Вопрос 2. Право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование.
Понятие коммерческого наименования. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 среди объектов отмечает «trade name». Этот термин был переведен с английского языка как «фирменное наименование» и получил широкое применение во времена Советского Союза. Однако, если осуществить дословный перевод, то следовало бы говорить о торговом или коммерческое наименование. Возможно, учитывая именно это обстоятельство, ГК Украины при регулировании этого объекта использовал термин «коммерческое наименование».
Согласно ст. 489 ГК, правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно дает возможность выделить одно лицо среди других и не вводит в заблуждение потребителей относительно настоящей его деятельности. Таким образом, основной функцией коммерческого наименования является индивидуализация субъектов - участников гражданского оборота.
Коммерческое наименование - это наименование, под которым лицо выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо среди других участников.
Субъектами прав на коммерческое наименование юридические и физические лица - предприниматели.
В связи с этим возникает необходимость выяснить соотношение терминов «наименование юридического лица» и «имя физического лица - предпринимателя», с одной стороны, и «коммерческое наименование» - с другой.
Согласно ч. 1 ст. 90 ГК Украины юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее информацию о его организационно-правовой форме. В то же время ч. 2 этой статьи предусматривает, что юридическое лицо, являющееся предпринимательским обществом, может иметь коммерческое (фирменное) наименование.
Как видим, без наименования юридическое лицо существовать не может. Это положение не вызывает никаких сомнений. Конечно, чтобы возник новый субъект права, нужно, чтобы он имел свое имя. Это обусловлено прежде всего такой прагматичной целью, как потребность учета лиц, то есть речь прежде всего идет об административных отношениях. Итак, наименование юридического лица играет роль идентификатора субъекта подобно имени физического лица.
Что касается предпринимательских юридических лиц, то особенность их деятельности заключается, в частности, в том, что они достаточно часто вступают в правоотношения с различными лицами, являющимися потребителями их товаров и услуг. В этой сфере указания своего наименования не всегда удачны, например, с маркетинговой позиции. Предприниматели заинтересованы использовать обозначения, которые легко могли запомнить потребители, позволяет в дальнейшем быть их постоянными клиентами. Именно поэтому субъектам предпринимательства наряду с наименованием предоставляется возможность использования коммерческого наименования, то есть обозначения, которое дает возможность выделить их среди других лиц. К тому же это обозначение не должно вводить в заблуждение потребителей относительно настоящей деятельности лица, то есть соответствовать принципу истинности.
В этом случае можно провести аналогию с именем физического лица. Согласно ст. 28 ГК физическое лицо приобретает права и обязанности и осуществляет их под своим именем, которое по общему правилу состоит из фамилии, собственного имени и отчества. Однако при осуществлении отдельных гражданских прав физическое лицо в соответствии с законом, может использовать псевдоним (вымышленное имя) или действовать без указания имени. Достаточно наглядно это можно проиллюстрировать на примере сферы авторского права. Статья 14 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 среди личных неимущественных прав автора закрепляет право выбирать псевдоним, требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использование. Итак, создавая произведение науки, литературы или искусства, автор имеет возможность воспользоваться своим именем. Однако по ряду причин при желании он может указать не действительное имя, а вымышленное имя, то есть псевдоним.
Аналогичная ситуация возможна и с субъектами предпринимательства. При осуществлении своей деятельности они могут выступать под своим собственным именем (наименованием юридического лица или именем физического лица - предпринимателя) или под вымышленным именем (своеобразным коммерческим псевдонимом). Таким вымышленным именем для субъекта предпринимательства может служить, в частности, коммерческое наименование, то есть определенное обозначение, которое позволяет выделить это лицо среди других и не вводит в заблуждение потребителей относительно настоящей его деятельности. При этом совсем не обязательно, чтобы оно совпадало или каким-то образом было связано с наименованием юридического лица или именем физического лица - предпринимателя. Одно из основных требований - использование этого обозначения на практике для выделения субъекта предпринимательства.
На основании этого можно предложить следующие варианты соотношения коммерческого наименования и наименования юридического лица:
1) они могут совпадать (например, ООО «Досуг» выступает в обороте под этим наименованием)
2) коммерческое наименование может быть частью наименования юридического лица (например, ООО «Досуг» открыло магазин «Досуг» и использует обозначение «Досуг» для индивидуализации субъекта - участника гражданского оборота)
3) коммерческое наименование и наименование юридического лица могут быть различными (например, ООО «Досуг» открыло ресторан «Гурман» и использует обозначение «Гурман» для индивидуализации субъекта).
Итак, если юридическое лицо при осуществлении предпринимательской деятельности использует только свое наименование, то оно выполняет также функцию коммерческого наименования (то есть наименование юридического лица и коммерческое наименование совпадают). В этом случае у юридического лица возникает право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование.
Когда речь идет о физических лицах, то ГК Украины относит право на имя в личные неимущественные права, обеспечивающих социальное бытие физического лица. Согласно ч. 1 ст. 296 ГК Украины физическое лицо имеет право использовать свое имя во всех сферах своей деятельности.
Как было показано выше, в отношении объектов авторского права лицо может использовать вымышленное имя, то есть литературный псевдоним. Если же речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности, то в этом случае физическое лицо - предприниматель также может не ограничиваться использованием своего имени, а воспользоваться коммерческим наименованием. На сегодня мы достаточно часто можем наблюдать картину, когда физические лица - предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности достаточно широко используют определенные обозначения, которые отличаются от их имени. Особенно наглядно это видно при открытии такими лицами магазинов, кафе, ресторанов и т.д.
Что касается физических лиц - предпринимателей, то возможны следующие варианты соотношения имени и коммерческого наименования:
1) имя физического лица и коммерческое наименование совпадают (например, кафе «Колос Светланы Александровны»);
2) коммерческое наименование может быть частью имени физического лица (например, кафе «Светлана» или «Колос»);
3) коммерческое наименование и имя физического лица могут быть различными (например, кафе «Лакомка»).
Итак, коммерческое наименование не сводится к наименованию юридического лица или имени физического лица, поскольку им может быть и другое обозначение, используемое для выделения лица в сфере предпринимательства.
Возникает вопрос, какое количество псевдонимов может использовать субъект предпринимательства? Когда мы говорим о сфере творчества, то не возникает сомнений, что не существует количественных ограничений вымышленных имен по одной лица, то есть автор может выбрать несколько литературных псевдонимов. Уместно это, например, в случае, когда физическое лицо пишет произведения с различной проблематики или в разных жанрах. Поэтому удачный псевдоним для сатирического жанра может оказаться неуместным по отношению к другим сферам творчества (например, произведений для детей).
Действующее законодательство Украины не содержит ответа на вопрос, какое количество коммерческих наименований может иметь субъект предпринимательства. Однозначно можно сказать только одно: эти лица могут иметь как минимум одно коммерческое наименование.
К коммерческому наименованию предъявляются определенные требования. Принцип истинности состоит в том, что наименование должно соответствовать виду деятельности юридического лица и не вводить в заблуждение потребителей. В соответствии с принципом исключительности наименование должно отличаться от других, чтобы не допускать смешивания. Однако в некоторых случаях допускается исключение из этого правила: лица могут иметь одинаковые коммерческие наименования, если это не вводит в заблуждение потребителей относительно товаров, которые они производят и (или) реализующих и услуг, которые ими предоставляются. Это возможно, в частности, когда субъекты действуют в различных сферах. Постоянство коммерческого наименования заключается в том, что право на него сроком не ограничено.