II. Проведение контрольной работы.
Задания (учитель использует задания по уровню класса).
1. Португалец, возглавивший первое кругосветное путешествие. | ||
2. Один из первых русских путешественников, автор записок «Хождение за три моря». | ||
3. Одна из основных сторон горизонта. | ||
4. Прибор для определения сторон горизонта. | ||
5. Модель Земного шара. | ||
6. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария. | ||
7. Крайняя точка Северного и Южного полушарий. | ||
8. Время, когда день равен ночи. | ||
9. Промежуток времени, приблизительно равный обращению Земли вокруг Солнца. | ||
10. Подробное изображение отдельных участков местности. | ||
11. Многолетний режим погоды, характерный для какой-нибудь местности. | ||
12. Материк. | ||
13. Участок поверхности с небольшими колебаниями по высоте. | ||
14. Участок земной поверхности, высоко поднятый над уровнем моря. | ||
15. Начало реки. | ||
16. Река, впадающая в другую реку. | ||
17. Искусственный водоем. | ||
18. Самое большое в мире соленое озеро. | ||
19. Самое глубокое в мире озеро. | ||
20. Океан. | ||
21. Крупнейшая река Европа. | ||
22. Подбери пары подходящих слов:
планета Солнце
материк Москва
страна Михайловское
столица Земля
село Россия
город Север
звезда Самара
23. Выбери правильный ответ на каждый вопрос:
Какова причина смены дня и ночи?
Почему происходит смена времен года?
– Солнце движется вокруг Земли.
– Земля вращается вокруг своей оси.
– Земля вращается вокруг Солнца.
– Земля то приближается, то удаляется от Солнца.
– Наклон оси Земли.
24. В районе реки Печоры (север европейской части России) в июне, в полдень, заблудившийся путешественник, стоя лицом к солнцу, видит, что его тень падает ему за спину. В каком направлении ему нужно двигаться, чтобы прийти к ближайшему морскому побережью? На какие природные приметы он может ориентироваться для сохранения выбранного направления движения?
25. За какие три моря ходил Афанасий Никитин? В каких частях света он побывал? На каких материках?
26. Начертите на карте путь Афанасия Никитина в Индию и домой. Найдите и подпишите три моря, за которые ходил великий русский путешественник.
27. Какое море исследовал Беринг?
Белое море Каспийское море Чукотское море
28. Какое слово лишнее в к каждом ряду слов:
– Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал;
– Россия, Франция, Петербург, Китай;
– Дон, Енисей, Марс, Днепр;
– Африка, Индия, Австралия, Южная Америка.
29. Распределите данные географические понятия на группы. Каждой группе дайте название:
Юпитер, восток, Меркурий, Париж, северо-запад, юго-запад, Киев, Венера, Москва, Рим, юг, Плутон.
30. Попробуйте объяснить смысл пословиц Владимира Ивановича Даля:
1) Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.
2) Матушка Москва белокаменная, хлебосольная, православная, словоохотливая.
3) Москва создана веками, Петербург – миллионами.
31. На рисунке даны планы Москвы и Петербурга. Рассмотрите планы и напишите, чем отличается застройка одного города от другого.
III. Задание на лето. Итог урока.
[1] В летописи о них говорится: «Зане (ибо, так как) в поле сидяху». Иначе – «те, кто в полях жили».
[2] Дреговичи – от славянского слова «дрегва», что означало болото, непрочная зыбкая сырая земля.
[3] Кривичи – племена, которые жили в местах неровных, с лесами и болотами.
[4] Радимичи – союз восьми славянских племен, которые породнились между собой.