Болотникова н.в., салалыкина ж.в.

ГЕОГРАФИЯ

КУРС ИНТЕНСИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ И ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Тематический тренинг

(для системы повышения квалификации преподавателей географии)

УДК

ББК

Рецензенты:

Болотникова Н.В., Салалыкина Ж.В.

География. Курс интенсивной подготовки обучающихся к написанию эссе на ЕГЭ. Тематический тренинг: пособие для учителей географии образовательных организаций (учреждений) / Н.В. Болотникова, Ж.В. Салалыкина; изд-во «Русское слово». – М.: Русское слово, 2016. – 118 с.

Учебно-методическое пособие Н.В. Болотниковой и Ж.В. Салалыкиной «География. Курс интенсивной подготовки обучающихся к написанию эссе и формированию метапредметных компетенций. Тематический тренинг» предназначено для тех, кто хочет научиться сам и научить детей выражать свои мысли на письме в жанре эссе. Книга содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-эссе, а также разработанные авторами задания к ним и методику подготовки к написанию эссе на уцроках географии. Отличительной особенностью пособия является теоретический материал, представленный в схемах и таблицах, а также методика обучения школьников изложению мыслей на письме с применением педагогического инструментария.

«Грамотное изложение мысли на письме – залог успеха!» – убеждены авторы пособия. Книга выстроена в форме тренинговых занятий, содержит теоретический и практический материал, который поможет сначала по образцу, а затем самостоятельно рассуждать на заданную тему, аргументированно доказывать свою точку зрения, опираясь на изученный материал по географии.

Начните излагать свои мысли на письме прямо сейчас!

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов  
ГЛАВА I. ЭССЕ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
1.1. Немного теории  
1.2. Эссе как литератур­ный жанр  
1.3. Рекомендации или наставление педагогам и учащимся о том, как научиться писать эссе  
1.4. Композиция эссе  
1.5. План написания эссе  
1.6. Речевое оформление эссе  
ГЛАВА II. ПРАКТИКУМ: УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ ПО ГЕОГРАФИИ  
РАЗДЕЛ I. КОРОТКО О ГЛАВНОМ РАЗДЕЛ I. КОРОТКО О ГЛАВНОМ  
1.1. Этапы формирования умений и навыков написания эссе  
1.2. Эксперты советуют  
1.3. Консультация эксперта  
1.3.1. Критерии проверки и оценивания выполнения задания с развернутым ответом  
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ  
2.1. Алгоритм работы эксперта  
2.2. Учимся писать эссе  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА ОБ ЭССЕ  
Вариант 1  
Вариант 2  
Вариант 3  
Вариант 4  
Вариант 5  
Вариант 6  
Вариант 7  
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ  
Вариант 1  
Вариант 2  
Вариант 3  
Вариант 4  
Вариант 5  
Вариант 6  
Вариант 7  
Вариант 8  
Вариант 9  
Вариант 10  
Вариант 11  
Вариант 12  
Вариант 13  
Вариант 14  
Вариант 15  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

От авторов

Сегодня эссе стало одним из популярных видов тестирования выпускников. Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе – это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Сочинение-рассуждение позволяет выявить уровень сформированности у выпускников регулятивных, коммуникативных, познавательных и предметных универсальных учебных действий.

Во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область – литература и русский язык, но и география, история, иностранные языки. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит это пособие.

Данное издание представляет собой курс обучения как учителей, так и учащихся написанию сочинения-рассуждения по географии. В пособии представлена система тренинговых занятий: теоретический материал закрепляется контрольными вопросами и заданиями. Отработав все занятия, вы сможете освоить базовый алгоритм изложения письменного ответа в форме эссе и выступить в роли эксперта, оценив работы школьников по критериям.

Пособие структурировано таким образом, что призвано помочь вам научиться грамотно выражать свои мысли на письме, выработать свой стиль изложения, поражать читателя образностью, афористичностью и парадоксальностью подбора аргументов.

Эссе – это самостоятельная работа учащегося на тему, предложенную преподавателем, цель которой состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе – ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Вопросы для повторения теоретического материала.

Задания.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

ЭССЕ – ЭТО…

Эссе от французского «essai», английского «essay», «assay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание.

Историческая справка.

болотникова н.в., салалыкина ж.в. - student2.ru Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».  

В XVIII-XIX веках эссе – один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у представителей романтизма (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр эссе укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон – в XX в. Их лучшие образцы – импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю.

В XX в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру эссе в целях популяризации достижений естественнонаучной мысли и сближения разных кругов читателей.

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина читаем: «Эссе – очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический сло­варь» дает развернутое определе­ние: «Эссе – жанр философской, литера­турно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, со­четающий подчеркнуто индивидуаль­ную позицию автора с непринужден­ным, часто парадоксальным изложени­ем, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопе­дия» уточняет: «Эссе – прозаическое со­чинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные».

Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ

Эссе – это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Вопросы для повторения.

1. Кто, по мнению литературоведов, считается первым автором произведения «Опыты» в жанре эссе?

2. Перечислите особенности, характерные для жанра эссе.

1.3. ЭССЕ КАК ЛИТЕРАТУР­НЫЙ ЖАНР

Литературные жанры – это такие группы литературных произведений, которые объединены на основании формальных и содержательных признаков. Складываются они исторически, переживая возникновение, расцвет, а некоторые и упадок. Относятся к ним романы, рассказы, элегии, фельетоны, повести, комедии и т.д.

Первую попытку систематизировать литературные жанры предпринял в своей «Поэтике» Аристотель. Он представлял их как что-то закономерное, установившееся раз и навсегда. Автор обязан был лишь вписаться в нормы того жанра, к которому он обратился. Такое понимание привело к возникновению своего рода учебников по нормативной поэтике. Наибольшую известность среди них получил трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.

В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как именно жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений, и не случайно М.М. Бахтин образно определил жанр как память искусства и утверждал, что «в жанрах (литературных и речевых) на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира» (Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Эстетика словесного творчества. – М., 1979, с.332).

Эссе – один из литературных жанров, отличительными особенностями которого принято считать:

Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

Глава XVI. О славе Существует название вещи и сама вещь; название – это слово, которое указывает на вещь и обозначает ее. Название не есть ни часть вещи, ни часть ее сущности. Это нечто присоединенное к вещи и пребывающее вне ее. Бог, который в себе самом есть полная завершенность и верх совершенства, не может возвеличиваться и возрастать внутри себя самого, но имя его может возвеличиваться и возрастать через благословления и хвалы, воздаваемые нами явленным им делам. И поскольку мы не в состоянии вложить в него эти хвалы, ибо он не может расти во благе, мы обращаем их к его имени, которое есть нечто, хоть и пребывающее вне его сущности, но наиболее близкое к ней. Так обстоит дело лишь с одним богом, и ему одному принадлежат вся слава и весь почет. И нет ничего более бессмысленного, чем домогаться того же для нас, ибо, нищие и убогие духом, обладая несовершенной сущностью и постоянно нуждаясь в ее улучшении, мы должны прилагать все наши усилия только к этому и ни к чему больше. <…> Хрисипп и Диоген [1] были первыми авторами – и притом наиболее последовательными и непреклонными, – выразившими презрение к славе. Среди всех наслаждений, говорили они, нет более гибельного, чем одобрение со стороны, нет никакого другого, от которого нужно было бы так бежать. И действительно, как показывает нам опыт, вред, проистекающий от подобного одобрения, необъятен: нет ничего, что в такой мере отравляло бы государей, как лесть, ничего, что позволяло бы дурным людям с такой легкостью добиваться доверия окружающих… <…> Эти философы говорили, что слава целого мира не заслуживает того, чтобы мыслящий человек протянул к ней хотя бы один палец: Gloria quantalibet quid erit, si gloria tantum est? [2] Я говорю лишь о славе самой по себе, ибо нередко она приносит с собой кое‑какие жизненные удобства, благодаря которым может стать желанной для нас: она снискивает нам всеобщее благоволение и ограждает хоть в некоторой мере от несправедливости и нападок со стороны других людей и так далее. Такое отношение к славе было одним из главнейших положений учения Эпикура. Ведь предписание его школы: «Живи незаметно», воспрещающее людям брать на себя исполнение общественных должностей и обязанностей, необходимо предполагает презрение к славе, которая есть не что иное, как одобрение окружающими наших поступков, совершаемых у них на глазах. Кто велит нам таиться и не заботиться ни о чем, кроме как о себе, кто не хочет, чтобы мы были известны другим, тот еще меньше хочет, чтобы нас окружали почет и слава. И он советует Идоменею [3] не руководствоваться в своих поступках общепринятыми мнениями и взглядами, отступая от этого правила только затем, чтобы не навлекать на себя неприятностей, которые может доставить ему при случае людское презрение. Эти рассуждения, на мой взгляд, поразительно правильны и разумны, но нам – я и сам не знаю почему – свойственна двойственность, и отсюда проистекает, что мы верим тому, чему вовсе не верим, и не в силах отделаться от того, что всячески осуждаем. (По М. Монтеню) _______________ [1]Хрисипп – см. прим. 10, т. I, гл. VI. – Диоген – см. прим. 11, т. II, гл. III. – Приводимое в тексте см. Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 17. Хрисипп – см. прим. 10, т. I, гл. VI. – Диоген – см. прим. 11, т. II, гл. III. – Приводимое в тексте см. Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 17. [2] Что им в какой бы то ни было славе, если она только слава? (лат.). – Ювенал, VII, 81. [3] Идоменей Лампсакский (325–270 гг. до н. э.) – писатель и политический деятель, друг Эпикура.

Задание 1.

Свободная композиция

Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под­чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все – на­оборот!».

Под композицией произведения принято

5. Непринужденность повествова­ния

Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на­писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер­пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

Парадоксальность

Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

Историческая справка

болотникова н.в., салалыкина ж.в. - student2.ru Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский (24 мая 1940 года Ленинград, СССР – 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США; похоронен в Венеции) – русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991-1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику – на английском.

Открытость

Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Задание 2.

Прочтите речь И. Бродского перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года «Похвала скуке». Какую тему и проблему поднимает автор? Какие тезисы и аргументы приводит И. Бродский? В чем заключается авторская позиция? Претендует ли автор на исчерпывающее раскрытие темы? Считаете ли вы речь перед выпускниками Дармутского колледжа парадоксальной? Аргументируйте свой ответ. Проанализируйте композиционный строй произведения «Похвала скуке». К какому литературному жанру вы отнесете данную речь? Обоснуйте свой ответ.

Похвала скуке (речь перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года) Но если ты не сможешь удержать свое царство И придешь, как до тебя отец, туда, Где мысль обвиняет и чувство высмеивает, Верь своей боли... У.Х. Оден, «Алонсо-Фердинанту» Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована скукой. Причина, по которой я хотел бы поговорить с вами об этом в столь торжественный день, состоит в том, что, как я полагаю, ни один гуманитарный колледж не готовит вас к такой будущности; и Дармут не является исключением. Ни точные науки, ни гуманитарные не предлагают вам курсов скуки. В лучшем случае они могут вас познакомить со скукой, нагоняя ее. Но что такое случайное соприкосновение по сравнению с неизлечимой болезнью? Наихудший монотонный бубнеж, исходящий с кафедры, или смежающий веки велеречивый учебник – ничто по сравнению с психологической Сахарой, которая начинается прямо в вашей спальне и теснит горизонт. Известная под несколькими псевдонимами – тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошенность, уныние и т.д., скука – сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения. В таком случае, казалось бы, лучшим лекарством от нее должны быть постоянная изобретательность и оригинальность. То есть на что вы, юные и дерзкие, и рассчитывали. Увы, жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике – как раз повторение. Можно, конечно, возразить, что постоянное стремление к оригинальности и изобретательности есть двигатель прогресса и тем самым цивилизации. Однако – в чем и состоит преимущество ретроспективного взгляда – двигатель этот не самый ценный. Ибо, если мы поделим историю нашего вида в соответствии с научными открытиями, не говоря уже об этических концепциях, результат будет безрадостный. Мы получим, выражаясь конкретнее, века скуки. Само понятие оригинальности или новшества выдает монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стих – нет, стиль – есть скука. Этим она – жизнь – отличается от искусства, злейший враг которого, как вы, вероятно, знаете, – клише. Поэтому неудивительно, что и искусство не может научить вас справляться со скукой. <…> Единственный способ сделать искусство убежищем от скуки, от этого экзистенциального эквивалента клише, – самим стать художниками. Хотя, учитывая вашу многочисленность, эта перспектива столь же незаманчива, сколь и маловероятна. Но даже если вы шагнете в полном составе к пишущим машинкам, мольбертам и Стейнвеям, полностью от скуки вы себя не оградите. Если мать скуки – повторяемость, то вы, юные и дерзкие, будете быстро удушены отсутствием признания и низким заработком, ибо и то, и другое хронически сопутствует искусству. В этом отношении литературный труд, живопись, сочинение музыки значительно уступают работе в адвокатской конторе, банке или даже лаборатории. <…> Допуская, что вы не стремитесь к бедности – иначе вы бы не поступили в колледж, – можно ожидать, что скука вас настигнет, как только первые орудия самоудовлетворения станут вам доступны.<…> Что касается бедности, скука – самая жестокая часть ее несчастий, и бегство от нее принимает более радикальные формы: бурного восстания или наркомании. Обе временные, ибо несчастье бедности бесконечно; обе вследствие этой бесконечности дорогостоящи. Вообще, человек, всаживающий героин себе в вену, делает это главным образом по той же причине, по которой вы покупаете видео: чтобы увернуться от избыточности времени. <…> В целом, тактильная разница между иглой шприца и кнопкой стерео приблизительно соответствует различию между остротой и тупостью влияния времени на неимущих и имущих. Короче говоря, будь вы богаты или бедны, рано или поздно вы пострадаете от избыточности времени. Потенциально имущие, вам наскучит ваша работа, ваши друзья, ваши супруги, ваши возлюбленные, вид из вашего окна, мебель или обои в вашей комнате, ваши мысли, вы сами. Соответственно, вы попытаетесь найти пути спасения. Кроме приносящих удовлетворение вышеупомянутых игрушек, вы сможете приняться менять места работы, жительства, знакомых, страну, климат; вы можете предаться промискуитету, алкоголю, путешествиям, урокам кулинарии, наркотикам, психоанализу. <…> Невроз и депрессия войдут в ваш лексикон; таблетки – в вашу аптечку. В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы превратить жизнь в постоянный поиск альтернатив, чехарду работ, супругов, окружений и т.д., при условии, что вы можете себе позволить алименты и путаницу в воспоминаниях. Это положение, в сущности, было достаточно воспето на экране и в романтической поэзии. Загвоздка, однако, в том, что вскоре этот поиск превращается в основное занятие, и ваша потребность в альтернативе становиться равна ежедневной дозе наркомана. Однако из этого существует еще один выход. Не лучший, возможно, с вашей точки зрения, и не обязательно безопасный, но прямой и недорогой. Те из вас, кто читал «Слугу слуг» Роберта Фроста, помнят его строчку: «Лучший выход – всегда насквозь». И то, что я собираюсь предложить – вариация на эту тему. Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Пусть она вас задавит; погрузитесь, достаньте до дна. Вообще, с неприятностями правило таково: чем скорее вы коснетесь дна, тем быстрее выплывете на поверхность. Идея здесь, пользуясь словами другого великого англоязычного поэта, заключается в том, чтобы взглянуть в лицо худшему. Причина, по которой скука заслуживает такого пристального внимания, в том, что она представляет чистое, неразведенное время во всем его повторяющемся, избыточном, монотонном великолепии. Скука – это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нем. Возможно, этим объясняется боязнь одиноких, оцепенелых вечеров, очарованность, с которой мы иногда наблюдаем пылинку, кружащуюся в солнечном луче, – и где-то тикают часы, стоит жара, и сила воли на нуле. <…> Вы покидаете это место, выпускники 1989 года. Вы входите в мир, который будет населен гораздо плотнее этой глуши, и где вам будут уделять гораздо меньше внимания, чем вы привыкли за последние четыре года. Вы полностью предоставлены себе. Если говорить о вашей значимости, вы можете быстро оценить ее, сопоставив ваши 1100 с 4,9 миллиарда мира. Благоразумие, следовательно, столь же уместно при этом событии, как и фанфары. Я не желаю вам ничего, кроме счастья. Однако будет масса темных и, что еще хуже, унылых часов, рожденных настолько же внешним миром, насколько и вашими собственными умами. Вы должны будете каким-то образом против этого укрепиться; в чем я и попытался вам помочь здесь моими малыми силами, хотя этого очевидно недостаточно. Ибо то, что предстоит вам, – замечательное, но утомительное странствие; вы сегодня садитесь, так сказать, на поезд, идущий без расписания. Никто не может сказать, что вас ожидает, менее всего те, кто остается позади. Однако, единственное, в чем они могут вас заверить, что это путешествие в один конец. Поэтому попытайтесь извлечь некоторое утешение из мысли, что как бы ни была неприятна та или иная станция, стоянка там не вечна. Поэтому вы никогда не застревайте – даже когда вам кажется, что вы застряли; это место сегодня становится вашим прошлым. Отныне оно будет для вас уменьшаться, ибо этот поезд в постоянном движении. Оно будет для вас уменьшаться, даже когда вам покажется, что вы застряли... Поэтому посмотрите на него в последний раз, пока оно еще имеет свои нормальные размеры, пока это еще не фотография. Посмотрите на него со всей нежностью, на которую вы способны, ибо вы смотрите на свое прошлое. Взгляните, так сказать, в лицо лучшему. Ибо я сомневаюсь, что вам когда-либо будет лучше, чем здесь. (По И. Бродскому)  

Задание 3.

Основываясь на характерных признаках литературного жанра эссе, предложите свой пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения. Презентуйте свой ответ.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОДВЕДЕМ ИТОГ

Итак, эссе – это сочинение-рассуждение. В литературоведении принято выделять разновидности эссе согласно литературным жанрам.

Так, с точки зрения содержания, эссе бы­вают философскими, литературно-кри­тическими, историческими, художест­венными, художественно-публицисти­ческими, духовно-религиозными и др.

Согласно литературной форме эссе пред­стают в виде рецензии, лирической ми­ниатюры, заметки, странички из днев­ника, письма, слова и др.

С точки зрения композиционного строения различают эссе описатель­ные, повествовательные, рефлексив­ные, критические, аналитические и др.

Наконец, предложена классифика­ция эссе, в основу которого положен субъективизм автора. Отличительной особенностью лично­стного (субъективного) эссе является раскрытие той или иной стороны авторской личности. Для объективного эссе характерно личностное начало, подчиненное предмету описания или ка­кой-то идее.

Справедливости ради отметим, что экзаменационное эссе по географии, бесспорно, принадле­жит к объективному эссе, так как представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из географических наук (физической или экономической и социальной географии). Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим географическим, экономическим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта

Вопросы для повторения.

1. Дайте определение понятию «эссе».

2. Какие особенности характерны для литературного жанра эссе?

3. К какой группе можно отнести эссе по географии?

4. Перечислите особенности эссе по географии.

РЕКОМЕНДАЦИИ ИЛИ НАСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ О ТОМ, КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ

Структура эссе определяется предъявленными к нему требованиями:

1. Позиция автора эссе по предложенной проблеме излагается в форме краткого тезиса.

2. Авторская точка зрения должна быть подкреплена доказательствами. Иными словами, за тезисом следуют аргументы (факты, явления, события, жизненные ситуации и опыт, научные доказательства и т.д.) Лучше приводить максимальное количество аргументов в пользу тезиса, так как каждый правильный аргумент оценивается 1 баллом.

Эссе имеет кольцевую композицию и отвечает правилам построения текста-рассуждения: рассуждение (вступление) ↔ тезис (положение, требующее доказательства) ↔ 2-n аргумента(ов), соответствующие обозначенной в задании проблеме и отражающие точку зрения автора на проблему (доказательство, доводы, подтверждающие ту или иную точку зрения) ↔ вывод (общий итог)).

РАЗБЕРЕМСЯ С ПОНЯТИЯМИ

Аргументация (от лат. argumentatio – приведение аргументов) – приведение доводов с намерением изменить убеждения другой стороны (аудитории). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д.

(Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).

Аргумент (от лат. argumentum) – 1) логический довод; положения, факты, используемые в процессе доказательства; 2) материальная независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины (функции). (Словарь иностранных слов.– Комлев Н.Г., 2006)

Вывод (от англ. conclusion/deduction; нем. Schlussfolgerung) – умозаключение, в ходе которого из каких-либо исходных суждений (предпосылок) получается логически вытекающее суждение (следствие). (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009)

Демонстрация (от лат. demonstratio – показывание) в логике, форма рассуждения в доказательстве (состав умозаключении и их связь друг с другом), посредством которой доказываемое положение – тезис выводится из его оснований. (Философский энциклопедический словарь.– М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. 1983).

Рассуждение – доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности называется суждением. В противоположность строго индуктивным или математическим наукам, рассуждение не основывается на одном определенном методе, пользуясь, как и обычными для всякого мышления и доказательства средствами логики, так и способами мышления художественного. Оно может основываться на единичном примере или описании, подкреплять свою доказательность аналогией, образом, эмоциональными доводами, наконец, чисто стилистическими приемами. (Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т.– М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Л.Ф. Ильечев, П.Н. Федосеев, Э. Лунина, В. Львоваогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925).

Тезис (греч. thesis – положение, утверждение) 1) в логике Т. называется утверждение, подлежащее доказательству; 2) в теории аргументации Т. положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений; 3) одно из центральных положений некоторой концепции или теории; 4) в диалектике Г.В.Ф. Гегеля – исходный пункт в процессе диалектического движения, ведущего далее к антитезису и, наконец, к синтезу, составляющим вместе триаду – универсальную, единственно возможную схему всякого развития. (Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА

При написании сочинения-рассуждения необходимо помнить, что тезисом и двумя аргументами (аспектами), подтверждающими авторскую точку зрения, должна просматриваться четкая связь. Такую связь называют «логическими переходами» – факты, суждения, доказательства, подтверждающие одну из точек зрения исследователей на поставленную в задании проблему. Более того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» – высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям и служащим «мостиком», связывающим оба аргумента с тезисом и выводом эссе.

Например:

Абзац 1 Рассуждение О глобальном потеплении сейчас много говорится и пишется.
Логический переход Чуть ли не каждый день появляются новые гипотезы, опровергаются старые.
Тезис Одни исследователи считают, что на глобальное потепление климата влияет деятельность человека, другие убеждены в том, что это естественный процесс.
Логический переход Кто прав? Попробуем в этом разобраться.
Абзац 2 Аргумент 1 Нас постоянно пугают тем, что ожидает человечество в будущем. И эти страшные картины могут стать реальностью. Так, согласно первой гипотезе, виновником глобальных климатических изменений является Мировой океан – огромный инерционный аккумулятор солнечной энергии. Он во многом определяет направление и скорость движения тёплых океанических, а также воздушных масс на Земле, которые в сильной степени влияют на климат планеты.
Логический переход Потепление климата вызывает также и вулканическая активность.
Абзац 3 Аргумент 2 Крупные извержения первоначально сопровождаются похолоданием вследствие поступления в атмосферу Земли аэрозолей серной кислоты и частиц сажи. Впоследствии, поступивший в ходе извержения CO2 вызывает рост среднегодовой температуры на Земле. Последующее долговременное снижение вулканической активности способствует увеличению прозрачности атмосферы, а значит и повышению температуры на планете.
Логический переход Эти две гипотезы объясняют естественное изменение климата. Однако есть исследователи, которые считают иначе.
Абзац 4 Аргумент 3 Виновником глобального потепления в последнее время называют человека. Высокая скорость климатических изменений, происходящих в последние десятилетия, действительно может быть объяснима всё возрастающей интенсификацией антропогенной деятельности (например, развитие предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности), которая оказывает заметное влияние на химический состав атмосферы нашей планеты в сторону увеличения содержания в ней парниковых газов.
Логический переход Заметим, это самая популярная на сегодняшний день гипотеза.
Абзац 5 Вывод Как нам представляется, имеющее место в настоящее время глобальное потепление – результат действия многих факторов. Однако антропогенную деятельность человека нельзя не учитывать.

Задание 4.

Вопрос о том, как возникла Земля, занимает умы людей уже не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Первоначально существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Затем Земля в работах ученых приобрела очертания шара, который являлся центром Вселенной. Потом в XVI веке появилось учение Н. Коперника, которое поместило Землю в ряд планет, вращающихся вокруг Солн

Наши рекомендации