правило, содержат мало этого металла в себе.
Большая часть запасов медной руды сосредоточена в Чили, США, Замбии.
Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны.
Крупнейшие производители рафинированной меди: США, Россия, Япония и ФРГ.
Производство свинца:
По добыче свинцовой руды лидируют: Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют – Перу и Мексика.
Крупные производители свинца: США, Россия, страны Западной Европы.
Билет № 15
1.Охарактеризуйте типы воспроизводства населения
Воспроизводство населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста населения.
Типы воспроизводства:
Первый тип: отличается средними и низкими показателями рождаемости, смертности и замедлением (или стабилизацией) темпа роста населения. Он характерен в большинстве случаев для развитых стран Европы, Японии, Северной Америки, где естественный прирост не превышает 12 человек на 1000 жителей, а иногда и равен нулю.
Второй тип: характеризуется очень высокой рождаемостью, уменьшением смертности и высокими