Составитель: А. В. Алепко доктор исторических наук, профессор
Рег. № _________
© ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………. | ||
1. | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА……………………………………………………………………………… | |
2. | ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА …………………………………………… | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ..……………………………………………………… | |
4. | ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………… | |
5. | ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ……….. …………………………………………… | |
6. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА .. | |
7. | ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)…………………………………............. | |
8. | ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ………………………………………………. | |
9. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………............... |
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Основы регионоведения» занимает особое место в системе подготовки специалистов ХГИИК поскольку наделяет будущего специалиста знаниями, которые послужат теоретической базой для осмысления процессов
регионализации происходящих в современном мире
Изучение курса тесно связано с другими гуманитарными дисциплинами.
Курс предусматривает ознакомление с понятийным аппаратом, изучение существующих концептуальных подходов к регионоведению в отечественной и зарубежной литературе.
Целью курса является изучение студентами основных факторов регионализма и прежде всего культурно-цивилизационных.
Основными задачами являются:
- Овладение студентами информацией по базовым формам и категориям регионоведения;
- Ориентация студентов в основных историко-географических, социально-экономических, культурологических, демографических, этнологических и геополитических методологических подходах к изучению регионов
- Систематизация, углубление и совершенствование знаний студентов в области основ регионоведения.
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, самостоятельная работа с первоисточниками.
В ходе изучения курса «Основы регионоведения» студент посещает лекции, практические занятия, семинары, где идет проработка ключевых моментов курса. При этом осуществляется уяснение терминологии курса, обсуждение теоретических вопросов, формирование собственных суждений и оценок студентами различных процессов и явлений в изучаемой области.
Подготовка к занятиям, далее, предполагает самостоятельное изучение понятийного аппарата, работу с источниками. Кроме того, в ходе изучения курса в рамках самостоятельной работы большая роль отводится изучению работ отечественных и зарубежных авторов.
Особое место при изучении курса отводится самостоятельной работе студентов с литературой.
Логика программы и тематического плана ориентируется на всестороннее и систематическое изучение основных культурно-исторических проблем и категорий. Специфика учебной дисциплины, её место в системе гуманитарных наук требует от студентов глубокого и всестороннего знания смежных дисциплин: философии, этики, культурологии, эстетики и других наук. Это расширит возможности формирования высокой культуры, компетентности и профессионализма выпускников в их будущей деятельности.
В ходе изучения учебной дисциплины студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат науки, уметь поводить сравнительный анализ историко-культурных регионов, уметь пользоваться существующими источниками;
Систематическое посещение лекционного курса позволит студенту приобрести целостное преставление о регионоведении, его месте, и роли в системе современных гуманитарных знаний. Всё это должно повысить специальную подготовку студента.
Объем курса 52 часа изучается в течение двух семестров (очная форма обучения). Итогом обучения в первом семестре является зачет.
Курс завершается экзаменом. Обязательным условием допуска студентов к зачету является овладение понятийно-терминологическим аппаратом, а также написание реферата.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ»
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | Кол-во часов | |||
Всего | Лекц. | Сем. | СРС | ||
Первый семестр обучения | |||||
Формы пространственной дифференциации. Понятие, типы, иерархия регионов | |||||
Природная среда и социально-экономическая система как факторы регионализма | |||||
Этнический фактор регионального развития | |||||
Демографический фактор регионального развития | |||||
Конфессиональный фактор | |||||
Геополитический фактор | |||||
Культура и цивилизация как факторы регионализма | |||||
ВСЕГО В ПЕРВОМ СЕМЕСТРЕ: | |||||
Второй семестр обучения | |||||
Западная Европа | |||||
Восточная Европа и Евразия | |||||
Афро-азиатские макрорегионы | |||||
Америка, Австралия и Океания | |||||
Административно-территориальное деление России: этапы формирования | |||||
Северо-Западный регион и Центральная Россия | |||||
Центральное Черноземье | |||||
Северный Кавказ и Поволжье | |||||
Урал и Сибирь | |||||
17. | Забайкалье и Дальний Восток | ||||
ВСЕГО ВО ВТОРОМ СЕМЕСТРЕ: | |||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Т.1.Формы пространственной дифференциации. Понятие, типы, иерархия регионов
Предмет, метод и задачи курса. Представления о пространстве. Структурность геопространства. Единицы геопространства. Концентрация и стратификация. Типы пространственных образований. Принципы организации пространства.
Соотношение понятий регион и район. Определение региона. Типы регионов. Физико-географические регионы. Иерархия регионов. Регионы и регионализм. Регионализм как научное течение.
Т. 2. Природная среда и социально-экономическая система как факторы регионализма
Зональность и азональность природы. Регионализация отдельных элементов и свойств природной среды. Классификация ландшафтных единиц. Регионализм Мирового океана. Основные ландшафтные зоны мира. Природно-ресурсный фактор регионализма. Методологические вопросы экологии.
Регион как общественно-географическая система. Социальная структура общества, его основные социальные группы. Массовые социальные движения и их состав. Политические и общественные организации. Формы государственного и административно-территориального устройства. Принципы функционирования законодательных, исполнительных и судебных органов власти в центре и на местах.
Воспроизводственные функции региональных социально-экономических систем. Региональные различия воспроизводства. Факторы хозяйственной динамики. Трудовые и производственные ресурсы.
Проблема устойчивости социально-экономических систем. Структура региональной социально-экономической системы Центр и периферия: тенденции взаимодействия. Трансформация региональных социально-экономических систем.
Т. 3. Этнический фактор регионального развития
Генезис этнического регионализма. Пространственная диффузия рас. Месторазвитие этноса. Этноценозы и этносфера. Этнические признаки. Сущность этничности и этнической принадлежности. Этнические контакты. Этническая культура. Этногенез, пассионарное и этническое поле. Динамика этноса во времени. Этнология и Л.Н.Гумилев.
Материальная культура народов. Ритуалы, обычаи, верования. Системы родства и семейно-брачных отношений. Традиционные типы и формы поведения, присущие народам. Системы воспитания. Психологические особенности.
Т. 4. Демографический фактор регионального развития
Понятия населения, социума и демографии. География населения и геодемография. Геодемографическая обстановка. Рост численности населения мира. Воспроизводство, характер и темпы роста или снижения численности населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости. Региональные различия в рождаемости населения. Региональные различия в смертности населения. Показатель смертности. Структура смертности. Естественный прирост и продолжительность жизни населения. Структура населения. Многосемейность. Семейный состав населения. Миграция населения. Урбанизация. Оценка состояния трудовых ресурсов. Региональные рынки труда. Возрастная структура и занятость населения.
Факторы расселения. Миграция как фактор расселения. Размещение населения. Георуралистика и геоурбанистика. Крупные города и агломерации. Системы расселения.
Т. 5. Конфессиональный фактор
Понятие веры. Вероучение. Культ. Конфессии. Деноминации. Церковь. Храм. Религиозный культ. Политеизм. Монотеизм. Формирование религиозного пространства. Структура религиозной подсистемы. Мировые религии. География национальных религий. Этнические и нетрадиционные религии. Евразийское религиозное пространство. Вероисповедания Российской империи. Религиозная обстановка в современной России.
Изучение особенностей религиозной жизни региона: истории формирования религиозных институтов и их влияние на социальные и политические процессы; мифологии, культов, религиозно-философских систем; отношений религий региона и мировых религий.
Т. 6. Геополитический фактор
Границы регионов. Понятие рубежной коммуникативности и рубежной энергетики. Рубежная энергетика и «конфликт цивилизаций». Соотношение государственных и экономических границ. Специфика пограничных регионов Российской Федерации.
Политическая география и геополитика. Специфика внешней политики. Территориально-политические системы. Типы суверенных стран. Специфика связи внешней и внутренней политики. Дифференциация стран мира. Интеграция стран мира. Характерные черты и этапы становления внешнеполитических доктрин. Теория «большого пространства». Основные геополитические воззрения западных ученых. Евразийская геополитическая школа.
Т. 7. Культура и цивилизация как факторы регионализма
Культура и цивилизация. Культурная интеграция мира и регионализм. . Культура как результат общественно-политических территориальных формирований. Культурно-религиозная идентичность. Региональное сознание. Социальная унификация и социальная исключительность как факторы регионализма.
«Осевые линии» распространения цивилизации. Современные цивилизации: ареалы и «разломы». Цивилизации Востока. Индуистская цивилизация. Китайско-конфуцианская цивилизация. Японская цивилизация. Исламская цивилизация. Негро-африканская цивилизация. Цивилизации Запада. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация.
Т. 8. Западная Европа
Западноевропейская идентичность. Физико-географический регионализм. Геополитическая и экономико-географическая регионализация. Культурно-исторические регионы. Европа XX в. и регионализм.
Т. 9.Восточная Европа и Евразия
Методологические подходы к понятию «Восточная Европа». Средняя и Восточная Европа. Восточная Европа как маргинальное пространство. Физико-географический регионализм. Экономический регионализм. Культурно-исторические провинции. Восточноевропейский регион в XXI в.
Концепция евразийства. «Истернизация» России. Политика реформ и попытки «вестернизации» постсоветской России. Физико-географическая регионализация. Культурно-исторический регионализм. Дикое поле. Казакия. Другие русские субкультуры: поморы, сибирские старожильцы, полехи, мещера и др. Регионы преобладания в РФ неславянской идентичности. Регионы преобладания в РФ мусульманской и буддийской идентичности.
Регионы, составлявшие западный «фасад» бывшего СССР. Закавказский регион. Централыноазиатский регион. Этнонационализм в СССР как фактор регионализма.
Т. 10.Афро-азиатские макрорегионы
Культурно-историческая дифференциация. Ближний Восток. Средний Восток. Арабский регион. Культура и религия как интеграционный фактор в Азии. Иерусалим - уникальный регион религиозной коммуникативности. Этнический регионализм. Административно-политическая регионализация. Физико-географическая регионализация Азии. Физико-географическая регионализация Африки. Экономический регионализм.
Т. 11. Америка, Австралия и Океания
Североамериканская англосаксонская идентичность. Латиноамериканская идентичность. Административно-территориальная регионализация. Аборигенная американская идентичность. «Квебекский регионализм». Физико-географическая регионализация Северной Америки. Физико-географическая регионализация Южной Америки. Экономический регионализм. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).
Австралийская идентичность. Административно-территориальная регионализация. Этнологическая регионализация Океании. Физико-географическая регионализация Австралии. Физико-географическая регионализация Океании. Австралийцы-аборигены и регионализм. Экономическая регионализация Австралии и Океании.
Т. 12. Административно-территориальное деление России: этапы формирования
Дробление и консолидация русских земель в период феодализма. Административно-территориальное устройство Российской империи. Внутреннее устройство СССР и РСФСР. Административно-территориальное устройство РФ. Проблемные вопросы регионализации РФ.
Т. 13.Северозападный регион и Центральная Россия
Древняя земля России: Новгородская и Псковская области. Русский Север: Архангельская, Вологодская, Кировская области. Невский край: Санкт-Петербург и Ленинградская область. Республики-«близнецы»: Карелия и Коми. «Баренцрегион»: Мурманская область, Ненецкий автономный округ. Анклав России — Калининградская область.
Столичный регион: Москва и Московская область. Верхневолжье: Ярославская, Тверская и Костромская области. Московско-Волжский регион: Владимирская, Ивановская, Нижегородская области. Приокье: Калужская, Тульская, Рязанская области. Западное пограничье: Брянская и Смоленская области.
Т. 14.Центральное Черноземье
Бывшее Дикое поле: Воронежская, Липецкая и Тамбовская области. Руда и чернозем: Белгородская, Курская, Орловская области. Черноземное Приволжье: Пензенская область, Республика Мордовия.
Т.15.Северный Кавказ и Поволжье
Казакия: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. Северо-Западный Кавказ: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Северо-Восточный Кавказ: Дагестан, Чечня и Ингушетия. Республика Северная Осетия – Алания и Республика Калмыкия - Хальмг Тангч.
Республики Среднего Поволжья: Марий Эл, Чувашия, Татарстан. Области Среднего Поволжья: Ульяновская и Самарская области. Нижнее Поволжье: Саратовская, Волгоградская и Астраханская области.
Т. 16.Урал и Сибирь
Специфика региона Средний Урал - Свердловская область. Западный Урал: Пермский край, Коми-Пермяцкий автономный округ, Удмуртская Республика. Юго-Западное Предуралье: Республика Башкортостан и Оренбургская область. Юго-Восточный Урал и Зауралье: Челябинская и Курганская области.
Общие особенности освоения Сибири. Северо-Западная Сибирь: Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Серединная Сибирь: Омская, Томская, Новосибирская и Кемеровская области. Южная Сибирь: Алтайский край, республики Алтай, Тыва, Хакасия. Восточная Сибирь: Красноярский край, Иркутская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа.
Т. 17. Забайкалье и Дальний Восток
Забайкалье: Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ. Приамурье: Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край. У Тихого океана: Приморский и Камчатский край, Сахалинская область, Корякский автономный округ. Северо-Восток России: Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Часа