Экономика», 38.03.01 «Менеджмент»
Введение
Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Она развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученном материале, решить теоретические и практические задачи.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
• систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубления и расширения теоретических знаний;
• формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
• развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развития исследовательских умений.
Роль самостоятельной работы возрастает, т.к . перед высшим учебным заведением стоит задача, в том числе и по формированию у студента потребности к самообразованию и самостоятельной познавательной деятельности.
1. Виды и формы самостоятельных работ по дисциплине «Экономическая география»
Студентами практикуются два вида самостоятельной работы:
• аудиторная;
• внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Экономическая география» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходи-мой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
Ø для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; графическое изображение последовательности выполнения контрольной работы; выполнение графических работ; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа;
Ø для закрепления знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана вы-полнения работы в соответствии с планом, предложенным преподавателем; ответы на контрольные вопросы; тестирование; выполнение упражнений и графических работ;
Ø для формирования умений: решение вариативных задач и упражнений; выполнение работы с атласами и контурными картами; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.
Предлагая виды заданий на внеаудиторную самостоятельную работу, преподаватель использует дифференцированный подход. Кроме того, преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания: объясняет цель задания, раскрывает его содержание, предлагает сроки выполнения, ориентировочный объем работы, обращает внимание на основные требования к результатам работы и на критерии оценки.
В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться через тестирование, выполнение расчетно-графических работ и зачета по дисциплине.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
• уровень освоения студентом учебного материала;
• умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
• обоснованность и четкость изложения ответа;
• выполнение и оформление работ в соответствии с требованиями.
Формы самостоятельных работ представлены в таблице:
Цель | Вид задания | |
1. | Первичное усвоение нового | Чтение учебной литературы, методи- |
материала | ческого пособия; конспектирование про- | |
читанного; работа со словарями и спра- | ||
вочниками; ознакомление с нормативны- | ||
ми документами, образцами чертежей и | ||
схем. | ||
2. | Закрепление полученных | Повторная работа с учебной и методиче- |
знаний и их систематизация | ской литературой; составление плана и | |
последовательности выполнения заданной | ||
работы; изучение содержания заданий. | ||
3. | Формирование знаний | Выполнение контрольной работы с ис- |
и умений | пользованием методической, учебной и | |
справочной литературы. |
7. Содержание учебной дисциплины