V. Обобщение знаний по теме.

Учитель рассказывает о великих путешественниках.

Магеллан Фернан (Магальяйнш Фернан) (1480–1521 гг.), португальский мореплаватель. В 1519 году пять кораблей испанской экспедиции отплыли от берегов Испании, и через три года один из них вернулся туда, совершив впервые в мире кругосветное путешествие. Маршрут этого беспримерного плавания лежал через Атлантический океан вдоль восточного побережья Южной Америки, вокруг южной оконечности материка, через весь громадный Тихий океан к Юго-Восточной Азии и далее в Европу по уже известному пути великого португальца Васко да Гама. Погибший в этом плавании Магеллан открыл эру кругосветных путешествий, окончательно подтвердивших шарообразность Земли. После Магеллана его подвиг повторили многие славные мореплаватели.

– Покажите на карте Магелланов пролив.

Дрейк Френсис (1545–1596 гг.), английский мореплаватель, адмирал. Совершил второе кругосветное путешествие в 1577–1580 годах. Его именем назван пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океан.

– Найдите его на карте.

Пири Роберт Эдвин (1856–1920 гг.), американский путешественник. Пытался достичь Северного полюса на собачьих упряжках.

Нансен Фритьоф (1861–1930 гг.), норвежский океанограф, исследователь Арктики. Исследовал остров Гренландия, путешествуя на лыжах. Плавал вдоль берегов Азии к устью Енисея, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку.

Скотт Роберт Фолкон (1868–1912 гг.), английский путешественник. Исследователь Антарктиды. В 1901–1904 годах исследовал ледяные просторы материка. В 1910–1912 годах предпринял попытку достичь Южного полюса. В январе 1912 года достиг его. На обратном пути погиб вместе со спутниками.

Кусто Жак-Ив (1910–1997 гг.), французский океанолог, исследователь подводного мира. Он изобрел акваланг и батискаф – подводный дом, в переводе с французского «ныряющее блюдце». В 1967–1970 годах совершил кругосветное путешествие, проводя океанографические наблюдения и киносъемки. Активно боролся за охрану окружающей среды.

Батискаф, батисфера – от греч. bathis – глубокий, skaphos – судно, sphaira – шар. Первый батискаф был построен в 1948 году. Это самоходный аппарат с электрическим двигателем, который приводит в движение гребные винты. В стальной кабине могут находиться 1–3 человека. В 1960 году на батискафе опустились на дно Марианской впадины в Тихом океане.

После Магеллана его подвиг повторили многие славные мореплаватели, в том числе в XIX веке россиянин Иван Крузенштерн.

Кругосветное плавание «Надежды»

Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено в начале XIX века кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

За время экспедиции они изучили острова Тихого океана, Сахалин, Камчатку. Побывали в Китае и Японии.

Кроме того, Крузенштерном были сделаны очень интересные записи, которые полезны не только современникам, но и потомкам. Из них мы узнаем много интересного о жизни Японии в начале XIX века. На русских кораблях в Японию прибыл посол, чтобы установить дипломатические отношения с этой страной. В дар императору везли богатые подарки. Но несмотря на все усилия русских, японцы не приняли посла и отвергли установление отношений с Россией.

А вот какие интересные сведения записал Крузенштерн об укладе жизни японцев: «Одеяние японцев состоит из короткого верхнего платья, с широкими рукавами и из узкого нижнего, длиною по самые пяты, которое подобно одежде европейских женщин, с тою разницей, что внизу гораздо уже и для ходьбы очень неудобно. Богатые отличаются от бедного тем, что первые носят одежду из шелковой, а последние – из простой толстой ткани. У многих на верхнем платье вышит фамильный герб, величиной с большую монету…

…Зимою носят японцы часто по пяти и по шести одно на другое надетых платьев. Вместо башмаков носят они одни подошвы, сплетенные из соломы, которые придерживают ремешками, надетыми на большой палец…

Бороды своей японцы не стригут и не бреют, а выдергивают по волоску щипчиками, чтобы не скоро росло. Эти щипчики вместе с металлическим зеркальцем каждый японец держит в карманной своей книжке».

– Покажите на карте, какие районы земного шара были исследованы Крузенштерном и Лисянским.

Учитель демонстрирует рисунки с изображением кораблей, на которых плавали русские мореходы, Колумб, Магеллан, Беллинсгаузен, Амундсен, Хейердал.

– Сравните данные корабли (прочность, материал).

– Каким животным-путешественникам поставлены памятники? Объясните, почему. (Верблюд, собака, лошадь.)

– О каком месте на Земле идет речь в отрывке из стихотворения М. Исаковского?

В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного вдали,

Четыре товарища жили на льдине

У самой вершины Земли.

(Северный полюс.)

– О ком идет речь?

– Речь идет о полярниках И. Д. Папанине, Э. Т. Кренскеле, Е. К. Федорове, П. П. Ширшове, которые были высажены на льдину у Северного полюса 21 мая 1937 года и пробыли на ней 272 дня.

Учитель предлагает учащимся отметить на карте те места, о которых он рассказывает.

· Узкий пролив, омывающий Южную Америку, назван в честь самого великого испанского мореплавателя Фернана Магеллана. В 1519 году его корабли отплыли от берегов Испании, и через три года один из них вернулся, совершив впервые в мире кругосветное путешествие. Маршрут этого плавания пролегал через Атлантический океан, вдоль восточного побережья Южной Америки, вокруг южной оконечности материка, через Тихий океан к Юго-Восточной Азии и далее вокруг Африки в Европу.

· Тур Хейердал (норвежский путешественник и археолог) построил плот «Кон-Тики» по типу древних и проплыл на нем 800 км по Тихому океану из Перу (Южная Америка) к островам Туамоту.

· Норвежец Русланд покорил Антарктиду, пройдя в одиночку без всякой помощи 2829 км от берега Атлантического океана до Тихого за 64 дня. В сутки он проходил по 44,2 километра, таща за собой сани с поклажей. Свой путь он начал 15 ноября 1995 года и через 35 суток (1300 км) достиг Южного полюса. Иногда он использовал похожий на парашют парус, который при ветре помогал ему довольно быстро двигаться.

· В столице Норвегии Осло есть музей под открытым небом, где собрана коллекция мореходных средств, на которых путешественники открывали новые земли и исследовали их. Там есть корабли викингов, «плавающих к берегам Северной Америки, судно «Фрам», на котором дрейфовал Руаль Амундсен, плот Тура Хейердала «Кон-Тики» и другие.

VI. Итог урока.

– Кто и когда совершил кругосветное путешествие вокруг Земли?

– Сколько лет длилось первое кругосветное плавание Магеллана?

Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задание № 20 на с. 55); учебник (с. 152–155).

Ответы: 2, 4, 3; 7, 10, 8, 9, 6, 5.

Урок 66
Обобщение по теме «Путешествие по океанам
и материкам земли»

Цели:

– повторить изученное о географическом положении и природе материков;

– формировать умение работать с картой;

– развивать мышление;

– воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карта полушарий; карточки с заданиями; фотографии (рисунки) с изображением растений и животных различных материков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

всемирный хоровод

Стих для ребят

Всех народов

и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для итальянских

детей

И для русских,

Шведских,

Турецких,

Немецких,

Французских,

Негров,

чья родина –

Африки берег,

Для краснокожих

Обеих Америк,

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо, когда мы ложимся

в кровать;

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

на ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не съесть обезьян;

Для рябитишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах или селах…

Задорный народ

Пусть соберется

в один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится

с Югом,

Запад с Востоком,

А дети – друг с другом!

Дж. Родари

– Сегодня мы вспомним путешествия по материкам и океанам нашей планеты.

Проведем соревнование на звание «Знатоки великих открытий».

Класс разделен на две команды.

Наши рекомендации