Туристские территории мира, их иерархия и типология
Широко распространено физико-географическое (природное) районирование, основанное на выявлении объективно существующих природных комплексов.
В последнее десятилетие большое значение приобрело природно-ресурсное районирование.
Этно-конфессиональные районы демонстрируют территориальную, этническую, национальную и конфессиональную дифференциацию проживающих в данной стране пародов. Социальная дифференциация населения находит свое выражение в социально-географических районах.
Очень важна научная категория - экономический район. Существует немало разных определений этого понятия (впрочем, как и для других районов, названных выше). Но, как правило, эти определения базируются на двух главных показателях - системы господствующих в районе производственных отношений и специализации его хозяйства.
Д ля любых научно выявленных районов существенны два общих признака:
а) место в региональной иерархии,
б) тип.
Действительно, существуют районы разного порядка; при этом район более высокого порядка (ранга) делится на определенное число районов более низкого порядка (ранга), которые нередко называют подрайонами. В этой иерархичности районирования - его внутреннее единство. При этом при «спуске» по иерархической лестнице уменьшается степень генерализации и возрастает детализация при характеристике особенностей района.
Что касается типа района, то он в концентрированной форме отра-жает его суть, всю систему его главных особенностей. Сказанное относится и к туристским районам.
В настоящее время сложилась определенная иерархия туристских районов (сверху вниз): туристско-рекреационная зона, туристский макрорайон, туристский мезорайон, туристский микрорайон, туристский объект.
В современной географии развивается и концепция формирования туристско-рекреационных систем. Как отмечает Е. Ю. Колбовский, «собственно проектирование туристско-рекреационных систем в регионах базируется на выделении различных композиционных, функциональных и планировочных элементов. Среди таких элементов представляется целесообразным выделить композиционные типы:
1 . АРЕАЛЫ регионы сосредоточения туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов.
2. ЯДРА - функционально-экономические и градостроительные центры районов и зон.
3. ОСИ - ландшафтно-маршрутные коридоры, связывающие между собой ареалы и ядра в единый территориальный каркас.
4. ЛОКУСЫ - точечные элементы функционально-планировочной структуры, связанные с отдельными памятниками, турбазами, домами отдыха, поселениями и т. д.».
"В разных районах земного шара, в разных странах формируются потенциально-туристские районы (ПТР) с разной степенью аттрактивности. При этом аттрактивность может быть обусловлена разными факторами: природными, культурно-историческими, социально-экономическими, этно-конфессиональными. Чаще всего аттрактивиость обусловливается всем комплексом факторов, и в этом случае такие комплексно-аттрактивные районы особенно привлекательны для туристов и туристского бизнеса.
Весьма любопытна мысль Ю. А. Веденина о роли создания аттрактивности миротворчества, которое он считает главным направлением в формировании туристских ресурсов. «.. .Туристский потенциал местности, - пишет он, - может быть измерен через многообразие и распространенность носителей, рассказывающих о красоте, историческом и литературном богатстве региона, расположенных в нем поселений» и продолжает: «...В любом регионе, поселении, уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс.
Это существенным образом меняет стратегию развития туристской области и значительно расширяет роль географии. Задача рекреационной географии и туристского рерсурсоведения заключается сейчас не только в том, чтобы найти и оцепить новые ресурсы в местах, до сих пор не освоенных туристской отраслью, а обогатить туристский потенциал уже освоенных мест, обустроенных туристскими учреждениями, доступными для потенциальных туристов». Однако не всякий потенциально-туристский район становится действительно туристским. Потенциально-туристский район превращается в туристский при проведении большой организационной работы и при условии вложения достаточно крупных средств в развитие туристской инфраструктуры. Речь идет о развитии гостиничного комплекса (отели, кемпинги, туристские базы, мотели и пр.), а также транспорта (дороги, подвижной состав, в горных районах - разного рода подъемники и пр.).
Исходя из изложенных соображений, можно подойти к определению понятия «туристский район» (ТР).
Туристский район - это территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма.
Туристские районы отличаются следующими основными признаками:
1. Время возникновения, исторические особенности формирования.
2. Природные, населенческие, историко-культурные, социально-экономические предпосылки формирования.
3. Уровень развития туристской инфраструктуры.
4. Туристская специализация
На основании этих признаков и может быть построена классификация туристских районов. Она может быть очень детальной, но общая схема представляется достаточно экономной.
По времени возникновения туристские районы могут быть классифицированы следующим образом:
I. Районы давнего туристского освоения (до XIX в.)
И. Районы нового туристского освоения (Х1Х-начало XX вв.).
III. Районы новейшего туристского освоения (вторая половина XX в.).
IV. Районы туристского освоения последних лет.
По предпосылкам формирования (видам аттрактивности) могут быть выявлены следующие типы районов:
1. Природно-аттрактивиые.
2. Этнографически-аттрактивные.
3. Историко-культурно-аттрактивиые.
4. Экономически-аттрактивные.
5. Комплексно-аттрактивные.
Среди природно-аттрактивных районов особо должны быть выделены природно-оздоровительные (курортные, лечебные).
По уровню развития туристской инфраструктуры могут быть отмечены районы с: а) высокоразвитой инфраструктурой;
б) среднеразвитой инфраструктурой;
в) низко-развитой инфраструктурой.
Наконец, исходя из предложенной выше функциональной типологии туризма, можно выявить типы районов по их туристской специализации:
A. Районы познавательного, или экскурсионного туризма.
Б. Районы рекреационного, или оздоровительного туризма.
B. Районы научного туризма.
Г. Районы фестивального туризма (с его подразделениями).
Д. Районы религиозного туризма.
Е. Районы ностальгического туризма.
Ж. Районы делового туризма.
3. Районы сельского туризма.
Эта классификация нуждается в нескольких примечаниях:
1) Имеется много смешанных типов туристской специализации (познавательно-рекреационный, познавательно-фестивальный и др.).
2) В отличие от других туристских районов, районы научного и фестивального туризма обычно не являются постоянными. Нахождение в них туристов носит скорее эпизодический характер.
3) Районы ностальгического туризма связаны с определенной политической конъюнктурой и поэтому нередко представляют собой временное явление.
4) В большой мере конъюнктурны районы делового туризма, особенно осваиваемые торговцами - «челноками» в ходе шоп-туров.
Исходя из приведенных частных классификаций, можно определить и тип туристского района. Например, Швейцарские Альпы -природно-аттрактивный район давнего туристского освоения с высокоразвитой туристской инфраструктурой преимущественно рекреационно-оздоровительного туризма.
Т уристский район Парижа можно охарактеризовать «формулой»: 13аА, что обозначает - туристский район давнего освоения с историко-культурной аттрактивностью, высокоразвитой инфраструктурой и преобладанием познавательного и экскурсионного туризма.
Конечно, желательно выявление подтипов районов, поскольку среди приведенных критериев есть много внутренних различий, например, природно-аттрактивными могут быть и Средиземное море, и Альпы, что, конечно, для характеристики туристских районов далеко не одно и то же.
Предложенная «формула» позволяет охарактеризовать туристские районы в самой краткой форме, хотя, конечно, и очень обобщенно. В том случае, если «формулы» совпадают, можно говорить о том, что сравниваемые районы относятся к одному и тому же типу. Следовательно, при организации туристских туров есть возможность выбора из числа однотипных районов.
Конечно, туристская карта мира очень разнообразна и не существует двух абсолютно идентичных районов.
Для некоторых районов и отдельных государств туристско-рекреационная сфера представляет собой отрасль хозяйственной специализации. Иными словами, в отдельных странах, районах, городах туризм представляет собой ведущую или одну из ведущих отраслей хозяйства.
Для решения вопроса о том, является ли туризм в данном районе, городе отраслью хозяйственной специализации, можно прибегнуть к хорошо известным коэффициентам (индексам) специализации (К, и К2):
В том случае, когда коэффициенты К, и К2 больше 1, туристско-рекреационную сферу можно считать отраслью специализации района (города).
Таким же путем можно выявить роль туризма и рекреации внутри социальной сферы района. Определить долю туристско-рекреационной сферы проще всего, пользуясь показателями структуры занятости.
Существует тесная связь туристских районов разного ранга с туристско-рекреационными комплексами (ТРК). «ТРК - сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения..., обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.).
Каждый ТРК имеет свою историю формирования, присущую ему стадию развития, свою характерную структуру и внутреннюю территориальную организацию. Каждому из них принадлежит свое особое место в географическом разделении труда. Основной движущей силой в развитии ТРК является потребность общества в рекреационном обслуживании». Во многих (но не во всех) случаях границы ТРК совпадают с границами туристских районов.
Дальнейшее изложение и посвящено характеристике туристско-рекреационных зон, туристских макрорайонов и их типов. В отдельных случаях рассматриваются (или называются) туристские мезорайоны.