Вычисление дирекционного угла линии 1-2 и обратного 2-1.

Ориентировать линию – значит определить ее направление относительно другого, принятого за начальное. Направление определяется величиной ориентирного угла, т. е. угла между начальным направлением и направлением линии. За начальное направление принимают: географический меридиан точки, осевой меридиан зоны и магнитный меридиан точки.

Ориентирными углами линии являются дирекционный угол, географический (истинный) азимут, магнитный азимут и три румба: дирекционный, географический и магнитный.

Дирекционным углом линии называют горизонтальный угол α, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления осевого меридиана до ориентируемой линии. Средний меридиан зоны называется осевым; долгота осевого меридиана подсчитывается по формуле

L0 = 6°n – 3°,

где n – номер зоны.

Дирекционный угол изменяется от 0° до 360°.

Измерение на карте круговым транспортиром дирекционного угла линии.

Порядок выполнения:

Тонко очиненным карандашом, аккуратно по линейке, прочерчивают линию через главные точки условных знаков исходного пункта и ориентира. Длина прочерченной линии должна быть больше радиуса транспортира, считая от точки ее пересечения с вертикальной линией координатной сетки. Затем совмещают центр транспортира с точкой пересечения и поворачивают его, сообразуясь с величиной угла, как показано на рис.1. Отсчет против прочерченной линии при положении транспортира, указанном на рис.1, а, будет соответствовать величине дирекционного угла, а при положении транспортира, указанном на рис. 1, б, к полученному отсчету необходимо прибавить 180°.

При измерении дирекционного угла необходимо помнить, что дирекционный угол отсчитывается от северного направления вертикальной линии сетки по ходу часовой стрелки.

Средняя ошибка измерения дирекционного угла транспортиром, имеющимся на командирской линейке, примерно равна 1°. Большим транспортиром (с радиусом 8—10 см) угол на карте можно измерить со средней ошибкой 15'.

В практике геодезических работ часто приходится передавать дирекционный угол на последующую линию через угол поворота. Для этого по известному дирекционному углу предыдущей линии αпред. и углу поворота (βл – левый угол или βп – правый угол) вычисляется дирекционный угол последующей линии по формулам:

αпослед. = αпред.+ βл – 180°;

αпослед. = αпред.– βпр + 180°.

Вычисление дирекционного угла линии 1-2 и обратного 2-1. - student2.ru

Рис. 1. Измерение дирекционных углов транспортиром

9) вычислить румбы линии 1 – 2 и 2 – 1;

Вычисление румба линии 1-2 и 2-1.

Румбом линии местности в данной точке называют горизонтальный угол r, измеренный от ближайшего направления меридиана (северного или южного) до направления данной линии. Пределы изменения румба от 0° до 90°. Название румба зависит от названия меридиана: географический (истинный), дирекционный или магнитный.

Дирекционный румб rα, географический (истинный) rи и магнитный румб rт линии вычисляются по формулам:

Вычисление дирекционного угла линии 1-2 и обратного 2-1. - student2.ru

Номер четверти определяется по значению азимута: в 1-й четверти азимут изменяется от 0° до 90°, во 2-й четверти от 90° до 180°, в 3-й четверти – от 180° до 270°, в 4-й четверти – от 270° до 360°. Полное написание румба включает его числовое значение и название четверти (1-я – СВ, 2-я – ЮВ, 3-я – ЮЗ, 4-я – СЗ), например rт = ЮВ: 45°10'.

10) вычислить истинный и магнитный азимуты линии 1 – 2;

Наши рекомендации