V. Героическая борьба советского народа.

– Первой приняла бой с фашистами пограничная Брестская крепость. В ней жил гарнизон – бойцы, командиры с семьями – женами и детьми. Эта крепость была окружена такими сильными, крепкими стенами, что через них нельзя было войти в гарнизон. И вот 22 июня 1941 года в 4 часа утра немцы, спрятавшиеся в густых зарослях по берегу реки Буг, открыли огонь по крепости из пушек и пулеметов, и тут же самолеты стали осыпать ее с воздуха бомбами.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.

В то утро погибли сотни женщин, детей, бойцов. Крепость враг бомбил каждый день – были разбиты склады с боеприпасами с продовольствием, а также водопровод. Лето было жаркое. Люди ползком с котелками пробирались к реке. Их обстреливали из пулеметов. Бойцы умирали от жажды и голода, но не сдавались. Немецкий фронт ушел уже далеко в глубь страны. Но крепость сражалась до последнего. Немцы захватили крепость, когда в ней оставалось только несколько раненых и обессиленных от голода и жажды бойцов.

Гитлер рвался к Москве. Начав войну 22 июня 1941 года, он рассчитывал, что к 15 августа его войска будут уже в Москве! И сюда, на Москву, он двинул огромные силы, чтобы окружить город: ни один солдат, ни один житель не должны были покинуть его. Гитлер планировал затопить город. Там, где стоит Москва, по его замыслу, должно было разливаться огромное море, которое скрыло бы навсегда столицу Русского государства.

Каждый вечер в городе ревели сирены, предупреждая о налете бомбардировщиков. Люди прятались в бомбоубежищах. Многие заводы эвакуировались на восток, чтобы там работать, делать оружие. Москва почти опустела. Гитлеровские войска подошли вплотную к Москве. Они остановились у села Кунцево, недалеко от Поклонной горы, где теперь стоит памятник защитникам Москвы.

Враг подошел к Москве, но цели не достиг. Защищали Москву не только солдаты, но и сами москвичи, главным образом женщины и молодежь. Они рыли окопы, сбрасывали с крыш зажигательные бомбы при налете бомбардировщиков, оборудовали огневые точки, чтобы сбивать самолеты.

Всему миру известен подвиг 28 панфиловцев. По мощеной дороге к Москве шли вражеские танки. Отряд бойцов из армии, которым командовал генерал Панфилов, оказался на пути движения немецких танков. За танками шли тягачи, артиллерия и войска для главного удара. Расположившись в лесу, пушки панфиловцев били по машинам немцев. Они смогли перерезать огнем дорогу к Москве. Немцы кромсали лес снарядами. Бой шел около 4 часов, 28 панфиловцев, по некоторым данным, уничтожили 18 вражеских танков и около 15 тысяч немцев.

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали,

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали…

Город Ленинград немцы осаждали со всех сторон почти 3 года! Немцы перерезали Дорогу жизни, по которой шел подвоз продуктов в город. На Пискаревском кладбище одних только жителей, погибших от голода и холода, похоронено 470 тысяч.

И в это время голодные женщины и подростки работали на заводах. Люди получали по 200 граммов хлеба в сутки, но работали! Делали танки, оружие для фронта. Это тоже богатыри духа! Выстоял Ленинград, Дорога жизни была отбита, а блокада прорвана.

мой город

…Давно ль, пройдя равнины

и болота,

В него ломился разъяренный враг

И об его чугунные ворота

Разбил свой бронированный кулак.

Свой город отстояв ценою бед,

Не сдали Ленинграда ленинградцы, –

Да, в нем ключи чужих столиц

хранятся, –

Ключей к нему – в чужих столицах

нет!

И мы, огонь познавшие и голод,

Непобедимы в городе своем,

И не взломать ворота в этот город

Ни голодом, ни сталью, ни огнем…

В. Шефнер, 1943 г.

Немцы рвались к Сталинграду. Они разбомбили город и превратили его в развалины.

Здесь орден мужества

надет на грудь земли,

Недаром эта грудь истерзана

снарядом,

Со смертью билась жизнь,

и смерть враги нашли,

И победила жизнь

в боях под Сталинградом.

Пабло Неруда

Богата наша земля людьми, которых можно назвать богатырями духа!

Вот на что способен русский народ! Вот где проявился его соборный дух! Командиры и бойцы, женщины и дети работали на заводах, спасали раненых, стояли насмерть и разгромили врага. В этом соборном духе – главная сила нашего народа, которая во всех испытаниях помогала выжить любимой Родине.

…Пусть тот бой не упомянут

В списке славы золотой,

День придет – еще повстанут

Люди в памяти живой.

И в одной бессмертной книге

Будут все навек равны –

Кто за город пал великий,

Что один у всей страны;

Кто за гордую твердыню,

Что у Волги у реки,

Кто за тот, забытый ныне,

Населенный пункт Борки.

И Россия – мать родная –

Почесть всем отдаст сполна.

Бой иной, пора иная,

Жизнь одна и смерть одна.

А. Твардовский

Великая Отечественная война окончилась в мае 1945 года. Наши войска под командованием маршала Г. К. Жукова вошли в Берлин – столицу Германии. И над главным зданием – рейхстагом – водрузили красное знамя.

Вечно народ будет чтить подвиги воинов, отдавших свою жизнь за Родину. Поэтому и горит около памятников Вечный огонь.

Послевоенная песня

1. Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой Земле однажды

Кончилась война.

2. Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

3. Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровь-вода текла.

4. Были черными березы,

Долгими – года.

Были выплаканы слезы –

Вдовьи – навсегда…

5. Вот опять пронзает лето

Солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

6. Эта память – верьте, люди, –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Р. Рождественский

VI. Итог урока.

– Когда началась Великая Отечественная война?

– Кто и с какой целью напал на нашу Родину?

– Какие города прославились своей героической обороной?

– Что вам известно о героической борьбе ленинградцев?

Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задания № 37, 38 на с. 29–30); учебник (с. 100–103).

Урок 55
Как была освобождена наша Родина

Цели:

– сформировать представление о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.;

– показать, какой ценой была освобождена наша Родина;

– развивать умения извлекать информацию, пользуясь картой;

– воспитывать патриотизм.

Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная война»; фотографии памятников героям ВОВ, рисунки с изображением медалей и орденов; запись песен «День Победы», «На улице Мира».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– О какой войне середины ХХ века вы узнали на предыдущем уроке?

– Назовите даты начала и конца войны.

– Почему эту войну называют Второй мировой?

– Почему в России ее называют Великой Отечественной?

– Какой полководец возглавил военные действия?

– Назовите города-герои.

– Расскажите о героической обороне Брестской крепости, Сталинграда, Москвы.

2. Соедините предложения попарно. Поясните свое решение.

На доске:

V. Героическая борьба советского народа. - student2.ru

– Расскажите о героизме ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы узнаем, как была освобождена наша Родина, как был завоеван День Победы – 9 мая 1945 года.

Наши рекомендации