Классификация и математическая основа морских навигационных карт.
МНК — предназначены для обеспечения кораблевождения, для прокладки курса кораблей.
Исключительным правом на издание и составление карт обладает Главное Управление Навигации и Океанографии (ГУНиО).
ГУНиО производит выпуск каталога карт и книг в 2-х томах. 1-й том посвящен картам: даны сведения о морских навигационных, специальных и справочных картах. 2-й том посвящен книгам: даны сведения о лоциях (описаниях бассейна), о маяках и огнях, о радиотехнических средствах. Об изъятии старых и выпуске новых карт печатается в «Извещении мореплавателя».
МНК печатаются по специальным условным знакам.
Классификация МНК.
1. Планы 1:500–1:25 000 — предназначены для захода кораблей в порты, гавани и реки, а также при проектировании гидротехнических сооружений;
2. Частные карты 1:25 000–1:75 000 — для осуществления навигации в сложных условиях (непосредственно вблизи берега, в шхерах и узостях);
3. Путевые карты 1:100 000–1:500 000 — для плавания вдоль побережья при видимости берега и вне видимости; на них прокладывается курс корабля;
4. Генеральные карты 1:500 000—1:5 000 000 — для изучения района плавания и плавания в открытом море или океане;
Математическая основа МНК.
МНК создаются в равноугольной цилиндрической проекции Меркатора, так как в ней локсодромии прямые и путь корабля прямой. В полярных районах создаются в гномонической или стереографической проекции.
Широта главной параллели всегда указывается в заголовке карты. Для карт 1:50 000 и крупнее главной параллелью является средняя параллель карты. Для карт более мелких масштабов в условных знаках указаны главные параллели для морей, океанов и их частей.
34. Изображение элементов моря на морских навигационных картах.
§ Рельеф морского дна. Источниками являются планшеты прибрежных и морских промеров выполненные гидрографическими экспедициями, морские промеры океанографических экспедиций, данные попутных промеров на торговых и промысловых судах, ранее изданные МНК. Основным способом изображения являются отметки глубин. Глубины должны даваться равномерно. Точное положение глубины соответствует геометрическому центру целой части подписи глубины. Могут даваться дополнительные индексы: 7ПС — глубина 7 м, положение сомнительно, 7СС — глубина 7 м, существование сомнительно, — глубина 7 м, данные о глубине недостоверны. Отметки для наглядности дополняются изобатами, которые рисуются методом интерполяции. Если число глубин недостаточно для интерполяции, изобаты проводятся пунктиром. Если рельеф дна сложный — изобаты не даются, а в прибрежной части отбивают линию опасности.
§ Навигационные элементы:
ü навигационные опасности (мели, скалы, рифы, затонувшие суда и подводные части гидротехнических сооружений);
ü устройства навигационного оборудования (маяки, буи, навигационные знаки, радиомаяки и радиопеленгаторные станции);
ü фарватеры и морские каналы;
ü различные навигационные районы (районы опасные для плавания, ограниченные или запрещенные для плавания, районы морских свалок, якорные стоянки, районы опасные от мин);
ü данные о магнитном склонении;
ü данные о приливах и течениях;
ü другие элементы (подводные кабели, водовороты, вулканы и другое).
Изображение элементов суши на морских навигационных картах.
§ Береговая линия. Для бесприливных морей дается в одну линию, для приливных — в две. Основная береговая линия дается на уровень прилива. На уровень отлива дается нуль-глубин (нулевая изобата), от которого считаются все изобаты. В Балтийском, Черном и Азовском морях за нуль-глубин принят среднемноголетний уровень. Для Северного Ледовитого и Тихого океанов — теоретический из возможных. Для Каспийского моря — уровень 1940-го года. На иностранную территорию — принимается по зарубежным картам. Сведения о нуль-глубин печатают в заголовке карты.
§ Рельеф — на путевых и частных картах показан в пределах, в которых он виден с моря; на генеральных картах и на планах — по всему листу.
§ Гидрография. Крупные реки, доступные для морских судов, показываются до пределов судоходства, а остальные — в пределах изображения рельефа.
§ Населенные пункты и дороги — показываются в пределах изображения рельефа, подробность изображения меньше, чем на топографических картах.
§ Границы: государственные, демаркационные и полярных владений РФ.