Вопрос 5. Право интеллектуальной собственности на торговую марку.

Понятие и виды торговых марок. В наше время торговые марки устойчиво вошли в повседневную жизнь. Сейчас наметилась тенденция, согласно которой каждый субъект предпринимательской деятельности стремится иметь такой правовой средство индивидуализации товаров и услуг, как торговая марка. Объясняется это тем, что хозяйственная деятельность связана с необходимостью использования разного рода обозначений, которые дают возможность различать как субъектов, так и результаты их деятельности. Можно утверждать, что сейчас торговые марки - это визитные карточки в мире бизнеса. С их помощью происходит связь между производителем и потребителем, они выступают неотъемлемыми элементами рыночных отношений и добросовестной конкуренции.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности предусматривает правовое регулирование товарного знака и знака обслуживания. Мировая практика для индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг пошла по пути использования обоих указанных объектов. Разграничение между ними проводится по назначению: товарные знаки отличают товары, а знаки обслуживания - услуги. Законодатель Украины соединил эти два объекта интеллектуальной собственности и предсказал правовой охране знака для товаров и услуг. В соответствии с Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г.., Знак для товаров и услуг - обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц. ГК предусматривает право интеллектуальной собственности на торговую марку. Однако изменение названия не повлияла на суть объекта.

Торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров и услуг, производимых и предоставляемых одним лицом, от товаров и услуг, производимых и предоставляемых другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации (ст. 492 ГК).

Наиболее широкое распространение получила классификация торговых марок в зависимости от используемых обозначений.

Словесные марки - это марки в виде сообщений букв, слов или фраз. Основное требование к этому виду марок - легкое произношение на разных языках. Они получили наибольшую популярность, поскольку легко запоминаются и удобные в рекламе. Это могут быть как существующие, так и искусственно созданные слова (например, «Sony»). Для регистрации торговой марки вместе с изображением подается описание обозначения. Если словесная марка или ее часть не имеют смыслового значения, то указывается способ его образования, например начальные слоги нескольких слов, аббревиатура, вымышленное слово и тому подобное. Если словесное обозначение не распространено в украинском языке (например, специальный срок, устаревшее слово), то отмечается его значение. Если словесная марка или ее часть подаются на иностранном языке, то для марок, имеющих смысловое значение, необходимо добавить его перевод на украинский язык и транслитерацию буквами украинского алфавита.

Среди словесных марок можно выделить две разновидности: в первом случае охраняется само слово, во втором - словесное обозначение, выполненное в особой шрифтовой манере, то есть охране подлежит шрифт, характер расположения букв, их относительный размер, фон и другие визуальные информативные элементы.

Изобразительные марки - это обозначение в виде графических композиций любых форм на плоскости. Само название говорит о том, что они воплощаются в рисунок, чертеж и т. Д. В этом случае могут быть использованы как существующие объекты, так и абстрактные изображения и всевозможные символы. Для наибольшей эффективности изобразительная марка не должна быть сложной и перегруженной деталями, а наоборот, выделяться простотой и заметностью. Это обеспечит успех рекламы, использовать изображения на разных материалах и т. Д.

Объемные марки - это марки в виде фигур или их композиций в трех измерениях - длине, высоте и ширине. Предметом может быть, в частности, оригинальная форма изделия или его упаковка. Однако объемные торговые марки, во-первых, не могут просто повторять внешний вид известного предмета, а должны быть новыми и оригинальными, а во-вторых, поскольку марка должна выделять изделие конкретного изготовителя из ряда других товаров, то форма изделия не должна определяться исключительно его функциональным назначением.

Нетрадиционные торговые марки - световые, звуковые, ароматические и другие марки. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утвержденные приказом департамента Украины от 28.07.1995 г.. № 116 (в редакции приказа Госпатента от 20.08.1997 г.. № 72), предусматривают, в частности, что указанные марки регистрируются Учреждением при наличии технической возможности внесения их в реестр и обнародования информации относительно их регистрации.

Если на регистрацию в качестве знака заявляется звуковое обозначение, то такое обозначение предоставляется в виде фонограммы на аудиокассете, указывается вид звука (музыкальное произведение или его часть, шумы любого происхождения и прочее), а в случае использования музыкального произведения - в описании приводится его нотная запись. Если на регистрацию в качестве знака заявляется световое обозначение, такое обозначение предоставляется в виде видеозаписи на видеокассете, приводится характеристика световых символов (сигналов), их последовательность, продолжительность свечения и другие особенности.

Условия предоставления правовой охраны торговым маркам. Марке может быть предоставлена ​​правовая охрана в случае соблюдения следующих основных требований: она не должна противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали и на нее не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны. Основания для отказа в предоставлении правовой охраны сформулированы в законодательстве путем перечисления обозначений, которые не подлежат правовой охране в качестве торговой марки.

В соответствии с Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» не могут получить правовой охраны обозначения,:

1) не могут быть в исключительном использовании отдельных лиц (однако такие обозначения могут быть включены в знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельцев): государственные гербы, флаги и другие государственные символы (эмблемы) официальные названия государств; эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати; награды и другие знаки отличия;

2) в силу объективных причин не смогут выполнять функции торговой марки, так: обычно не имеют различительной способности и не приобрели такой в ​​результате их использования; состоят лишь из обозначений, являющихся общеупотребительными как обозначения товаров и услуг определенного вида; состоят лишь из обозначений или данных, являющихся описательными при использовании относительно указанных в заявке товаров и услуг или в связи с ними, в частности указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность товаров и услуг, место и время изготовления или сбыта товаров или оказания услуг; являются ложными или такими, которые могут ввести в заблуждение относительно товара, услуги или лица, производящего товар или предоставляет услугу; состоят лишь из обозначений, являющихся общеупотребительными символами и терминами; отображают лишь форму, которая обусловлена ​​естественным состоянием товара или необходимостью получения технического результата или которая придает товару существенную ценность;

3) тождественные или схожие до степени смешения с: марками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Украине на имя другого лица для таких же или родственных с ними товаров и услуг; марками других лиц, если они охраняются без регистрации на основании международных договоров, участником которых является Украина, в частности, признанными хорошо известными в соответствии со ст. 6 bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности; коммерческими (фирменными) наименованиями, известными в Украине и принадлежащие другим лицам, которые приобрели на них право до даты подачи в Учреждение заявки в отношении таких же или родственных с ними товаров и услуг; квалифицированными указаниями происхождения товаров (в том числе спиртов и алкогольных напитков), охраняемых в соответствии с Законом Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров»; знаками соответствия (сертификационными знаками), зарегистрированными в установленном порядке;

4) воспроизводят: промышленные образцы, права на которые принадлежат в Украине другим лицам; названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них, произведения искусства и их фрагменты без согласия владельцев авторского права или их правопреемников; фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Украине лиц без их согласия.

Законодательство Украины закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны обозначений, заявляемых как торговые марки, то есть новизна обозначения ограничивается территорией Украины. Это, в частности, означает, что регистрация того или иного обозначения как марки в других странах не препятствует признанию данного или подобного обозначения маркой в ​​Украине, если только иное не вытекает из международных соглашений, участником которых является Украина.

При определении новизны обозначения учитываются: во-первых, торговые марки, зарегистрированные или заявленные для регистрации в Украине; во-вторых, марки, хотя и не зарегистрированные на территории Украины, но охраняемые на ее территории на основании международных договоров.

Признак новизны тесно связан с понятием приоритета. Новизна марки определяется на дату приоритета, которая, в свою очередь, устанавливается по общему правилу по дате поступления правильно оформленной заявки на регистрацию марки в Учреждение. Наряду с этим приоритет марки может устанавливаться по дате подачи первой заявки на марку в другой стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в Учреждение Украины заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Выставочный приоритет может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в Учреждение Украины заявка на марку поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Приоритет марки может устанавливаться также по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Украины.

Заявитель, желающий воспользоваться правом приоритета в течение трех месяцев с даты подачи заявки в Учреждение подает заявление о приоритете со ссылкой на дату подачи и номер предыдущей заявки и ее копию с переводом на украинский язык или документ, подтверждающий показ указанной марки знака на выставке, если эти действия имели место в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Если материалы представлены несвоевременно, то право на приоритет заявки считается потерянным, о чем заявителю направляется уведомление.

Объем правовой охраны торговой марки. Обозначения рассматривается как торговая марка только во взаимосвязи с товарами и услугами, для различения которых она используется. Поэтому объем предоставляемой правовой охраны торговой марки определяется приведенным в свидетельстве изображением марки и перечнем товаров и услуг, внесенных в реестр, если иное не установлено законом. Итак, если лицо зарегистрировало марку для определенной группы услуг, то ее исключительные права распространяются только на использование этой марки на указанных товарах и услугах. Что касается других групп товаров и услуг, то такое обозначение вправе использовать любое лицо.

Правовая охрана хорошо известных торговых марок. В мире существует два принципа предоставления правовой охраны товарному знаку: регистрационный принцип и принцип первопользования. Украина относится к странам, которые используют регистрационный принцип. Это значит, что получить исключительное право на торговую марку можно путем ее регистрации и получения охранного документа. Приобретение права интеллектуальной собственности на торговую марку удостоверяется свидетельством. Уместно учитывать, что в этом случае правовая охрана торговой марки ограничивается территорией тех стран, где она зарегистрирована. Однако из этого общего правила существуют исключения. Согласно ч. 3 ст. 494 ГК Украины приобретение права интеллектуальной собственности на торговую марку, которая имеет международную регистрацию или признана в установленном законом порядке хорошо известной, не требует удостоверения свидетельством.

Условия охраны прав на хорошо известную марку, предусмотренные ст. 25 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Прежде всего, необходимо, чтобы компетентный орган признал марку хорошо известной. Решить этот вопрос может Апелляционная палата Учреждения или суд. К тому же решение Апелляционной палаты может быть обжаловано в судебном порядке.

При определении того, является марка хорошо известной в Украине, могут рассматриваться, в частности, такие факторы, если они уместны: степень известности или признания марки в соответствующем секторе общества; продолжительность, объем и географический район любого использования марки или ее продвижения, включая рекламирование или обнародование и представление на ярмарках или выставках товаров или услуг, в отношении которых марка применяется; продолжительность и географический район любых регистраций или заявок на регистрацию марки при условии, что она используется признанной; свидетельство успешного отстаивания прав на марку, в частности территория, на которой марка признана хорошо известной компетентными органами; ценность, которая ассоциируется с маркой. Этот перечень не является исчерпывающим. В каждой конкретной ситуации компетентный орган в комплексе оценивает все факторы.

С даты, на которую по определению Апелляционной палаты или суда марка стала хорошо известной в Украине, ей предоставляется правовая охрана такая же, если бы она была заявлена ​​на регистрацию в Украине. При этом она распространяется также на товары и услуги, не родственные тем, для которых марку признано хорошо известной в Украине, если ее использование другим лицом относительно таких товаров и услуг будет указывать на связь между ними и владельцем хорошо известной марки и его интересам, вероятно, будет нанесен ущерб таким использованием.

Таким образом, в случае признания марки хорошо известной возможно расширение объема ее правовой охраны.

Субъекты права на торговую марку. Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» в ч. 5 ст. 5 предусматривает, что право на получение свидетельства имеет любое лицо, объединение лиц или их правопреемники. Согласно ч. 1 ст. 493 ГК субъектами права интеллектуальной собственности на торговую марку являются физические и юридические лица. То есть законодатель Украины не связывает возникновение права на торговую марку с занятием предпринимательской деятельностью.

В науке остро дискутируется проблема возможности быть правообладателем на торговую марку физических лиц - непредпринимателей. Это связано с тем, что основная функция торговой марки - разрешающая. А человек, который не занимается предпринимательской деятельностью и соответственно не участвует в процессе производства товаров и предоставления услуг, не имеет целью использование марки на рынке. Подобный подход нашел законодательное закрепление в некоторых зарубежных странах, в частности Российской Федерации. Однако, учитывая, что для получения охранного документа нужно время, наверное, не стоит вводить норму, которая бы заставляла физическое лицо перед подачей заявки на торговую марку регистрироваться как субъект предпринимательской деятельности.

К тому же в Договоре о законах по товарным знакам, который ратифицировала Украина, предусмотрено, что государство не может ставить в качестве обязательного условия для регистрации товарных знаков осуществления заявителем производственной или торговой деятельности. Однако странам-участницам предоставляется право требовать предоставления среди других документов также заявления о намерениях использовать знак в соответствии с требованиями законодательства. В частности, можно установить определенный срок, в течение которого необходимо представить доказательства фактического использования.

Следует отметить, что физическое лицо, подавая заявку на торговую марку, может и не планировать использовать ее самостоятельно, а в дальнейшем имеет целью передать право на марку другому лицу или выдать лицензию на использование.

Представляется уместным позиция законодателя Украины относительно расширения круга субъектов на торговую марку. Ведь существуют и другие гарантии использования марки, возможность досрочного прекращения действия свидетельства на марку, если она не используется или недостаточно используется в Украине в течение трех лет с даты публикации сведений о выдаче свидетельства или от даты, когда использование марки было прекращено.

Не существует ограничения и по количеству лиц, которые могут иметь права на марку - право интеллектуальной собственности на определенную торговую марку может принадлежать одновременно нескольким физическим и (или) юридическим лицам.

Наши рекомендации