Методы анализа территориальной организации систем расселения страны
В страноведческих исследованиях необходимо рассматривать городское и сельское расселение в их взаимосвязи. При этом города, как известно, образуют своего рода «командный состав» страны и района. Их системы формируют территориальную структуру хозяйства страны и определяют территориальную организацию общества в целом. В выделении основополагающих территориальных систем и структур страны исключительную роль играют крупногородское расселение и столичные центры с прилегающими к ним территориями.
Машбиц отмечал, что сгустки городского населения и экономики создают поляризацию социально-экономического пространства страны. В нем выделяются ограниченные по площади урбанизированные ареалы, особенно нарастающего по своим масштабам и последствиям взаимодействия населения с экономикой и окружающей природной средой. Он приводит такие показатели территориальной концентрации взаимодействия: города и их непосредственное окружение занимают примерно 1,5% площади обитаемой суши, но на них приходится 4/5 стоимости производства товаров и такая же доля общего загрязнения атмосферы и вод. К крупнейшим агломерациям мира в конце XX в. относились (млн чел.): Токийская — 28, Мехико, Бомбей, Сан-Пауло и Нью-Йорк — от 16 до 18.
В 1980-е годы некоторые западные географы пришли к выводу о неравномерности и неодновременности процессов концентрации в городском расселении стран и регионов мира. Было выделено три группы стран по преобладанию в расселении процессов концентрации, деконцентрации и устойчивого развития. Деконцентрация доминирует в США, Западной Европе и Канаде. Самая динамичная концентрация происходит в развивающихся странах.
Промежуточное положение занимают страны Восточной Европы, причем на западе здесь уже начались процессы деконцентрации, тогда как на востоке все еще преобладают центростремительные сдвиги (концентрация) в городском расселении. Основной разграничитель указанных групп — уровень социально-экономического развития и инфраструктурная оснащенность территории, от которых зависит стадия эволюции расселения.
Идея эволюции расселения оказала существенное влияние на подходы к исследованию систем расселения в страноведении. Концепция эволюции расселения в б. СССР принадлежит Ж. А. Зайончковской. В ее работах выделено три основные стадии развития расселения:
Первая стадия — это автономное развитие городского и сельского расселения. Городское расселение формируется по принципу максимальной реализации общественных выгод, заключенных в определенных точках или ограниченных ареалах. Главный признак этой стадии — параллельное (несогласованное) развитие городского и сельского расселения.
Вторая стадия — концентрация сельского расселения в пригородных зонах крупных городских центров.
Третья стадия — интегрированное расселение, новый его тип. Городское и сельское расселение интегрируются на основе взаимопроникновения в агломерациях.
Схема, предложенная Зайончковской, привела к более детальным исследованиям и достаточно широкому распространению стадиального подхода в изучении расселения страны и ее районов. В частности, стала часто применяться стадиальная схема Джиббса.
С некоторыми поправками на специфику динамики расселения в различных странах схема (точнее, «кривые») Джиббса может использоваться для сравнительного анализа стадий эволюции городского и сельского расселения (в их взаимной связи) стран с разным уровнем социально-экономического развития.
Кривые Джиббса предполагают сравнение динамики роста трех категорий населения: городского, сельского, а также населения малых городов. По характерным сочетаниям монотоннос-тей кривых Джиббса предполагается выделение более или менее четких стадий (фаз) эволюции расселения страны, отвечающих историческим периодам социально-экономического развития.
Концепция Джиббса в основном получила подтверждение эмпирическими исследованиями, однако, как и всякая модель, она имеет свою область применения. Вполне очевидно, что эта модель имеет смысл для более или менее однородных по темпам развития территорий. Поэтому для стран, которые на протяжении всей своей истории развивались территориально неравномерно и даже контрастно, было бы оправданно построение целого семейства кривых, запаздывающих по времени друг с другом, т.е. со смещенными фазами развития расселения.
Но это лишь одна из методических трудностей. Другая связана с проблемой нечеткости деления населения на городское и сельское в условиях субурбанизации, когда значительная часть людей проживает в пригородах (не в городе и не в селе). Следовательно, демографический статус этой группы людей уже не может быть описан одним из трех предлагаемых Джиббсом терминов.
Кроме того, при характеристике процессов образования новых современных населенных пунктов выделялись «города на краю» — особый тип населенных пунктов, выделенный Дж. Гарро, описание которого невозможно с помощью кривой Джиббса.
Таким образом, модель Джиббса имеет свои ограничения, но, несмотря на это, вполне пригодна для проведения предварительных сопоставлений систем расселения различных типов стран, особенно с нерезкой территориальной контрастностью исторического развития каждой отдельной страны.
Далее дана характеристика фаз эволюции расселения стран мира.
Первая фаза отличается значительным преобладанием сельского населения, а прирост городского населения отстает по темпам от сельского. Страна отличается в зависимости от природных условий сравнительно равномерной освоенностью. Хозяйственное пространство страны слабо поляризовано. Города выполняют преимущественно административные и торговые функции. Индустриализация находится в начальной стадии. В наиболее ярко выраженной форме первая фаза характерна для группы наименее развитых стран, среди которых, например, Сомали, Эфиопия, Уганда, Руанда и др. в Африке (всего на континенте 34 страны); Бангладеш, Мьянма, Лаос и др. в Азии (всего 8); Гаити в Латинской Америке; 5 стран в Океании. Среднегодовые темпы роста сельского населения здесь вдвое выше, чем в остальных развивающихся странах.
Вторая фаза характеризуется превышением темпов роста городского населения над сельским, хотя последнее по численности пока больше городского. Существенно развивающаяся индустриализация откачивает трудовые и материальные ресурсы из сельской местности в города. Начинается процесс поляризации хозяйственного пространства страны в виде концентрации экономической деятельности в отдельных крупных городах и выдвинувшихся в ходе индустриализации районах.
Третья фаза. Удельный вес горожан достигает половины или несколько больше всего населения страны, т.е. сельское население начинает уменьшаться относительно. Индустриализация приводит к усилению полицентричности территориальной структуры хозяйства и поляризации районов по типу «центр—периферия».
Четвертая фаза — городское население стремительно растет, а сельское и население малых городов резко сокращается. Экономика приобретает индустриальный характер с отдельными очагами постиндустриального развития. Появляются новые и претерпевают структурную трансформацию старопромышленные районы. Отдельные старые районы приходят в упадок, другие возрождаются на новой основе. Отдельные городские центры становятся очагами НИОКР и инновационной экономики, процесса тертиаризации. В масштабах страны ускоряется рост агломераций, а в их пределах происходит процесс деконцентрации в форме переноса хозяйственной деятельности и мест проживания горожан на межагломерационные территории. Развертывается процесс истинной субурбанизации.
В четвертой фазе находятся многие страны Латинской Америки, где происходит стремительная урбанизация: с 1950 по 1999 г. в этом регионе доля сельского населения сократилась примерно с 60 до 25%.
Пятая фаза характерна для экономически высокоразвитых стран мира, где давно наблюдается не только относительная, но и абсолютная убыль сельского населения. В европейском регионе происходят активные процессы депопуляции сельской местности, а в США и Канаде в 1970-1990-е годы был широко распространен процесс контрурбанизации — расселение жителей ядер агломерации в сельской местности.
Наиболее характерный и самый мощный по количеству втянутого в него городского населения — истинная субурбанизация, свойственная четвертой фазе и трактуемая как увеличение роли в системе расселения прилегающей к городскому ядру зоны. В данной агломерационной зоне темпы роста населения выше, чем в городском ядре, хотя в ядре в определенный момент может проживать населения больше.
Процесс субурбанизации — разновидность деконцентрации населения и экономической деятельности — характерен для высокоразвитых стран. Ее причины: узкий рынок жилья, особенно высококачественного в центре; рост потребности в жилых площадях в расчете на одного члена семьи; ухудшение экологической и криминальной ситуации в центре. Реализовать новые потребности позволяет моторизация. В Японии субурбанизация развивается, опираясь на общественный транспорт.
В последние примерно полтора десятилетия наблюдается изменение градиента перемещения населения: из агломерационной зоны в историческое ядро. Этот процесс обозначается термином «джен-трификация» (от английского слова «джентри» — нетитулованное мелкопоместное дворянство), чем подчеркивается социальный его смысл. Всесторонняя санация исторических центров привела к росту их привлекательности, а вслед за этим — росту платы за жилье, цен на земельные участки, что постепенно вымывает из центра малоимущие слои населения.
Комфортабельное жилье приобретают преимущественно высокооплачиваемые молодые категории населения, среди которых выделяют две группы: яппи (Yuppie — Young upwardly-mobile professional, т.е. молодой поднимающийся вверх профессионал) и динки (Dinkie — Double-income no-kids, т.е. молодая супружеская пара без детей).
Следует отметить, что джентрификация — это «точечный» процесс. Так, в Лондоне точки джентрификации расположены преимущественно в Вестэнде, а в Париже — в районе Эйфелевой башни.