Условные знаки местных предметов
Гидрография.Береговые линии озер и водохранилищ при изображении на картах подразделяют на постоянные и определенные, непостоянные и неопределенные. Береговая линия моря па картах соответствует линии уреза воды при наиболее высоком ее уровне во время прилива, а при отсутствии приливно-отливных явлений – линии прибоя. Береговая линия озера соответствует линии урезаводы в межень (уровень воды в сезон наиболее низкого еестояния), а крупного водохранилища – линии нормального подпорного уровня.
Озера и водохранилища на картах масштабов 1:25 000–1:100 000 отображают, если их площадь составляет 1 мм2 и более в масштабе карты. Пресные озера независимо от размера обязательно отображают на картах, создаваемых на засушливые и безводные районы. Минеральные озера, имеющие промышленное или лечебное значение, и озера, являющиеся истоками рек, на картах изображают, как правило, все.
На картах показывают границы и площади разливов крупных рек и озер и участки, затопляемые в период дождей, при этом подписывают период затопления. Например «Период разлива май–июнь».
Острова на озерах, водохранилищах показывают на картах, как правило, все. При большом скоплении островов показывают более крупные из них.
Река представляет собой водный поток, текущий в естественном русле и питающийся за счет поверхностного и подземного стоков своего бассейна. Исток (начало) реки находится около водораздела, ниже по течению река принимает ряд притоков и заканчивается устьем – местом ее впадения в море, озеро или другую реку.
Лощина, по которой протекает река, называется долиной, а ее наиболее пониженная часть, где происходит сток вод, – руслом. Часть дна долины, затопляемая в половодье, называется поймой реки. Берега рек бывают высокими или низкими, а дно твердым (песчаным, галечниковым, каменистым) или вязким (глинистым, илистым, торфяным). Основным элементом реки является ее русло.
Линия наибольших глубин русла образует фарватер, который в соответствии с расположением плесов и перекатов попеременно приближается то к одному, то к другому берегу реки. Линия наибольших скоростей течения воды образует стрежень.
Речная сеть характеризуется густотой, то есть отношением суммарной длины всех рек к площади их бассейна. Она может быть редкой (менее
0,2 км/км2), средней (0,2–0,4 км/км2), густой (0,4–0,7 км/км2) и очень густой (более 0,7 км/км2).
Глубокие речные долины и широкие заболоченные поймы представляют серьезные преграды для войск, особенно после сильных дождей. Узкие и глубокие долины горных рек, особенно в их верховьях, также представляют для передвижения войск большие трудности.
Равнинные реки имеют неглубокие долины и пологие склоны берегов. Поймы таких рек достигают по ширине до 20 км и в сухое время года обычно доступны для передвижения боевой и другой техники. Весной и осенью, а также после сильных дождей поймы равнинных рек насыщаются водой, становятся труднопроходимыми для войск.
Наличие удобных подходов к реке, а также возможность оборудования съездов во многом зависит от крутизны склонов долины реки, изрезанности их оврагами и промоинами.
По ширине реки подразделяются на узкие (до 60 м), средние (от 60 до 150 м) и широкие или крупные (свыше 150 м), по длине – на малые (до 100 км), средние (100–500 км) и большие (свыше 500 км).
Глубина реки определяет возможность преодоления ее вброд и применения различных плавающих средств. Для организации переправы войск вброд через реки с доступными глубинами определяют, прежде всего, места перекатов, которые позволяют преодолевать реку по наиболее мелкому месту. Признаками для определения местонахождения брода могут быть: расширение реки на ее прямом участке, дороги и троны, подходящие к реке, рябь на поверхности воды (на перекатах).
Важной характеристикой рек, оказывающей существенное влияние на выбор и организацию переправы, применение всех видов переправочных средств, является скорость течения воды. Она влияет па продолжительность рейса десантных паромных средств, возможность переправы танков под водой, проходимость бродов.
На проходимость бродов, возможность постройки мостов, переправы танков и другой техники под водой сильное влияние оказывает характер грунта дна. Слабый грунт быстро разрушается от воздействия колес и гусениц машин. Переправа танков по дну реки возможна только при твердом (песчаном, гравийном или каменистом) грунте. Вязкое дно значительно ослабляет сцепление колес и гусениц с грунтом. Крупные камни, расположенные по дну, сильно затрудняют передвижение колесных и гусеничных машин.
Многие реки в обжитых районах перекрыты плотинами, имеют различные гидротехнические сооружения. Используя их, можно быстро изменять уровень воды в реках, создавать обширные площади искусственного затопления местности или обмеления нижележащих участков с целью затруднения действий противника.
На боевые действия войск оказывают влияние также каналы и канализированные реки. Форсирование их является сложной задачей из-за крутых оборудованных берегов.
Серьезное влияние на передвижение войск оказывают не только широкие, но и многочисленные узкие реки, и ручьи с обрывистыми берегами, заболоченными поймами, а также большая сеть оросительных и осушительных каналов и канав.
Реки и ручьи при изображении на картах подразделяют на постоянные и пересыхающие. Особым условным знаком отображают подземные и пропадающие участки рек, когда русло реки четко не выражено. На картах отображают подробно характер и относительную густоту речной сети, точное положение русел, четко выделяют главные реки, показывают связь речной сети с другими элементами местности.
Все реки изображают в одну или две линии в зависимости от их ширины.
Береговая линия рек, изображаемых с сохранением их действительной ширины в масштабе карты, соответствует линии уреза воды в межень.
Каналы (действующие, строящиеся и подземные) и канавы изображают па картах в одну или две линии в зависимости от их ширины.
Оросительные каналы и осушительные канавы на картах изображают, как правило, все с сохранением их прямолинейности и четкости углов поворота, с отображением основных направлений и относительной густоты.
При изображении рек и каналов шириной более 5 м на картах масштабов 1:25 000–1:200 000 подписывают их ширину, глубину и характер грунта дна (на карте масштаба 1:500 000 только ширину и глубину). Каналы шириной от 3 до 5 м подписывают так же, но без указания характера грунта дна. Изображение оросительных и осушительных канав шириной более 3 м сопровождается подписью их ширины и глубины, а сухих канав подписью только ширины. При значительной глубине сухих капав (более 2 м) вдоль их изображения подписывают глубину.
Изображение рек, каналов и канав с постоянным водотоком сопровождается стрелкой, указывающей направление течения воды. На картах указывают поверхностную скорость течения воды в реках, изображаемых в две линии.
На картах показывают отметки урезов воды рек, озер, водохранилищ и других водоемов.
Броды через реки шириной 5 м и более изображаются на картах масштабов 1:25 000–1:100 000, как правило, все. Их изображения сопровождаются подписью «бр.» и характеристикой с указанием наибольшей глубины реки по линии переправы, длины брода, характера грунта дна и величины поверхностной скорости течения. Броды через реки шириной менее 5 м обозначаются только подписью «бр.». На карте масштаба 1:200 000 характеристику брода подписывают у обозначений бродов через реки шириной 10 м и более.
На картах, создаваемых на засушливые и безводные районы, изображают, как правило, все колодцы и источники воды (ключи, родники). Около обозначении колодцев, не имеющих собственных названий, помещают подпись «К» пли «арт. к». Особым условным знаком выделяют на картах главные колодцы, имеющие большую наполняемость, хорошее качество воды, расположенные в узлах дорог. Обозначения главных колодцев, всех артезианских колодцев и важных источников воды сопровождают характеристикой с указанием отметки уровня воды, глубины колодца, качественных особенностей воды (соленая, горько-соленая) и наполняемости колодца или дебита артезианского колодца, источника воды. Подписью характеристик сопровождаются также обозначения колодцев, в которых, воды нет (сухие, засыпанные).
На картах, создаваемых на районы, хорошо обеспеченные водой, показывают только те колодцы и источники воды, которые расположены вне населенных пунктов, а также имеющие значение ориентиров (расположенные на возвышенных местах и удаленные от других источников воды).
На картах засушливых и безводных районов изображают сооружения для сбора дождевых и грунтовых вод (дождевые ямы, сардобы, бассейны, водохранилища). Изображения наиболее крупных сооружений, выражающихся в масштабе карты, подписывают римскими цифрами, указывающими месяцы, в течение которых в водохранилищах имеется вода, например III–VI (вода в водохранилище имеется с марта по июль).
Гидротехнические сооружения.На картах изображают, как правило, все паромные переправы. Их обозначения сопровождаются подписью «пар.» с указанием ширины реки, размеров парома и его грузоподъемности. Перевозы изображают только постоянные.
Плотины при изображении на картах подразделяют на надводные (проезжие и непроезжие) и подводные. Изображения крупных надводных плотин (длиной более 100 м и важных плотин меньшей длины) сопровождают подписью, в которой указывают материал сооружения, длину и ширину плотины, а также отметки верхнего и нижнего уровней воды. Около обозначений проезжих плотин подписывают отметку высоты на гребне плотины. Изображения прочих плотин сопровождаются подписью только материала сооружения.
Изображение гидроузлов, представляющих собой комплекс гидротехнических сооружений, сопровождается более подробной характеристикой, в которой указывают материал постройки водосливной и отдельно глухой частей плотины, длину водосливной части и общую длину плотины, ширину плотины по верху, разницу между верхним и нижним уровнями воды. Около изображения плотины помещают характеристику водохранилища, в которой указывают полный объем водохранилища, площадь зеркала воды, время опорожнения при открытии всех затворов и отдельно при разрушении плотины.
Шлюзы на реках и каналах изображают на картах все. Изображения их сопровождаются характеристикой с указанием количества камер (если их две и более), длины наименьшей камеры и ширины ворот, а также глубины на пороге ворот шлюза.
На картах показывают берега с укрепленными откосами на каналах и канализованных участках рек, если реки и каналы изображаются в две линии в масштабе карты и длина укрепленных откосов не менее 3 мм. Набережные показывают на реках, изображаемых в две линии при ширине изображения 1,5 мм и более.
На картах изображают дамбы (искусственные валы) с указанием материала сооружения, ширины по верху и высоты.
На картах показывают якорные стоянки и пристани, молы и причалы, волноломы и буны, а также знаки навигационной обстановки; маяки, светящие буи, постоянные знаки береговой сигнализации, имеющие значение ориентиров.
Растительный покров и грунты.При изображении растительности на картах ее делят на следующие группы: древесную (леса, рощи и отдельные деревья) и кустарниковую; полукустарниковую травянистую, моховую и лишайниковую; искусственные насаждения (сады, парки, плантации). Лесом называется совокупность деревьев высотой более 4 м с сомкнутостью крон свыше 0,2 (сомкнутость крон – это отношение площади проекции крон всех деревьев участка на поверхность земли к площади участка). Совокупность деревьев с сомкнутостью крон менее 0,2 называется редколесьем.
Состав леса определяется количеством деревьев различных пород в общем числе стволов древостоя, выраженным в процентах. Лес, в котором не менее 80% деревьев принадлежит к одной породе, называется чистым. Породы, на которые приходится не более 20% деревьев, называются примесями. По составу пород леса подразделяются на хвойные, лиственные и смешанные. Состав пород оказывает определяющее влияние на его высоту, густоту, сомкнутость крон.
Возраст леса, высота и толщина деревьев взаимно связаны. Толщину деревьев принято измерять на уровне груди человека.
Густота леса характеризуется средним расстоянием между деревьями и сомкнутостью их крон.
Кустарники – это древесные растения высотой до 4 м. Каждый куст растет от корня несколькими стволами. Основными характеристиками кустарников являются состав пород, высота и густота. Кустарничками обычно называют низкорослые кустарники высотой до 0,8 м. Они широко распространены в равнинной и горной тундре (полярная березка, полярная ива, голубика, вереск, багульник и др.), а также на болотах (черника, брусника).
Травянистая растительность в зависимости от места произрастания подразделяется на луговую и степную, а в зависимости от высоты – на низкотравную (ниже 1 м) и высокотравную (выше 1 м). Моховая и лишайниковая растительность преобладает на болотах, в лесах.
К культурной растительности относятся многочисленные искусственные посадки и посевы культурных растений (фруктовые сады, плантации цитрусовых культур, тутового дерева, плодовоягодные кустарники, виноградники, чайные плантации, посевы и посадки полевых и огородных культур).
Все группы растительности определенным образом влияют на условия проходимости местности вне дорог для колесных и гусеничных машин, условия маскировки от наземного и воздушного наблюдения.
Леса площадью 10 мм2 и более в масштабе карты в леснойместности и 4 мм2 и более в слабозалесенной отображаютсяна картах зеленой краской.
Низкорослые (карликовые) леса, поросль леса, лесные питомники и молодые посадки леса при их площади 10 мм2 и более в масштабе карты выделяются своими условными знаками с зеленой фоновой окраской более светлого тона. Участки редкого, вырубленного, горелого и сухостойного леса, расположенные среди лесных массивов, выделяются своими условными знаками без закраски при их площади 25 мм2 и более в масштабе карты, а расположенные на открытой местности и являющиеся ориентирами и при меньшей их площади.
Буреломы, то есть участки леса, на которых повалено более половины деревьев, находящиеся среди лесных массивов при площади их 25 мм2 и более в масштабе карты, а на открытой местности – при площади 10 мм2 и более, выделяются зеленой краской светлого тона. Если на участке повалено менее половины деревьев и лес в этом месте стал труднопроходимым, то на изображении такого участка ставят штрихи знака бурелома.
Отдельно стоящие деревья, имеющие значение ориентиров, изображают соответствующими условными знаками с делением на хвойные и лиственные.
Леса, низкорослые (карликовые) леса, лесные питомники и молодые посадки при изображении па картах подразделяют на хвойные, лиственные и смешанные. Преобладающие породы деревьев указывают принятыми сокращенными подписями, а если условные сокращенные подписи для них не предусмотрены, подписывают полностью. При изображении смешанного леса указывают две основные породы, причем обозначение и подпись преобладающей породы даются на первом месте.
В характеристике древостоя указывают среднюю высоту деревьев в метрах, среднюю толщину стволов на уровне груди человека (в десятых долях метра) и среднее расстояние между деревьями в метрах. При обозначении породы поросли, лесных питомников и молодых посадок леса подписывают только среднюю высоту деревьев в метрах; высоту деревьев менее 1 м указывают в десятых долях метра.
Особенности лесных массивов (наличие бурелома, заболоченности, вырубок) показывают сочетанием соответствующих заполняющих условных знаков.
Просеки на картах изображают, как правило, все. Просеки шириной 20 м и более, 40 м и более, 60 м и более соответственно на картах масштабов 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000 изображают двумя прерывистыми тонкими линиями в соответствии с их действительной шириной в масштабе карты. Изображения просек сопровождают подписями их ширины в метрах.
Для облегчения ориентирования в лесу на картах подписывают номера лесных кварталов, которые нанесены на квартальных столбах, установленных в местах пересечения просек.
Кустарники при изображении на картах подразделяют на сплошные заросли и отдельные кусты или группы кустов. Своими условными знаками выделяют сплошные заросли колючих кустарников, а также узкие полосы кустарников и живые изгороди.
Участки сплошных зарослей кустарников изображают условными знаками и фоновой окраской светло-зеленого тона. Изображение их сопровождается подписью породы (хвойные, лиственные, смешанные) и средней высоты кустов.
Отдельные кусты, имеющие значение ориентиров, изображают так, что положение кружка условного знака соответствует положению куста на местности.
Узкие полосы кустарников и живые изгороди па картах изображают при их расположении вдоль дорог, рек, каналов и канав, а также когда они являются ориентирами.
Травянистую растительность при изображении па картах подразделяют на луговую, низкотравную влаголюбивую (осока, пушица), высокотравную (выше 1 м) и степную. Отдельным условным знаком выделяют камышовые и тростниковые заросли. Кустарниковую растительность (голубику, бруснику, багульник, вереск) изображают только па картах масштаба 1:25 000. Моховую и лишайниковую растительность на карте масштаба 1:25 000 изображают разными условными знаками, а на картах масштабов 1:50 000-1:100 000 – одним общим условным знаком.
Участки травянистой, кустарниковой, моховой и лишайниковой растительности изображают на карте масштаба 1:25 000 при их площади 25 мм2 и более в масштабе карты. Отдельные участки такой растительности, имеющие значение ориентиров, изображают при их площади 10 мм2 и более.
Участки не заболоченных лугов и степной травянистой растительности показывают на картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 лишь при изображении местности с малым количеством контуров.
Отдельные участки камышовых и тростниковых зарослей, мокрые участки лугов (мочажинки) и заболоченные участки без растительности, имеющие значение ориентиров или необходимые для характеристики местности, выделяют на картах контуром.
Степную (травянистую) и полукустарниковую растительность в горной и высокогорной местности выделяют только на карте масштаба 1:25 000.
Фруктовые и цитрусовые сады и плантации древесных культур вне населенных пунктов показывают контуром. Виноградники, ягодные сады и плантации кустарниковых культур (чая, розы и др.) показывают на картах контуром при их площади 25 мм2 и более в масштабе карты.
Почвенно-грунтовый покров. Верхний слой земной коры мощностью в несколько метров принято называть грунтом. Верхний рыхлый слой грунта (толщиной 1,0–1,5 м), обладающий плодородием, называется почвой.
Грунты подразделяют на скальные и рыхлые. Скальные грунты – это монолиты твердых горных пород (граниты, базальты, песчаники). Они распространены преимущественно в горах. Рыхлые грунты образуются в результате выветривания. Они могут быть слабые, средние и твердые.
Подзолистые почвы образовались под лесным покровом в районах умеренного климата, где осадков выпадает больше, чем испаряется влаги. Верхние слои подзолов содержат малое количество растворимых солей, извести, железа и алюминия, в этих слоях много кварца, который окрашивает их в белесый цвет, похожий на цвет золы. Нижние слои подзолов содержат больше глинистых частиц, чем верхние, они плотнее и труднопроницаемы для воды, что способствует образованию болот. Местность с подзолистыми почвами, особенно супесчаными, сравнительно хорошо проходима.
Черноземные почвы характеризуются черным цветом и высоким плодородием, по составу преимущественно глинистые и суглинистые. В период весенней и осенней распутицы они труднопроходимы для колесных машин. В составе чернозема мало элементов, способных образовывать наведенную радиацию, но несколько больше, чем в подзолистых почвах.
Болота на картах показывают синей горизонтальной штриховкой. При этом их делят по степени проходимости для пешеходов на проходимые, труднопроходимые и непроходимые.
Проходимыми изображают болота, по которым летом в любом направлении возможно движение пешеходов. К ним относятся моховые болота с плотным торфом на поверхности или под небольшим (0,3-0,4 м) слоем воды, покрытые обычно травянистой растительностью, а также болота со сплошным моховым покровом и большим количеством кустарников (багульника, вереска, голубики и др.).
Труднопроходимыми считают болота, по которым возможно движение пешеходов с большими трудностями (вязнут ноги, след быстро заполняется водой). К ним относятся болота с большим количеством мочажин, участками с открытой водой, рыхлым слоем торфа при большом количестве осоки и пушицы, плавни, заросшие камышом и тростником, кочковатые болота с березой или ольхой, не имеющие сплошного травяного покрова.
Непроходимыми считают глубокие топкие болота, по которым движение пешеходов практически невозможно. К ним относятся сплавинные и топяные болота, а также болота с вязким грунтом, покрытые в течение лета значительным слоем воды.
На изображении болот показывают растительный покров: травянистый, моховой, камышовый и тростниковый. Различные по степени проходимости и растительному покрову болота на картах контурами не разделяют.
На картах болота изображают при их площади 25 мм2 и более в масштабе карты. Труднопроходимые и непроходимые болота, а также проходимые болота, имеющие значение ориентиров, изображают на картах и при меньшей их площади. Болота глубиной от 0,5 до 2 м сопровождают подписью глубины до десятых долей метра. Если болото имеет глубину более 2 м, дается подпись «Глубже 2 м». Место измерения глубины болота обозначают стрелкой.
Дорожная сеть.Автомобильные и грунтовые дороги. Автомобильные дороги могут быть с покрытием (автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе) и без покрытия (улучшенные грунтовые дороги). Наиболее существенное влияние для движения техники имеет ширина проезжей части, тип покрытия, величины продольных уклонов и радиусов поворота, наличие и характер дорожных сооружений.
Тип покрытия определяет прочность дороги и срок ее службы. Основными типами покрытия являются асфальтобетонное, брусчатое, гравийное, щебенчатое и булыжниковое.
Грунтовые, полевые и лесные дороги пригодны для движения автотранспорта в основном в сухое время года. Проходимость их во многом зависит от характера грунта и степени его увлажненности. При интенсивном движении они быстро разрушаются.
Крутизну подъемов и спусков дорог называют уклоном. Величину уклона выражают в процентах и определяют по формуле
где h – высота подъема или спуска;
L – длина подъема или спуска.
Уклон, равный 1%, обозначает подъем или спуск на 1 м на каждые 100 м дороги. Наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах не превышают 6–7% на равнинной и холмистой местности и 9–12 % в горах.
Величина радиуса поворота оказывает влияние на скорость движения боевой и другой техники. Наименьший радиус поворота для автопоездов и тягачей с орудиями составляет 20 м. Как правило, поворот радиусом более 350 м автомобили преодолевают без снижения скорости. Наличие большого количества крутых поворотов в значительной степени снижает скорость движения.
Наличие и характер дорожных сооружений (мостов, туннелей, насыпей, труб и др.) также оказывает большое влияние на передвижение войск по дорогам. Они, как правило, являются объектами разрушения с целью создания препятствий для войск противника.
Автомобильные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяют в зависимости от их технического совершенства или проходимости на классы по признакам.
Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе на картах показывают все. Улучшенные грунтовые дороги на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показывают все, а на карте масштаба 1:100 000 и мельче – с отбором. Грунтовые (проселочные) дороги на карте масштаба 1:25 000 показывают все, а на карте масштаба 1:50 000 и мельче – с отбором.
На линиях условных знаков шоссейных и улучшенных грунтовых дорог специальными условными знаками обозначают участки с малым радиусом поворота (менее 25 м) и участки с большими уклонами (8% и более).
Изображения автострад и шоссейных дорог сопровождаются подписью их характеристик: ширины проезжей части (для автострад – ширины одной полосы и количества полос), ширины земляного полотна (для шоссейных дорог) и материала покрытия (А – асфальт, Б – булыжник, Г – гравий, Ц – цементобетон, Щ – щебень и т. д.). Обозначают также границы смены материала покрытия.
Изображение улучшенных грунтовых дорог сопровождается подписью ширины проезжей части и материала – добавки к земляному грунту. Ширину грунтовых (проселочных) дорог подписывают в местах, где возможен проезд лишь по самой дороге, например в лесу, на болоте и т. д.
В малообжитых и труднодоступных районах изображение дороги может сопровождаться подписью, характеризующей проходимость дороги или местности вне дороги для различных видов транспорта, например: «Возможно движение автотранспорта с июля по сентябрь со скоростью до 40 км/ч».
Изображения строящихся дорог сопровождаются подписью «стр.».
На картах показывают транспортные развязки на автомобильных дорогах, стоянки автотранспорта, а также номера автомобильных дорог, легкие придорожные сооружения и съезды с дорог.
Железные дороги при изображении на картах подразделяют: по ширине колеи на ширококолейные (1435 мм и более, в СНГ–1524 мм) и узкоколейные (менее 1435 мм); по числу путей на однопутные, двухпутные, трехпутные; по виду тяги на электрифицированные и пр. (с дизельной или паровой тягой); по состоянию на действующие, строящиеся и разобранные.
На картах показывают монорельсовые железные дороги, участки линий метрополитена, проходящие по поверхности земли, а также трамвайные линии, подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги.
Строящиеся и узкоколейные железные дороги изображают без деления по числу путей и виду тяги.
Особым условным знаком изображают полотно разобранных железных дорог.
Участки железных дорог с уклонами более 20% выделяют штриховым условным знаком в виде угла.
Погрузочно-разгрузочные площадки длиной более 1,5 мм в масштабе карты показывают по их действительной протяженности.
На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показывают, как правило, все станции метрополитена.
Железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, не выражающиеся в масштабе карты, независимо от их класса показывают одним условным знаком.
При изображении железнодорожных станций, выражающихся в масштабе карты, показывают депо, вокзалы, станционные пути, поворотные круги, пешеходные мостики через станционные пути и другие объекты. Обозначения депо, вокзалов обычно сопровождаются подписями (депо, вкз.).
Собственные названия станций, разъездов, платформ и остановочных пунктов, расположенных вне населенных пунктов, на картах подписывают, как правило, все. При их расположении в одноименных населенных пунктах или вблизи них названия не подписывают, а подписи названий населенных пунктов (за исключением городов) подчеркивают тонкими линиями. Названия станций, расположенных не в одноименных населенных пунктах, подписывают.
Условные знаки разъездов, платформ и остановочных пунктов на картах сопровождаются подписью (раз., пл., ост. п.).
Дорожные сооружения. Мосты и путепроводы, выражающиеся в масштабе карты, длиной более 30, 60 и 120 м соответственно на картах масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 изображают по их действительным размерам с делением по материалу постройки (мосты деревянные, металлические, каменные, железобетонные) и конструкции (мосты обыкновенные, двухъярусные, подъемные, разводные, наплавные). Остальные мосты независимо от материала постройки и особенностей конструкции показывают внемасштабными условными знаками с делением на мосты длиной 3 м и более и мосты длиной менее 3 м (мосты через незначительные препятствия, трубы для стока воды).
Обозначения железнодорожных мостов длиной 100 м и более сопровождаются подписью материала постройки, высоты низа фермы над уровнем воды (в межень) или над поверхностью земли и длины в метрах. Около обозначений мостов длиной менее 100 м дают подпись только материала постройки.
Обозначения мостов на шоссейных и грунтовых дорогах сопровождаются подписью при длине моста более 3 м. При этом указывают материал постройки, длину и ширину моста в метрах, грузоподъемность в тоннах.
Туннели на железных и автомобильных дорогах показывают па картах все. Их обозначения сопровождаются подписью «тун.» с указанием высоты, ширины и длины туннеля.
Насыпи и выемки на дорогах показывают на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 при их высоте (глубине) 1 м и более, а на картах масштабов 1:100 000 и 1:200 000 – при их высоте (глубине) соответственно 2 м, 3 м и более. Обозначения насыпей и выемок обычно сопровождаются подписью их относительной высоты (глубины) в метрах.
Километровые знаки (столбы и камни) на автомобильных и грунтовых дорогах показывают на картах, создаваемых на районы, бедные ориентирами. При этом обозначения некоторых из них, расположенных в характерных местах, сопровождаются подписью числа километров, указанного на километровом знаке.
Населенные пункты.В зависимости от характера производственной деятельности населения и числа жителей населенные пункты подразделяют на города, поселки городского типа, поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, поселки сельского и дачного типа. Наиболее важное значение имеют города: крупные – более 100 тыс. жителей, средние – от 50 до 100 тыс. жителей и малые – менее 50 тыс. жителей.
Основными показателями города, оказывающими влияние набоевые действия войск, являются площадь и конфигурация городской территории, особенности местности в черте города и наподступах к нему, характер планировки, плотность застройки, наличие подземных сооружений.
Регулярная планировка, отличающаяся прямыми улицами и геометрически правильной формой кварталов, может бытьпрямоугольной, радиальной и комбинированной. Прямоугольная планировка характеризуется преобладанием кварталов, ограниченных системой пересекающихся под прямым углом улиц и переулков. При радиальной планировке магистральные улицы идут от центра к окраине по радиусам, а промежуточные – по замкнутым кривым. Систему улиц и кварталов важно учитывать при планировании боевых действий в городе. Улицы обычно используются как основные пути маневра и действий войск, а правильное расположение кварталов, перекрестков улиц повышает их значение как основных ориентиров.
Для нерегулярной планировки характерны узкие улицы и неправильные по форме кварталы. Такая планировка сильно затрудняет осуществление маневра наступающих войск.
Смешанная планировка, как правило, характерна для городов, имеющих старую часть с нерегулярной планировкой и новую часть (обычно окраины) с регулярной планировкой.
Застройка городских кварталов может быть сплошной (почти без разрывов между фасадами отдельных зданий), плотной (с небольшими промежутками между зданиями) и рассредоточенной (с постройками, разбросанными на значительном пространстве вне связи друг с другом). Плотная и рассредоточенная застройки типичны для малых и некоторых средних городов, пригородов и различных поселков.
Важное значение для боевых действий войск имеют различные подземные сооружения (метро, канализационные и водопроводные трубопроводы, туннели, подземные хранилища и склады, подвальные помещения зданий и т. п.), которые могут быть использованы в качестве укрытий, для осуществления скрытного маневра подразделений и усиления общей обороны города.
Населенные пункты при изображении на картах подразделяют по типу поселения, численности жителей и политико-административному значению.
Типы (категории) населенных пунктов и численность жителей в них показывают на картах начертанием шрифтов, применяемых для подписи их названий.
Политико-административное значение населенных пунктов отображают на картах выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в которых расположены местные органы власти. Столицы и административные центры выделяют начертанием и размером шрифтов подписи их названий. Районные центры и центры поселковых и сельских Советов выделяют условными сокращенными подписями, помещаемыми под их названиями (PC – районный Совет, ПС – поселковый Совет, СС – сельский Совет).
На картах масштабов 1:25 000-1:200 000 показывают, как правило, все населенные пункты. На картах масштабов 1:100 000 и 1:200 000 густонаселенных районов показывают отдельные населенные пункты сельского типа с числом жителей менее 100 человек без подписи их названий. Нагрузку изображения населенных пунктов на картах масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000 устанавливают в зависимости от характера района, густоты населенных пунктов, их величины, значения и типа. В малообжитых районах обычно отображают все жилые и нежилые строения, а также разрушенные и полуразрушенные населенные пункты, и отдельные строения (развалины), имеющие значение ориентиров.
При изображении на картах городов, поселков городского типа, поселков сельского типа с квартальной и рядовой застройкой выделяют плотно застроенные кварталы и части кварталов, в которых расстояния между строениями не превышают 50 м. На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 плотно застроенные кварталы с преобладанием (более 50%) огнестойких строений (каменных, кирпичных, железобетонных) выделяют фоновой окраской оранжевого цвета, а с преобладанием неогнестойких строений (деревянных, глинобитных, саманных и т. п.) – желтого цвета.
На карте масштаба 1:25 000 при изображении плотно застроенных кварталов на фоне окраски оранжевого или желтого цвета показывают, как правило, все здания. Плотно застроенные кварталы крупных городов на картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 показывают без подробного отображения застройки; на фоне окраски оранжевого или желтого цвета на карте масштаба 1:50 000 и оранжевого цвета на карте масштаба 1:100 000 изображают выдающиеся здания, крупные промышленные строения и сооружения, имеющие значение ориентиров.
Плотно застроенные кварталы малых городов, поселков городского типа, а также поселков сельского типа с квартальной планировкой на карте масштаба 1:50 000 показывают с подробным отображением застройки, как на карте масштаба 1:25 000. На карте масштаба 1:100 000 застройку в кварталах таких населенных пунктов отображают залитыми фигурами и полосами, в которые объединяют изображения близко расположенных друг к другу строений. При этом выделяют незастроенные участки внутри кварталов и характерные разрывы в застройке вдоль улиц.
При изображении поселков сельского типа с квартальной и рядовой (ленточной) застройкой плотно застроенные части кварталов (ряды) показывают на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000. В зависимости от огнестойкости преобладающих строений дают окраску, на фоне которой показывают строения с отображением их ориентировки.
На картах изображают разрушенные и полуразрушенные кварталы.
Жилые и нежилые строения в кварталах населенных пунктов с бессистемной застройкой, а также отдельно расположенные показывают на картах с отображением их размеров, конфигурации и ориентировки. Выдающиеся огнестойкие строения, расположенные вне населенных пунктов и в населенных пунктах, если они служат хорошими ориентирами, на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 выделяют особым условным знаком. При высоте выдающихся строений 50 м и более дают подпись его высоты. Отдельно расположенные дворы показывают на картах условным знаком, в котором залитый прямоугольник обозначает местоположение жилого дома.
На картах показывают улицы, проезды и тупики. Магистральные и главные улицы <