Тема: Описание рельефа своей местности.
Цель работы:Изучить рельеф своей местности.
Ход работы.
Ученикам раздаются карты Нижегородской области или вешается большая карта.
Ученики рассматривают карту и отвечают на вопросы:
1. На сколько градусов наша область вытянута с севера на юг.
2. На сколько градусов наша область вытянута с востока на запад.
3. Какой рельеф на севере области.
4. Какой рельеф на юге области.
5. Где выше на юге или на севере нашей области.
6. Какие реки протекают по территории нашей области.
7. В какой части области располагается ваш район.
8. Какой рельеф в нашем районе.
9. Какая река протекает рядом с вашем населенным пунктом.
Ответить на вопросы и записать их в тетрадь.
ВЫВОД:
Практическая работа 17.
Тема: Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли, направление и характер течения, использования человеком.
Цель работы: Научиться характеризовать реку по плану; установить зависимость между рельефом, направлением, характером течения.
Ход работы:
Задание 1.Пользуясь физической карой полушарий или физической картой России, описать одну из рек, указанных учителем, по предложенному плану. Работа выполняется по вариантам. Вариант 1. Нил Вариант 2. Обь с притоком Иртыш. Вариант 3. Миссисипи.
План определения географического положения реки
1.Назвать и показать реку.
2.На каком материке и в какой части его расположена река.
3. Между какими меридианами и параллелями она находится.
4.Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направление течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.
Задание 2.Ответьте на вопрос: Как река используется.
ВЫВОД:
Практическая работа 18.
Тема: Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.
Цель работы: Нанести на контурную карту объектов гидросферы.
Ход работы:
Задание 1.Найти в атласе и подписать на контурной карте полушарий следующие объекты.
1. Реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
2. Озера: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Танганьика, Чад, Эйр.
Задание 2.Нанести на контурную карту России следующие объекты.
1.Реки: Амур, Ангара, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Ока, Северная Двина.
2.Озера: Байкал, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Чудское, озеро Ханка.
ВЫВОД:
Практическая работа 19.
Тема: Описание «путешествия» капельки по большому круговороту воды.
Цель работы:Доказать в ходе «путешествия» капелькипроцесс круговорота воды в природе.
Ход работы:
Вариант 1. Работа выполняется произвольно в форме сочинения.
В сочинение должны фигурировать названия местных объектов гидросферы.
Путешествие капельки.
Как хорошо быть маленькой капелькой в глубокой и чистой морской синеве! Мимо плывут рыбы, водоросли. Волна уносит меня в большой и безбрежный Океан.
Солнышко сильно припекает, вода нагревается. Мне жарко! Ночью температура воздуха падает и океан отдаёт тепло. В виде пара я поднимаюсь на небо и, из миллионов подобных мне капелек , формируются облака. Ветер уносит нас за тысячи километров от океана.
Глядишь, и я уже над горами! Как красиво и спокойно в бескрайних небесах! Но что это? Собираются тучи, бушует непогода, выпадают осадки - дождь со снегом. Дух захватывает! Я падаю с небес на землю и ложусь чистым белым покрывалом на высокие снежные вершины.
Какие величественные горы! Правда, подружки!
Но вскоре настаёт весна: солнышко припекает всё сильнее и сильнее. И мы уже не можем удержаться на вершине и с грохотом падаем вниз, растворяясь капельками в чистейшем горном ручейке. Поток воды стремительно несёт меня в горное озеро. Но и в озере ненадолго задерживаюсь я и мои подруги - капельки. И вот мы уже в полноводной и широкой реке. На берегу сидят рыболовы с удочками. Привет, рыболовы! Вскоре и они скрываются за горизонтом.
Но что это? Где я? Как солоно вокруг! Я снова в море, в начале бесконечного пути, который называется ”Круговорот воды в природе”.
Вариант 2.Работа выполняется в виде схемы («Путешествие» капельки начинается с реки своего населенного пункта).
ВЫВОД:
Практическая работа 20.
Тема: Интересные факты о гидросфере.
Цель работы:Познакомить учеников с интересными фактами гидросферы.
Ход работы.
Ученикам предварительно раздаются темы сообщений. Информацию учащиеся могут брать из учебников, справочников, интернета и т.д.
Темы сообщений.
1. Какая река в мире самая длинная?
2. Какая река самая полноводная?
3. Самое дождливое место на Земле?
4. Где и в чем находится запас пресной воды на Земле?
5. Самое безводное место на Земле?
6. Самое большое озеро с пресной водой?
ВЫВОД в виде таблицы:
Географический объект | Местонахождение | Особенности |
Практическая работа 21.