Докембрийский и палеозойский этапы геологического развития Южной Америки.
Докембрийский и палеозойский этапы геологического развития Южной Америки.
Геологическое строение Южной Америки определяют два крупных структурных элемента земной коры: древняя, докембрийская, Южно-Американская платформа и активно развивающийся с позднего докембрия геосинклинальный пояс Анд.
Южно-Американская платформа охватывает область Гвианского и Бразильского плоскогорий с разделяющей их Амазонской низменностью. Древнейший фундамент этой области земной коры выступает на поверхность в Гвианском, Восточно-Бразильском, Западно-Бразильском щитах; в составе фундамента кристаллические сланцы, гнейсы, граниты, имеющие возраст 2,5—3 млрд. лет. Наиболее древними являются красноцветные песчаники на территории Гвианского и Бразильского плоскогорья. Древние осадочные породы с участием ледниковых образований (тиллитов) слагают впадину реки Сан-Франсиску. Развитие остальных впадин (синеклиз) на территории платформы началось в силуре. К ним относится широкая Амазонская впадина и впадина Параны. Современная структура впадины Параны сформировалась в течение девона, карбона и перми в результате накопления морских и континентальных отложений.
В Андийской геосинклинали горообразовательные процессы начались в начале палеозоя. В то время на западе и юге современных Патагонских Анд были геосинклинальные условия. В восточной части Анд, расположенных на территории Венесуэлы и Колумбии, на юго-востоке Патагонских Анд в это время существовали палеозойские образования, которые также разрушались.
История геологического развития Южной Америки в мезозое и кайнозое. Неотектонические процессы.
Современная структура впадины Параны сформировалась в течение девона, карбона и перми в результате накопления морских и континентальных отложений. В мезозойское время во всех перечисленных прогибах устанавливается континентальный режим образования геологических структур. В юрское и меловое время во впадине Параны на огромной площади происходили излияния базальтов. В начале кайнозоя большая часть платформы была приподнята.
С конца перми до начала мела главным образом в западной части Андийской геосинклинали происходили поднятия и погружения, которые сопровождались активными вулканическими процессами. Это подтверждается наличием триасовых и юрских толщ, в которых известняки, конгломераты, песчаники, глинистые сланцы перекрыты порфирами, туфами и вулканическими брекчиями. В результате меловой складчатости была сформирована Западная (Главная) Кордильера от Колумбии до Огненной Земли. Поднятию в мелу Западных Анд соответствовало образование на востоке краевого прогиба. Этим погружением были захвачены и палеозойские структуры Восточных Анд.
Складкообразования, интрузии, излияния лавы альпийского цикла происходили в основном между олигоценом и миоценом. Наиболее поздний и активный цикл горообразования начался в плейстоцене и продолжается до настоящего времени. Новейшие этапы складчатости вызывали расколы, разломы и опускания. Им обязаны своим веерообразным строением Колумбийские Анды, в поперечном разрезе которых можно выделить следующие зоны: краевой прогиб низменности Ориноко, мегаантиклинорий Вост Кордильеры, межгорную впадину реки Магдалены, антиклинорий Центр Кордильеры, межгорную впадину реки Кауки, Западную Кордильеру, прогиб Атрато— Сан-Хуан, антиклинорий Берегового хребта.
В результате альпийской складчатости сформир Карибские Анды, а также значительная часть Южных Анд. Молодые движения обусловили возникновение мощных поднятий, опусканий и разломов. Одновременно происходило образование огромных тектонических впадин (Маракайбо, Магдалена), оживилась вулкан деятельность. Наличие современных высоких горных вершин — результат альпийского горообразования.
Патагонские Анды
Южная часть горной системы Анд к югу от 41° ю. ш. представлена Пата-гонскими Андами. Этот отрезок горной системы характеризуется вулканизмом, сильной расчлененностью, мощным современным оледенением.
Основу Патагонских Анд составляет Патагонская (Главная) Кордильера, сложенная батолитами мелового возраста. Поднявшиеся в неогене Патагонские Анды подверглись бесчисленным расколам и разломам. Главная Кордильера раздроблена здесь на множество отдельных, почти изолированных массивов. Береговая Кордильера, хорошо выраженная в Субтропических Андах, в Патагонии погружается под воду.
Север Патагонских Анд — это наиболее раздробленный и низкий участок горной системы. К этой области приурочен и активный современный вулканизм. Среди обширных лавовых полей возвышается пологий конус вершины Сан-Валентин (4058 м). Продольная долина, хорошо выраженная в Субтропических Андах, здесь оказалась затопленной и превратилась в систему проливов и заливов. От Береговой Кордильеры сохранились лишь небольшие участки, представленные в виде островов Чилийского архипелага. Все острова вытянуты в продольную цепь, соответствующую простиранию Береговой Кордильеры. Лишь на юге Патагонских Анд есть единственный участок, где на суше выражены три части Анд: Главная Кордильера, Береговая Кордильера и Продольная долина, которая вновь становится сушей, образуя перешеек, причленяющий полуостров Тайтао.
У Магелланова пролива трудно выделить отдельные орографические элементы. На крайнем юге материка Андийская система погружается. Об этом свидетельствуют затопленные троги и даже кары, превратившиеся в бухты. Широко представлен также ледниковый покров (Патагонский ледниковый щит), протянувшийся почти на 700 км в длину и до 30 км в ширину. В этом районе господствуют гляциальные формы рельефа. Много озер ледникового происхождения (моренные запруды, отполированные берега, переуглубленные днища и т. д.); крупнейшее из них — озеро Буэнос-Айрес. Патагонские Анды в плейстоцене почти полностью были покрыты толщей снега и льда. После отступания ледников морские воды заполнили все обработанные ледниками понижения, вторглись по изгибам былых трещин — трогов между раздробленными массивами.
Патагонские Анды находятся под влиянием воздушных масс умеренного пояса, для которых характерен западный перенос. Поэтому на западных склонах выпадает до 5000 мм осадков. Число дождливых дней в году превышает 300. Средняя месячная температура самого теплого месяца на побережье едва достигает +14° С, а в горах, на высоте 1200 м, опускается до 0°С. Это обусловлено тем, что у побережий Патагонских Анд нет теплых течений. Зимой постоянное господство морских воздушных масс и преобладание северо-западных ветров определяют продолжительные температуры, мало отличающиеся от летних. Постоянная концентрация осадков на западных склонах способствует развитию густой и полноводной речной сети, имеющей дождевое и снеговое питание.
Растительность очень чутко реагирует на изменение климатических условий. На севере и юге Патагонских Анд они различны. Достаточно влажный и сравнительно теплый климат способствует формированию разнообразных лесных ландшафтов, в частности геми-гилеи. Область распространения этого типа леса лежит в умеренных широтах, однако общий вид его дает нам право сравнивать этот тип растительности с гилеей. В нижнем поясе господствуют субтропические вечнозеленые деревья: литре, персея, канело, аррайан, вейнеманния с ажурными листьями и изящными белыми цветами и вечнозеленые буки. Сходство с гилей дополняют древовидные папоротники, ветвящиеся и вьющиеся бамбуки, густые сети лиан и множество эпифитов. Здесь растут деревья-гиганты, достигающие высоты 50—60 м. К лиственным присоединяются хвойные: реликтовый гигант фицроя высотой до 60 м, саксеготея. Густой подлесок состоит из вечнозеленых кустарников мирты, барбариса, встречаются многочисленные древовидные папоротники.
Выше 500 м, где уже наблюдаются отрицательные зимние температуры и постоянно выпадает снег, господство переходит к букам (нотофагусам), иногда образующим чистые темные рощи без подлеска. Выше, до 1400— 1800 м, на пологих склонах располагаются пятна высокогорных лугов и болот с подушковидными кустарниками.
Побережье материка, особенно островов, подверженное постоянным штормовым ветрам, почти лишено древесной растительности. Одиночные деревья имеют кроны, наклоненные в сторону господствующих ветров, например дерево диви-диви. Встречаются заросли низкорослых бамбуков.
Видовой состав гемигилеи полностью сохраняется и на восточных склонах, но ее облик меньше напоминает тропический лес. Верхняя граница леса поднимается выше, чем на западных склонах. К югу субтропические вечнозеленые леса сменяются субантарктическими смешанными, в которых постепенно уменьшается количество лиан, отсутствуют цветковые эпифиты, нет бамбуковых чащ, в древостое сохраняются виды бука южного. Южнее, в пределах Огненной Земли, распространены преимущественно летнезеленые леса.
Животный мир Патагонских Анд довольно однороден на всем протяжении их и характеризуется обилием эндемиков. В лесах обитает небольшой олень уэмул. В восточных предгорьях сохранились стада гуанако. Из хищников характерны кульпео и пума. По берегам рек, озер и проливов встречаются нутрия, болотный бобр и выдра. Много колибри, попугаев, хальгуэро. Встречается голубь торкасса.
Ландшафтные зоны Австралии.
В Австралии хорошо выражена ландшафтная зональность. Природные зоны постепенно сменяют одна другую по мере изменения температуры и режима выпадения осадков. Этому содействует равнинный характер рельефа материка и отсутствие на нем отчетливых орографических рубежей.
Основная часть Австралии лежит в тропических широтах, поэтому на материке широко распространены природные зоны тропического пояса. Среди них наибольшее развитие получили зоны тропических пустынь и полупустынь. На севере полупустыни сменяются зонами саванн, редколесий и кустарников.
На юге хона тропических пустынь обрамлена зоной субтропических пустынь. На юго-западе развита зона средиземноморских сухих лесов и кустарников, на юго-востоке – зона влажных субтропических лесов.
Вдоль наветренных склонов Большого Водораздельного хребта протягиваются лесные зоны тропического и субтропического поясов.
Таким образом, в тропической Австралии природные зоны расположены полуконцентрическими дугами вокруг зоны тропических пустынь, занимающей экстрааридные области внутренней Австралии.
В субтропическом поясе зоны простираются субмеридианально, причем, их набор достаточно широк (с востока на запад): зона влажных субтропических лесов, лесостепей и степей, полупустынь и средиземноморская.
Мощность и типы оледенения
Поверхность ледникового покрова имеет куполообразную форму, постепенно понижающуюся к периферии. В краевых частях купола она достигает максимального уклона и оканчивается крутым обрывом в море. Куполообразная форма обусловлена вязко-пластическими свойствами льда, который, растекаясь от центра к периферии, стремится приобрести форму устойчивого равновесия.
В Антарктиде выделяются четыре купола растекания. Один из них расположен в Восточной Антарктиде и имеет центр в районе Полюса относительной недоступности. Его средняя высота составляет 4000—4200 м над уровнем моря, а средний радиус равен 1800— 2000 км. В Западной Антарктиде находятся три купола растекания: срединный — в районе гор Элсуорт, купол Земли Мэри Бэрд и купол у основания Антарктического полуострова. Форма последнего купола сильно изменена рельефом коренного ложа и имеет скорее форму вала. Высота ледникового покрова в центре этих куполов достигает 2000 м. Радиусы куполов растекания составляют до 1000 м.
Мощность ледникового покрова изменяется от нескольких сотен метров в краевых районах до 4500 м в Восточной Антарктиде (долина Шмидта).
В пределах ледникового покрова можно выделить ледники нескольких типов, имеющие различное происхождение, рельеф и динамику.
1. Выводные ледники — это своеобразные ледниковые реки. Их скорость движения значительная — до 2000 м в год. Размеры выводных ледников определяются размерами подледных долин. Особенно выделяется ледник Ламберта в горах Принс-Чарлз. Его длина составляет около 450 км. Выводных ледников такого размера в Антарктиде насчитывается несколько десятков. Средняя длина выводных ледников 50—100 км. Некоторые выводные ледники в виде плавающих языков выдаются в море на десятки километров. От них откалываются большие глыбы, дающие начало антарктическим айсбергам. В горных районах выводные ледники текут с ледниковых плато между горными вершинами и в некоторых местах также впадают в море в шельфовые ледники. Особенно много таких выводных ледников стекают с полярного плато по долинам Трансантарктических гор и впадают в шельфовый ледник Росса. Выводные ледники представляют собой величественное зрелище, напоминая ледяную реку в ледяных берегах.
2. Значительные районы Антарктического побережья окаймлены шельфовыми ледниками — гигантскими ледяными плитами, находящимися на плаву и только местами опирающимися на поднятия морского дна. Шельфовые ледники состоят изо льда, сползающего в море и растекающегося вследствие его вязкопластических свойств над прибрежной зоной морей. Сползающий в море лед всплывает и раскалывается на блоки. Там, где нет поднятий льда, островов или глубоких бухт, блоки уплывают в океан в виде айсбергов. Если же блоки задерживаются препятствиями, то они покрываются обильно выпадающим в прибрежной зоне снегом. Снег забивает также трещины в блоках. Летом под влиянием частичного таяния снег уплотняется, превращается в лед и поверхность выравнивается. Шельфовые ледники иногда растекаются в сторону океана в течение многих лет, а потом от них откалываются айсберги. Наиболее крупные шельфовые ледники — ледник Росса площадью 547 350 км2, Ронне — 534 970 км2, Ларсена — 91 050 км2.
3. Ледники-купола, приуроченные к береговой зоне, имеют в поперечнике
10—20 км и высоту до 500 м. Они особенно четко выделяются среди плоских
равнин, шельфовых ледников. Ледники-купола представляют собой местные
центры аккумуляции льда.
4. Навеянные ледники характерны для районов, где из-подо льда на поверхность выходят коренные породы, прежде всего для оазисов Антарктиды.
Их формирование связано с аккумуляцией снега. Размеры и форма этих ледников зависят от характера встречаемого на пути препятствия. Навеянные
ледники могут достигать нескольких сотен метров и нескольких километров.
Питание ледников осуществляется за счет выпадения снега на их поверхность. Расход льда, который в Антарктиде осуществляется в основном за счет образования айсбергов, компенсируется приходящими на континент осадками.
Докембрийский и палеозойский этапы геологического развития Южной Америки.
Геологическое строение Южной Америки определяют два крупных структурных элемента земной коры: древняя, докембрийская, Южно-Американская платформа и активно развивающийся с позднего докембрия геосинклинальный пояс Анд.
Южно-Американская платформа охватывает область Гвианского и Бразильского плоскогорий с разделяющей их Амазонской низменностью. Древнейший фундамент этой области земной коры выступает на поверхность в Гвианском, Восточно-Бразильском, Западно-Бразильском щитах; в составе фундамента кристаллические сланцы, гнейсы, граниты, имеющие возраст 2,5—3 млрд. лет. Наиболее древними являются красноцветные песчаники на территории Гвианского и Бразильского плоскогорья. Древние осадочные породы с участием ледниковых образований (тиллитов) слагают впадину реки Сан-Франсиску. Развитие остальных впадин (синеклиз) на территории платформы началось в силуре. К ним относится широкая Амазонская впадина и впадина Параны. Современная структура впадины Параны сформировалась в течение девона, карбона и перми в результате накопления морских и континентальных отложений.
В Андийской геосинклинали горообразовательные процессы начались в начале палеозоя. В то время на западе и юге современных Патагонских Анд были геосинклинальные условия. В восточной части Анд, расположенных на территории Венесуэлы и Колумбии, на юго-востоке Патагонских Анд в это время существовали палеозойские образования, которые также разрушались.