Опасные эндогенные процессы в литосфере
Н.В. Крепша
Опасные природные процессы
Рабочая тетрадь
Рекомендовано в качестве учебного пособия
Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета
Издательство
Томского политехнического университета
УДК 504.4 (07) ББК 26.2я7 К 24 | |
К 24 | Крепша Н.В. Опасные природные процессы: учебное пособие (рабочая тетрадь) / Н.В. Крепша; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 86 с. |
Предназначена для самостоятельной работы студентов по усвоению теоретического содержания учебной дисциплины, обучающихся по специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» направления 280700 «Техносферная безопасность» подготовки бакалавров и магистров, а также может быть использована студентами других специальностей данного направления и специалистами, работающими в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
УДК504.4 (07)
ББК 26.2я7
Рецензенты
Доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, экологии и
физического воспитания Юргинского технологического института (филиал) ТПУ
В. Я. Фарберов
Кандидат геолого-минералогических наук, доцент ТГАСУ
А.А. Краевский
© ГОУ ВПО НИ ТПУ, 2012
© Крепша Н.В., 2012
© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
Опасные процессы и явления – молодая научная дисциплина. Из огромного объема имеющейся информации по дисциплине выбран материал, который, по мнению автора, позволит сформировать у студентов, обучающихся по специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» направления 280700 «Техносферная безопасность», представления и знания о причинах возникновения и характере стихийных бедствий на территории России и земного шара и умения, которые позволят при заблаговременном принятии мер защиты снизить все виды ущерба.
Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, своевременное предупреждение, как органов власти, так и населения о приближающейся опасности очень важны и крайне необходимы для оказания помощи пострадавшим.
Рабочая тетрадь предназначена для персональной работы студента. В ней дается практическое содержание 9 разделов теоретических основ дисциплины «Опасные природные процессы» для самостоятельного освоения студентами.
По структуре рабочая тетрадь соответствует адаптированному учебному пособию по опасным природным процессам (Крепша, 2013). В начале каждого занятия имеются ключевые слова и контрольные вопросы для самоконтроля. Темы практических занятий, количество часов, отводимых на практические занятия, и максимальные оценки в баллах за каждое практическое занятие приведены в таблице.
Тема | Часы | Мак. балл | С. |
1. Введение в дисциплину «Опасные природные процессы» | |||
2. Земля во Вселенной | |||
3. Строение и динамика сфер Земли | |||
4. Опасные эндогенные процессы в литосфере | |||
5. Опасные экзогенные процессы в литосфере | |||
6. Опасные природные процессы в атмосфере | |||
7. Опасные природные процессы в гидросфере | |||
8. Лесные пожары | |||
9. Биологические опасности | |||
Итого: 18 45 |
Данные практические работы выполняются студентами в рабочих тетрадях в аудитории во время занятий и вне аудитории как самостоятельная работа.
Основные задачи рабочей тетради следующие:
1. Облегчить самостоятельную работу студентов при изучении теоретической части дисциплины «Опасные природные процессы».
2. Способствовать формированию практических навыков профессионального решения задач в области правильного прогнозирования возникновения и развития природных стихийных бедствий.
Примечание: Данные 60 баллов (табл.) студент может набрать по рейтинговой системе лишь при успешном выполнении всех практических заданий в рабочей тетради (27–45 баллов), а также защите индивидуального задания (презентация) (3–5 баллов), 2-х контрольных работ (6–10 баллов) и представив полный конспект лекций (3–5 баллов).
Занятие 1
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
«ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ»
Рассматриваются цель и задачи дисциплины «Опасные природные процессы», а также термины и определения, используемые в литературе по опасным природным процессам. Дается краткое содержание вопросов, поднятых на международных конференциях по проблемам уменьшения стихийных бедствий (Йокогама, Япония, 1994 г. и Кобе, Япония, 2005 г.). Приводятся особенности и причины развития современных природных процессов в России и мире. Указана связь природных, техногенных и экологических катастроф, которые имеют многоступенчатый характер.
Основная цель темы – дать общий взгляд на проблему, определить место дисциплины в системе других дисциплин, сориентировать студентов на существующие учебники и нормативные документы по опасным природным процессам в мире и России, а также усвоить практические подходы к изучению курса.
& КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ. Опасные природные процессы, чрезвычайная ситуация, природная катастрофа, окружающая среда, опасные природные явления, поражающие факторы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы задачи изучения дисциплины «Опасные природные процессы»?
2. Что является объектом исследований дисциплины «Опасные природные процессы»?
3. Что такое природный процесс и природное явление?
4. Какие общие закономерности присуще для природных бедствий?
5. Каковы причины роста масштабов природных катастроф в мире?
6. Какие виды природных ЧС распространены в Западно-Сибирском регионе?
7. Какова связь между стихийными бедствиями, техногенными и экологическими катастрофами? Примеры.
8. Где и когда проводились международные конференции по проблемам уменьшения опасных стихийных бедствий?
9. Какие факторы положены в основу оценки последствий стихийных бедствий?
10. Какова динамика роста числа «существенных катастроф» в мире за последние десятилетия?
11. Как можно и нужно решать проблему борьбы со стихийными бедствиями?
ЗАДАНИЯ
1. Приведите правильные определения:
1. Цель изучения дисциплины: _________________________________________
___________________________________________________________________
2. Задачидисциплины:
Диагностические: _____________________________________________________
Прогнозные: ________________________________________________________
Управленческие: _____________________________________________________
3. Предмет изучения дисциплины:______________________________________
4. Природный процесс – это___________________________________________
5. Природное явление – это___________________________________________
___________________________________________________________________
6. Стихийное явление – это____________________________________________
___________________________________________________________________
7. Опасные природные процессы (явления) – это___________________________
__________________________________________________________________
8. Стихийное бедствие – это_______________________________________________
2. Дополните предложение. Стихия в древнегреческой философии означает каждый из 4 элементов природы (……………., …………, ………., ………….), лежащих в основе всех вещей, т.е. это первоначало. Это полностью соответствует современному пониманию 4 состояний материи: ………….. (………………..), ……………… (…………………), ……………….. (…………………….) и ………………… (………….).
3. Ответьте на вопрос. Каким общим закономерностям подчиняются стихийные бедствия (СБ)?
1._________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
4. Составьте таблицу природных катастроф в мире на рубеже XXI века (Осипов,2001), используя диаграмму (рис.1)
Таблица 1
Виды природных катастроф в мире на рубеже XXI века (Осипов,2001)
№№ | Вид процесса | Процент от общего числа | Распространение по земному шару |
Рис.1. Природные катастрофы в мире на рубеже XXI века (Осипов, 2001)
5. Используя систематику природных катастрофических процессов по характеру воздействия на человека и экосистемы (рис. 2) (по Д.Г. Зилингу, М.А. Харькиной, 1999) составите диаграмму распространения ОПП в России (рис. 3). Выделите их цветом на рис. 2.
Рис. 3. Диаграмма наиболее распространенных типов природных катастроф в России (1990–1999) (Осипов,2001)
Рис. 2. Систематика природных процессов по характеру воздействия на человека и экосистемы (по Д.Г. Зилингу, М.А. Харькиной, 1999)
6. Сравните суммарный ежегодный экономический ущерб от развития наиболее опасных природных процессов в России (110–140 трлн рублей в год) и экономический ущерб от опасных природных процессов в мире (150 млрд долларов в год).
В ______раз.
7. Дополните предложение: Несмотря на научно-технический прогресс принимаемые меры по обеспечению безопасности, защищённости людей от природных угроз постоянно ___________________. При этом она оказывается тесно связанной с уровнем ______________________________развития страны. По классификации Всемирного банка, все страны по значению удельного ВВП (на душу населения) делят на 3 группы страны:
· с низким доходом (удельный ВВП менее ______долл.),
· средним доходом (от ______до________долл.),
· высоким доходом (свыше ________долл.).
8. Ответьте на вопрос:Каковы причины роста масштабов природных катастроф? Обоснуйте каждую причину.
1. __________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
9. Ответьте на вопрос: Какой период времени (годы) и почему был провозглашён Генеральной ассамблеей Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий? ________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
10. Сведите в таблицу данные о всемирных конференциях в Японии по уменьшению опасности природных катастроф
Таблица 2
Названия Всемирных конференций в Японии по уменьшению опасности
природных катастроф
Название города | Год | Решения |
11. Ответьте на вопрос: Что такое синергетические катастрофы? Приведите примеры.
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Подпись студента Подпись преподавателя
Занятие 2
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
В процессе своей эволюции Земля как сложная система разделилась на чётко выраженные подсистемы, находящиеся в 4-х разных фазовых состояниях: твердом, жидком, газообразном, плазменном. Первой возникла литосфера, затем магнитосфера, а затем атмосфера, гидросфера и биосфера. Для нас важным является вопрос о строении, эволюции и их взаимодействии в условиях Солнечной системы. Природные (эндогенные и экзогенные) процессы на Земле обусловлены взаимодействием Земли и Космоса (Солнца).
Основными энергетическими факторами, порождающими
все многообразие природных процессов, являются: солнечное и земное (например, «дегазация» мантии) тепло; ротация, связанная с вращением расслоенной и пространственно неоднородной литосферы; гравитация, связанная с воздействием Солнца, Луны и других космических сил.
По современным представлениям (В.В. Орленок, 2000 г.) единственно возможный путь эволюции живого и неживого вещества Земли определяется тремя основными характеристиками планеты Земля – ее массой, гелиоцентрическим расстоянием и быстрым вращением вокруг своей оси.
Конкретно в теме рассмотрены следующие теоретические и практические вопросы:
2.1. Строение солнечной системы
2.2. Взаимодействие космоса и Земли – основной источник ОПП
2.3. Географическая зональность – выражение взаимодействия Земли и Солнца и как основной фактор распространения ОПП
& КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ. Солнечная система, планеты, солнечный ветер, метеориты, ионосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, ротация, географическая зональность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Чему равен цикл солнечной активности? Почему он происходит и его влияние на Землю?
2. Дайте характеристику солнечного ветра и укажите его влияние на Землю?
3. Объясните, почему летом тепло, а зимой холодно?
4. Какая из планет земной группы имеет магнитное поле и вращается в противоположную сторону Земли?
5. Почему Луна повернута к Земле одной стороной?
6. Чем отличается новолуние от полнолуния и почему так происходит?
7. Укажите влияние Луны на Землю.
8. Чем обусловлено расслоение Земли и других планет на слои?
9. Почему взаимодействие космоса и Земли является основным источником опасных природных процессов?
10. Какие опасные природные процессы подчиняются географической зональности в России?
ЗАДАНИЯ
1. Дополните предложение: Много лет на Земле живет человек (……– ….. тыс. лет), и, по крайней мере, всегда были даны ему два чуда природы: ………, освещенный Солнцем, и ……… с манящими россыпями звезд на небесном своде.
2. Заполните таблицу 2.
Таблица 2
Основные свойства Солнечной системы
3. Дайте названия планетам Солнечной системы (рис. 4).
4. Дополните предложение:
а)температура на поверхности слоя яркого свечения Солнца равна …………..°С,
б) химический состав вещества на Солнце: ___________________________________,
в) источник энергии Cолнца: ______________________________________________
Рис. 4. Планеты Солнечной системы
5. Составьте сравнительную характеристику планет Солнечной системы (табл. 4).
Таблица 4
Сравнительная характеристика планет Солнечной системы
Планеты | Меркурий | Венера | Земля | Марс |
Среднее расстояние от Солнца, млн км а. е. | 0,39 | 0,72 | ……….. ………… | 227,9 1,52 |
Период обращения вокруг Солнца | 88 сут | 225 сут | …… сут | 687 сут |
Период вращения | 58.65 сут | 243 сут | …….. ч | 24,62 ч |
Диаметр, км | …………. | |||
Средняя плотность горных пород, г/см' | 5,44 | 5.3 | ………….. | 3,9 |
Состав | Силикаты, железо | Силикаты, железо | ……………. | Силикаты, железо |
Атмосфера, её состав | …………… | …………………. | ……………. | ………………. |
Магнитноеполе | …………… | ………………… | ……………. | ? |
Спутники | Нет | Нет | ………… |
6. Используя соотношение материков и гидросферы в виде «континентальной звезды» (К.А. Куликов) (рис. 5) ответьте на следующие вопросы.
Рис. 5. Соотношение материков и гидросферы в виде
«континентальной звезды» (К.А. Куликов)
1) Сколько составляет соотношение поверхности материков от всей поверхности Земли (…… %) и поверхность океанов (…. %).
2) Чему равна высота низменности (……….м), плоскогорья (………м) и горных хребтов (………..м).
3) Где в геоморфологическом отношении находится Томская область?________________________ Чему равна абсолютная отметка уреза воды р. Томи?...............м.
7. Ответьте на вопрос. Чем отличается астероид от кометы?_________________________________________________________________
8. Заполните таблицу 5. Что вы знаете о Луне – единственном естественном спутнике Земли?
Таблица 5
№ | Вопрос | Краткий ответ |
1. | Как образовалась Луна? | |
2. | В каком году впервые советский спутник сфотографировал «обратную» сторону Луны? | |
3. | Во сколько раз лунное притяжение слабее земного? | |
4. | Есть ли на Луне атмосфера? | |
5. | Чему равна температура днём? | |
6. | Чему равна температура ночью? | |
7. | Расстояние от Земли? | |
8. | Продолжительность суток? | |
9. | Чему равна масса Луны | 1,2 % массы Земли – это …….. |
10. | Почему светится Луна? | |
11. | Какую сторону Луны освещает Солнце в новолуние? | |
12. | Какую сторону Луны освещает Солнце в полнолуние? | |
13. | Есть ли у Луны магнитное поле? | |
14. | Как определить растущий «молодой» месяц? | |
15. | Сколько железа в лунных породах? | |
16. | Как называется рыхлый лунный грунт на поверхности, его мощность? | |
17. | Имеет ли Земля с Луной один и тот же возраст? | |
18. | Есть ли вода на Луне и в каком состоянии? | |
19. | «Эффект кольца с бриллиантом». Это какое затмение? |
9. Назовите российских учёных, которые занимались изучением взаимодействия космоса и Земли?
1. ___________________________;
2. ___________________________.
10. Ответьте на вопрос. На сколько времени запаздывают магнитные возмущения от Солнца до Земли? _______________; Почему?________________________________________________________________
11. Дополните предложение.Взаимодействие системы «космос – оболочки Земли(магнитосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера)» приводит:
а) в атмосфере ______________________________________________________;
б) в литосфере ______________________________________________________;
в) в животном мире__________________________________________________;
12. Ответьте на вопрос. В чём выражается взаимодействие Земли и Луны?
а)_______________________________________________________________;
б)________________________________________________________________;
в)_________________________________________________________________;
13. Дополните предложения: Географическая зональность во всей иерархии ее проявления следствие есть результат взаимодействия ……………..как единой системы с ……………….(прежде всего Солнцем) и …………………. между собой. Положение Земли в Солнечной системе, особенности ……………….. ее вокруг Солнца и своей ……. дифференцирует на поверхности земного шара……………….. – термически однородные широтные пояса. В географии их выделено на земном шаре ………..., а в Россси………..
14. Используя две карты ранжирования территории России по федеральным округам (рис. 6), отметьте на первой номерами 8 округов, а для Сибирского и Дальневосточного округов развитие специфических ОПП, не повторяя одинаковых.
Цвет | Название округа | Площадь (км²) | Население (на01.01.2009)[2] | Субъектов РФ | Административный центр |
Центральный федеральный округ | 652,800 | 37 121 812 | Москва | ||
Южный федеральный округ | 416,840 | 14 686 261 | Ростов-на-Дону | ||
Северо-Западный федеральный округ | 1,677,900 | 13 462 259 | Санкт-Петербург | ||
Дальневосточный федеральный округ | 6,215,900 | 6 460 094 | Хабаровск | ||
Сибирский федеральный округ | 5,114,800 | 19 545 470 | Новосибирск | ||
Уральский федеральный округ | 1,788,900 | 12 254 976 | Екатеринбург | ||
Приволжский федеральный округ | 1,038,000 | 30 157 844 | Нижний Новгород | ||
Северо-Кавказский федеральный округ | 159,860 | 8 215 263 | Пятигорск |
Рис. 6. Карта-схема ранжирования территории России
по федеральным округам
Подпись студента Подпись преподавателя
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (необязательное) – 1 балл
2010 год. Планету Земля заливает дождями изаваливает снегом и, как следствие, наводнения и снежные завалы распространяются на всё большие территории. В чём причина этих опасных природных явлений. Выберите свою точку зрения из 7 версий и обоснуйте её.
В России пролился ледяной дождь, который вызвал огромные проблемы в электроснабжении. (Ледяной дождь идёт при температуре от -1 до -15°С, и относится к обложным осадкам, выпадающим монотонно на протяжении достаточно протяжённого периода времени. Ледяной дождь состоит из твёрдых прозрачных шариков льда, внутри которых незамёрзшая вода. Падая, шарики раскалываются, жидкость выливается и быстро замерзает). В Японии аномальные снегопады. Идущие с конца ноября 2010 в Австралии дожди стали причиной гибели 23 человек. Такого разрушительного наводнения континент, пожалуй, не знал за всю историю. Наводнения в Бразилии убили более 600 человек. Во власти водной стихии Шри-Ланка. Чрезвычайные погодные явления сотрясают Колумбию, Южную Африку, Индонезию. Европа также не избежала катаклизмов. В Германии и Бельгии вышли из берегов Рейн и Мозель. Разгула стихии ожидают в Чехии.
Совокупный мировой объём финансовых потерь страховых компаний от стихийных бедствий 2010 г., по оценкам аналитиков, составил порядка 130 млрд долл., что гораздо выше, чем в предыдущие годы. Если бы уровень страхового покрытия в России соответствовал американскому, нашим страховщикам в 2010 г. пришлось бы выплатить за ущерб, нанесённый природными катастрофами, около 8 млрд руб. В реальности объём таких выплат в России составил только 2 млрд руб.
Так что же происходит с планетой? Вот основные версии.
1. Самая часто называемая, можно уже сказать, официальная – глобальное потепление, которое, ускоряясь, делает климат всё более экстремальным. Как говорит Александр Бедрицкий, советник Президента РФ по вопросам изменения климата, согласно данным учёных, с 1970 г. температура на планете увеличилась на 0,6–0,8 градуса. А ведь когда-то, для того чтобы выйти из Ледникового периода, Земле было достаточно «разогреться» на 4 градуса! Из-за глобального потепления за 20 лет количество опасных явлений в России возрастает примерно на 6 % в год.
2. Космические лучи. По версии к. ф.-м. н. Петра Стрельцова, они ионизируют атомы в атмосфере Земли. Ионы же в свою очередь служат центрами конденсации водяного пара и способствуют образованию облаков, а значит, увеличению количества осадков. По данным Стрельцова, сегодня интенсивность космических лучей, которая меняется при движении Солнечной системы по Галактике, невероятно высока. Отсюда – аномальное число осадков из беспрерывно образовывающихся облаков и туч.
3. Авария в Мексиканском заливе и огромное нефтяное пятно вызвали резкие изменения в климате планеты. Польский учёный Станислав Лех предполагает, что из-за образования непроницаемой масляной плёнки испарения океанической влаги в этом регионе не происходило несколько месяцев, что вызвало изменение режима мировых осадков.
4. Изменения направлений переноса воздушных масс. Леонид Старков, ведущий специалист центра «Фобос» считает, что над Россией атмосферные фронты в последнее десятилетие перемещались по большей части с запада на восток, а в последние 1,5 года траектория поменялась на «с севера на юг». Это вызвало резкие изменения погоды – например, летняя засуха была спровоцирована долгим зависанием антициклона над центром России. Если следовать данной версии, то аномальные осадки вызваны циклонами, зависающими над теми или иными территориями.
5. Климатическое оружие. Метеоролог Иван Остолбин уверен, что сегодня его имеют на вооружении и американцы, и Россия: две сверхдержавы с помощью тайного оружия сводят счёты друг с другом, а весь мир мучается.
6. Вулканическая. Исландский учёный Поль Вален винит во всём Эйяфьятлайокудль и его собратьев – камчатский Кизимен, чилийский Планхон, индонезийский Синабун и сицилийскую Этну. Все они в последние месяцы 2010 г. выбрасывали в атмосферу пепел. Попадая в тропосферу в результате крупных вулканических извержений, пыль увеличивает облачность, вызывая так называемый эффект «ядерной зимы».
7. Влияние Эль-Ниньо – тихоокеанского течения, которое определяет погоду в Австралии, Южной и Центральной Америке. Это традиционно важное в «создании» погоды явление, по данным Института изучения климатических изменений, сейчас набирает огромную силу. Подобное его «разрастание» в 70-х годах стало причиной самого сильного со времён Второй мировой войны продовольственного кризиса. При этом рост Эль-Ниньо продолжается. И если именно он – виновник катаклизма, то уменьшения количества осадков ожидать не приходится.
Ответ:_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Занятие 3
СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА СФЕР ЗЕМЛИ
В данной теме приводится общая характеристика сфер Земли (литосферы, гидросферы, атмосферы) как объекта, на поверхности (эндогенные процессы) или в недрах (эндогенные процессы) которых происходят природные процессы и явления. Сферы Земли представляют единую, саморегулирующую, сложноорганизованную, энергонасыщенную систему, развивающуюся под действием внутренних, внешних и космических сил. Рассмотрены движущие силы Земли и космоса, которые управляют природными процессами. В результате проявления этих сил происходят все природные процессы, обуславливающие саморазвитие Земли. Природные процессы происходили в истории развития Земли повсеместно и постоянно, но опасными они становятся только тогда, когда они соприкасаются с человеком и результатами его деятельности (здания, сооружения), угрожая жизни и здоровью людей, нанося эколого-экономический ущерб. Тогда мы называем эти процессы опасными природными процессами, стихийными бедствиям, природными или экологическими катастрофами.
Динамика нами будет рассматриваться как наука геодинамика, изучающая движение тел и сил, а также причины, мобилизующее вещество земных геосфер и побуждающие к его перемещению. Следствием этого являются природные (экзогенные и эндогенные) процессы и явления. Далее усваиваются студентами следующие теоретические и практические вопросы:
3.1. Строение и динамика литосферы Земли;
3.2. Строение и динамика гидросферы Земли;
3.3. Строение и динамика атмосферы Земли;
3.4. Строение и динамика магнитосферы Земли;
3.5. Биосфера Земли.
& КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ. Солнечная система, земная кора, мантия, астеносфера, осадочные, магматические, метаморфические горные породы, магнитосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, географическая зональность.
ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение литосферы, и, используя содержание таблицы 6 и рис. 7, внесите дополнения: Литосфера (……………………..)(от греч. litos – …………. и ………………) включает в себя недра и рассматривается как …………………………….часть системы. Это внешняя сфера «твердой» Земли, иерархически включающая следующие подразделения: эра (_________________), система или период (__________________), эпоха (____________________), стратиграфо-генетические комплексы (_____________________ ), литологические слои (________________________________________).
Таблица 6
Общая стратиграфическая (геохронологическая) шкала
Эра (группа) | Период (система) и его обозначение | Время, млн. лет |
Кайнозойская КZ (65) | Четвертичный (квартер) Q Неогеновый (неоген) N Палеогеновый (палеоген) P | 1.6 23.0 40.4 |
Мезозойская MZ (183) | Меловой (мел) K Юрский (юра) J Триасовый (триас) Т | 79.0 69.0 35.0 |
Палеозойская PZ | Пермский (пермь) Р Каменноугольный (карбон) C Девонский (девон) D Силурийский (силур) S Ордовиковский (ордовик) О Кембрийский (кембрий) С | 38.0 74.0 48.0 30.0 67.0 65.0 |
Протерозойская РR | ||
Архейская А |
2. Выполните задание по карте по геологической карте (рис. 8 и 9). Найдите на геологической карте максимальную и минимальную абсолютную отметку на данном участке, найдите 3 вида природных процессов (выделите) и долину реки (название), указав направление её течения воды.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составьте таблицу 7 – сравнительная характеристика сфер литосферы, используя содержание рис. 9 и 10 – внутреннее строение Земли и разрез земной коры (литосферы).
Таблица 7
Сравнительная характеристика сфер литосферы
Название сфер | Мощность, км | Состав (горные породы) | Состояние |
Рис. 7. Геологическая карта
1 – граница стратиграфического несогласия, 2 – оползни; 3 – буровая скважина и ее номер; 4 – болото; 5 – карстовая воронка; 6 – линия разреза и ее номер
Рис. 8. Стратиграфическая колонка
Рис. 9. Внутреннее строение Земли
Рис. 10. Разрез земной коры (литосферы)
4. Дополните предложения: Тектонические движения – это любые механические ……………………внутри земной коры, которые приводят к ………………………ее строения.
Выделяют два основных типа тектонических движений: эпейрогенические (или ……………………………) и орогенические (…………………………..).
5. Дополните предложения: Орогенические движения происходят в двух направлениях –………………………….и ………………….. Первое приводит к смятию пород и образованию ……………………и ………………, т.е. к сокращению земной поверхности.
Вертикальные движения приводят к ………………области проявления складкообразования и возникновению ……………сооружений.
6. Дополните предложение: Как в пределах континентов, так и под дном морей и океанов выделяются ……………………. участки (складчатые области) и относительно ……………….. площади (платформы) земной коры.
7. Дополните предложения: Вулканическая деятельность приурочена к …………………….участкам земного шара – областям современного горообразования и развития глубинных разломов (рис. 11). Из анализа приведенной карты следует, что большая часть действующих в настоящее время вулканов (около 60 %) сосредоточена в двух местах: _______________________________________________
Рис. 11. Схема размещения областей активной тектонической и вулканической деятельности: а – действующие вулканы; б – основные области землетрясений
8. Ответьте на вопрос. К какой области по тектонической напряжённости относится Западно-Сибирская плита?_________________________________________
9. Дополните предложения: Блоки земной коры отделены друг от друга межблоковыми зонами –____________________– зонами повышенной трещиноватости. Благодаря перемещениям блоков относительно друг друга с разной скоростью и направленностью происходит саморазвитие литосферы. Динамика литосферных плит отражена в проявлении опасных эндогенных процессах –___________________,_______________________, дегазации мантии.
10. Дополните предложения: Поверхностные текучие воды являются одним из главнейших агентов _____________________(денудации) поверхностиЗемли. При этом водные потоки изменяют поверхность Земли, одновременно ___________________ существующий рельеф и создавая множество новых форм. Текучие воды__________________горные породы, _________________обломочный материал вниз по течению и _______________(аккумулируют) его на более низких уровнях.
11. Дополните предложения: Питание рек зависит от сезонов года и положением реки в географической зоне. Реки, берущие начало в высоких горах, питаются обычно водой_______________________;
Реки, зарождающиеся в зоне с умеренным климатом, как равнинные, так и горные, питаются:
а)_____________________________; б)__________________________________;
в)____________________________________________;
В зависимости от питания находятся и__________________рек, высота меженного (___________________) уровня воды и __________________подъема в результате ливней или таяния снега.
Все многообразие режимов рек (Зайков Б.Д. (1984) разделено на три основные группы: 1) реки с весенним половодьем; 2) реки с половодьем в теплую часть года; 3) реки с паводочным (дождевым) режимом.
Реки Сибири – Обь, Томь, Васюган – относятся к рекам с__________________
12. Ответьте на вопрос: Как называется материал, который переносятся реками и затем откладывается?_____________________
13. Определите типы речных русел и возраст реки (рис. 12).
в |
б |
а |
Рис. 12. Основные типы речных русел: а – _____________________;
б –_____________________; в– ______________________________;
14. Дополните и расшифруйте условные обозначения (рис.13):
Рис.13. Схема строения речной долины
Условные обозначения: 1–………………………….; 2–……………………………; 3 – …………………………; 4 – ……….. …………………: пойма (……), терраса, ее номер и тип: 1 – ………………………………, П –……………..-……………….., Ш – …………………; 5 – элементы строения террас: а –………………, б – ………, в – ………., г – …………………………………..
15. Дополните предложения. Гидросфера (от греч. hydor –………и sphaira –……….) – это непрерывн