Условия полета в облаках и осадках
Наличие облачности, осадков и ограниченной видимости создают сложные метеорологические условие. Особенно большое влияние низкие облака и ограниченная видимость оказывают на посадку воздушных судов. Безопасность посадки воздушного судна в сложных метеорологических условиях может быть обеспечена при некоторых минимальных значениях высоты нижней границы облаков и видимости. Сочетание минимальных значений этих элементов, при котором обеспечивается безопасность взлета и посадки воздушного судна, называется минимумом погоды. Он устанавливается для самолета, аэродрома и летчика.
Минимум погоды для самолета – это минимальные высоты нижней границы облачности и видимости, при которых летно-технические данные самолета, его оборудование в сочетании с данными наземной посадочной системы позволяют безопасно производить взлет, заход на посадку и посадку.
Минимум погоды аэродрома – это минимальные значения высоты нижней границы облачности и видимости, при которых в зависимости от рельефа местности, препятствий и оборудования аэродрома обеспечивается безопасность взлета, захода на посадку и посадка на данном аэродроме.
Минимум погоды командира экипажа – это минимальные значения высоты нижней границы облачности и видимости, при которых командиру экипажа разрешается взлет и посадка на самолете данного типа. Этот минимум находится в прямой зависимости от степени подготовки летчика к полетам в сложных метеорологических условиях. Чем выше профессиональная подготовка летчика, тем ниже те минимальные значения высоты облаков и видимости, при которых он может и имеет право безопасно произвести взлет и посадку самолета.
Строгое выполнение установленных минимумов погоды позволяет успешно выполнять полеты и обеспечивать их безопасность в сложных метеорологических условиях.
Облака и ограниченная видимость осложняют работу авиации. С облаками связаны грозы, смерчи, интенсивные осадки, град, гололед, затрудняющие полеты, а часто исключающие возможность их выполнения. При туманах, метелях, пыльных бурях, создающих плохую видимость, полеты нередко осуществлять невозможно.
При низкой облачности и ограниченной видимости затрудняется взлет и посадка воздушных судов, а также полеты на малых высотах. Осуществляя полеты на малых высотах, пилоты значительно чаще встречаются с метеорологическими условиями, затрудняющими пилотирование и самолетовождение, а нередко исключающими возможность осуществления полета.
В холодный период года чаще, чем в теплый, основными метеорологическими факторами, осложняющими полеты, являются низкие облака слоистых форм и ограниченная видимость. Низкие облака осложняют полеты не только тем, что
высота их нижней границы расположена на небольшой высоте, но и тем, что существует подоблачная дымка. Она значительно ухудшает горизонтальную и наклонную видимость в полете. Из-за ограниченной видимости осложняется обнаружение и опознавание наземных ориентиров. В условиях дымки при полетах на малых высотах возрастает опасность потери ориентировки.
Метеорологические условие полетов в каждой из форм облаков имеют свои особенности.
Метеорологические условие полетов в волнистообразных облаках. К волнистообразным облакам относятся: в нижнем ярусе- слоистые и слоисто-кучевые облака, в среднем –высоко-кучевые, в верхнем –перистые и некоторые виды перисто-кучевых. Это наиболее часто образующиеся облака.
Слоистые облака, как правило, образуются в подинверсионном слое, когда воздух здесь становится насыщенным. Высоты нижней границы облаков обычно небольшая и составляет 100-200м и ниже 100м. иногда они опускаются до земли, образуя туман. Колебания высоты нижней границы этих облаков могут быть значительными на сравнительно небольших расстояниях. Поэтому визуальные полеты под этими облаками значительно затруднены. В пересеченной местности вершины возвышенностей могут закрываться облаками, что значительно снижает безопасность полетов. Высота нижней границы слоистых облаков часто усложняет посадку воздушных судов или делает её невозможной.
Горизонтальная протяженность слоистых облаков сильно зависит от синоптических условий их формирования. Она может составлять от нескольких десятков до сотен и тысяч километров. Вертикальная протяженность этих облаков обычно составляет несколько сот метров.
При отрицательных температурах в слоистых облаках, особенно их средней и верхней части, возможно возникновение обледенения.
Турбулентность в слоистых облаках может возникать из-за горизонтальных неоднородностей полей температуры и плотности воздуха. В некоторых случаях наблюдается резкое изменение ветра с высотой, что способствует возникновению турбулентности.
Слоисто-кучевые облака.В холодное полугодие они состоят в основном из переохлажденных капель. Поэтому при длительном полете в этих облаках возможно слабое и умеренное обледенении, а также слабая или умеренная болтанка, обусловленная наличием слабой или умеренной турбулентности.
Высоко-кучевые облака. Эти облака почти всегда формируются в условиях отрицательных температур, чаще всего состоят из переохлажденных капель. Поэтому в этих облаках большая вероятность возникновения условий для обледенения. Турбулентность в высоко-кучевых облаках чаще всего слабая или умеренная. Однако в тех случаях, когда высоко-кучевые облака образуются в зонах струйных течений, где наблюдаются значительные сдвиги ветра, турбулентность и болтанка могут быть интенсивными.
Перистые облака. Полет в облаках обычно бывает спокойным, обледенения, как правило, нет, болтанка отсутствует. При длительном полете в перистых
облаках возможна электризация воздушного судна. 39