Спутниковые приемники (KLN-90 и др.), их применение в полетах на современных самолетах.
29. Навигационные системы координат. Параметры, определяющие место ВС в каждой системе координат. 29=22
2. Расчёт рубежа возврата (ухода) на запасной аэродром.
Для обеспечения регулярности полетов командир воздушного судна имеет право принять решение о вылете при неполной уверенности по метеорологическим условиям в возможности посадки на аэродроме назначения. Такое решение может быть принято только при полной гарантии того, что по условиям погоды посадка воздушного судна возможна на одном из запасных аэродромов, включая и аэродром вы-лета. При приеме решения на вылет может случиться, что емкость топ-ливных баков не позволяет заправить столько топлива, чтобы его хва-тило для полета до аэродрома назначения и обратно до запасного аэродрома. В этом случае перед полетом необходимо рассчитать наи-большую допустимую дальность полета до рубежа, где окончательно должно быть принято решение о посадке на аэродроме назначения или о возврате.
Рубежом возврата называется максимальное удаление воздушного судна от аэродрома вылета или запасного аэродрома, с которого воздушное судно при данном запасе топлива с учетом влияния влра может возвратиться на аэродром вылета (или запасный аэродром), сохранив навигационный запас топлива.
Рубеж возврата определяется таким образом, чтобы к моменту прилета на аэродром вылета или на запасный аэродром расчетного количества топлива хватило не менее чем на I ч полета. Однако это не значит, что после посадки на аэродроме вылета (запасном аэродро-ме) расчетный запас топлива (на 1 ч полета) должен быть сохранен пол-ностью. Частично навигационный запас топлива может быть израсхо-дован в случае непредвиденных обстоятельств, возникающих при полете от рубежа до запасного аэродрома (обход грозы, усиление встречного ветра, изменение маршрута полета, полет в зоне ожидания и др.).
В практике самолет может возвратиться на аэродром вылета или на запасный аэродром, расположенный на трассе полета или в стороне от нее. При расчете рубежа возврата в каждом из этих случаез имеются некоторые особенности.
где K — коэффициент, учитывающий влияние ветра: К = 1 —(Un/Vn)2 SшT — штилевая дальность полета, определенная по располагаемому запасу топлива; SР — длина пути за время разворота на обратный
Расчет рубежа возврата на аэродром вылета. В соответствии с тре-бованиями НПП ГА аэродром вылета может быть запасным при про-должительности полета до 3 ч. Рубеж возврата на аэродром вылета рассчитывается по формуле
курс; Uэ — скорость эквивалентного ветра на высоте полета; Vn — истинная воздушная скорость.
При назначении запасным аэродромом аэродрома вылета топливо берется из расчета полета до аэродрома назначения плюс навигацион-ный запас на I ч полета. В расчет рубежа возврата не включается на-вигационный запас топлива, а также топливо, необходимое для работы двигателей на земле, топливо для взлета и посадки и иевырабаты-ваемый остаток. Располагаемый запас топлива, по которому ведется расчет рубежа возврата на аэродром вылета, определяется по формуле
Штилевую дальность полета находят по графику оощего расхода топлива или рассчитывают по формуле S = V и tрасп
Располагаемое время полета определяют на НЛ по располагаемо-му запасу топлива и его часовому расходу на заданной высоте полета. Для этого треугольный индекс шкалы 2 подводят под часовой расход топлива, взятый по шкале 1. Затем против располагаемого запаса топлива в килограммах, взятого по шкале 1, читают располагаемое время полета по шкале 2.
Путь самолета за время разворота на обратный курс для современ-ных самолетов достигает значительной величины, и поэтому его нужно учитывать при расчете рубежа возврата. Например, для самолетов Ил-18, Аи-12 и Як-40 он равен 30 км, для Ту-104. Ту-124 и Ту-134 — 60 км, для Ан-24—20 км. Длина пути за время разворота на обратный курс определяется по формуле 5р = Vat160. Для упрощения расчета рубежа возврата коэффициент К вычисляют заранее для средней крейсерской скорости данного типа самолета и различных значений эквивалентного ветра (табл. 16.1).
В таблице величина коэффициента К выражена в процентах от штилевой дальности, что значительно упрощает расчет рубежа возвра-та. Из таблицы видно, что коэффициент К наибольший при U3 = 0. Следовательно, и дальность рубежа возврата в этом случае будет на-ибольшая. Она будет уменьшаться с увеличением эквивалентного ветра независимо от его знака. После определения дальности рубежа возврата производится расчет остатка топлива, обеспечивающего надежность возврата на аэродром вылета. Необходимый остаток топлива на рубеже возврата определяется по формуле
где Qн.в. — навигационный запас топлива на 1 ч полета; QHCB.ост — невырабатываемый остаток топлива; Qпос — количество топлива для захода на посадку; Qpзав — количество топлива при развороте на обратный курс; Qвозвр — количество топлива, необходимое для полета от рубежа возврата до аэродрома вылета в штиль; F — коэффициент, учитывающий влияние встречного или попутного эквивалентного ветра при полете от рубежа возврата.
Первые четыре элемента указанной формулы являются постоянными величинами, поэтому для каждого типа самолета их суммируют и затем пользуются суммой как постоянной величиной.
Количество топлива, необходимое для полета от рубежа возврата до аэродрома вылета в штиль, рассчитывают по часовому расходу топлива на заданной высоте полета и штилевому времени полета. При наличии ветра количество топлива для возврата будет отличаться от расхода топлива, рассчитанного для штиля. Величина этого отличия зависит от путевой скорости и может быть представлена в виде коэффициента F, который определяется по формуле F = Vа/(Vи ± Uв). Знак «+» берется при попутном эквивалентном ветре на участке от рубежа возврата, а знак «—» при встречном. Умножая количество топлива, необходимое для возврата в штиль, на значение коэффициента F получаем расход топлива при наличии ветра. Значения коэффициента F приведены в табл. 16.2. В числителе указаны значения для попутного эквивалентного ветра, а в знаменателе — для встречного.
Как видно из таблицы, ветер оказывает существенное влияние на расход топлива, поэтому при расчете остатка топлива на рубеже возврата его следует обязательно учитывать. Рубеж возврата отмечается на полетной карте. Дальность рубежа возврата и расчетный остаток топлива для этой дальности записывают в соответствующие графы штурманского бортового журнала
Основным элементом, определяющим надежность возврата, является не расстояние, а остаток топлива. Дальность рубежа возврата используется только для ориентирования экипажа и службы движения о районе, из которого возможен возврат. Вследствие изменения ветра, режима полета, удлинения пути остаток топлива, обеспечивающий надежность возврата, может достигнуть расчетной величины до выхода на рубеж возврата.
Расчетный остаток топлива является минимально гарантийным, и поэтому возврат может быть начат по решению командира воздушного судна при большем остатке топлива. Продолжать полет до аэродрома назначения при пролете рубежа возврата разрешается только при условии, если фактическая и прогнозируемая к моменту прилета погода не хуже установленного минимума. Под «установленным ми-нимумом» понимаются установленные для командира воздушного суд-на значения высоты принятия решения и дальности видимости
на ВПП.
Рассчитанную дальность рубежа возврата необходимо уточнять
в полете по фактической скорости эквивалентного ветра, так как в случаях ошибочного прогнозирования ветра на высоте полета возможны значительные отклонения фактического рубежа возврата от расчетного. В полете также необходимо учитывать фактический часовой расход топлива, который зависит не только от режима полета, но и от регулировки двигателей. В целях повышения надежности возврата обратный полет рекомендуется выполнять па большей высоте, если только на ней нет резкого увеличения встречной составляющей ветра. Расчет рубежа возврата на запасный аэродром, расположенный на трассе полета. В некоторых случаях запасный аэродром может быть выбран (назначен) из аэродромов, расположенных на трассе полета между аэродромами вылета и назначения. Расчет рубежа возврата на такой аэродром выполняется по той же формуле, что и на аэродром вылета. В этом случае штилевая дальность определяется по остатку топлива над выбранным запасным аэродромом без учета навигационного запаса, невырабатываемого остатка и топлива, необходимого для захода на посадку. Порядок расчета аналогичен рассмотренному выше.
Расчет рубежа возврата на запасный аэродром, расположенный в стороне от трассы полета. Когда запасный аэродром находится в стороне от трассы полета, то возврат на него выполняется по установленному маршруту, поэтому рубеж возврата должен рассчитываться как
допустимый отход от точки ответвления маршрута. Для этого штилевую дальность полета, полученную для момента пролета точки ответвления маршрута, уменьшают на расстояние от этой точки до запасного аэродрома.
В этом случае рубеж возврата рассчитывается по формуле
где S — расстояние от точки ответвления маршрута до запасного аэродрома.