Прохождение старших арканов (rota taro)
Одним из самых интересных упражнений, связанных с постижением принципов Таро, является прохождение Старших арканов. Это своего рода мистическое или символическое путешествие, знакомство с идеями и воплощениями карт. Разновидностью этой техники можно считать практикуемые в группах медитации на Таро или же обсуждения. Однако глубоко значимым оказывается именно индивидуальное прохождение. Я назвала бы его Rota Taro (Дорога Таро).
Это метод достаточно серьезный и ориентированный скорее на людей, способных посвятить около полутора месяцев свободной практике духовных упражнений, интроспекции и осознанию. Я бы сказала, достаточно свободных от обычных забот, требующих адекватной социальной реакции.
Смысл метода состоит в том, чтобы впустить в себя и свой мир, ощутить внутри себя или в мире принципы каждой из карт Старших арканов по их сложившемуся порядку. При этом стоит выбрать одну из колод, по которой это делается. В наше время, как правило, выбирается одна из мистических, оккультных колод, например «Таро Тота» Кроули, известное точностью и яркостью мистических представлений.
В своей практике я проходила это упражнение несколько раз, как по колоде Тота, так и по колоде Хайндля. При этом поводом к началу служило именно мое нахождение в Нулевой карте Шута. Оказавшись в растерянности Небытия, я начинала «космизировать» порядок своего мира. Мне лично кажется рискованным применять эту технику без такого или подобного повода, но это может оказаться моим личным субъективным мнением. Таковым я считаю именно состояние «Шута», Нулевой карты входа в систему.
Проживание каждой карты даст возможность воспринять, ощутить и попять, пережить принцип каждой карты в той ее форме, что задается колодой, и в том аспекте, который мы способны в настоящий момент получить.
Есть еще один существенный и интересный момент. Проходить порядок Старших арканов можно как от Шута к Миру, так и, наоборот, от Шута (как идущего после Мира) к Магу. При этом предполагается, что от 0 к XXI мы проходим путь личностного развития человека (некий общий смысл пути, разумеется), а от 0 к I (через XXI – XX – XIX… и т.д.) – путь магической инициации. При первом опыте подобного рода я ориентировалась, на обычный правильный порядок, пока не выяснилось, что Шут уже прошел, я «непонятно где», а Маг пока не наступил. Оказалось, что это было состояние Мира. Все мои последующие «путешествия» тоже почему-то шли всегда таким образом. Однажды, уже с колодой Хайндля. я попыталась пройти вначале в обратном порядке, а потом развернуться на Шуте и пойти вперед, от Мага к Миру. Но у меня ничего не получилось. Мне пришлось вновь пройти путь от Шута к Магу. Почему так происходит – я точно сказать не могу, однако предпочитаю в таких случаях следовать за естественным ходом событий, если они настолько сильны и красивы.
Каким образом происходит смена принципа? Это наминает ощущаться – сам переход от одного к другому. При достаточном общем понимании принципов карты это получается достаточно наглядно. Кроме того, находится индивидуальный ритм пребывания в каждом принципе. У меня это было обычно два-три дня для колоды Тота Кроули и три-четыре дня для колоды Хайндля, которые постепенно сократились до половины суток в каждой карте. Это было достаточно ощутимо, и продлить срок волевым усилием не выходило.
Очевидный вопрос, на который я готова ответить лишь здесь, под конец: каким образом происходит эта концентрация на принципе? Я думаю, что это достаточно индивидуально. Мне хватило оказаться внутри Шута именно оккультных, сильных колод, ощутить его всем естеством — и выразить внутреннее намерение двигаться дальше. Для ориентации я выставляла карты напротив своего спального или рабочего места, рассматривала их и относилась как к указателям. Никаких глубоких медитаций не делала, но я и не любительница такого подхода, я пользовалась привычными мне, удобными и достаточно эффективными для себя методами.
Иногда были ошибки: это происходило в самом первом путешествии по колоде Тота. Я внезапно ошибалась и, совершенно неожиданно для себя, пропускала карты или меняла их местами. Тогда их ощущение становилось более резким и спутанным. Ничего страшного вроде бы не произошло. В дальнейшем я относилась к этому более Внимательно. Мне кажется важным в нужный момент начать и непременно довести до конца все путешествие. Являясь индивидуальным ритуалом, техника требует соблюдения принципиальных норм символического действа, в частности доведения до конца, то есть сохранения общей формы. Это дает ритуальной технике возможность оказаться внутри мифологического пространства, не выплескиваясь наружу, в мир (с неопределенными последствиями).
Еще одной разновидностью этой техники может быть изображение принципов карт Таро, но их порядку – то есть рисование картин па эту тему. У меня и у моих подруг есть и такой опыт. Здесь сложнее завершим, работу, пас всех останавливает какой-то принцип, внезапно Вторгаясь в реальность и требуя к себе особенного внимания. И его приходится тогда переживать уже в реальности. Но часть путешествия вес же остаемся воплощенной. Написание литературных или иных опусов на тему Старших арканов в их заданном порядке также оказывается подобием этого ритуального процесса. Так и эта книга стала его воплощением.
Глава 31
«ГРАД НЕБЕСНЫЙ»
Этот метод работы со Старшими арканами является скорее диагностическим, нежели мантическим. Он ориентирован на конструкцию внутреннего мифа человека (мы помним, что Старшие арканы – принципы и архетипические идеи), сложившуюся на настоящий момент. В зависимости от жизненных перемен и потрясении, вызовов и ответов, значимых решений эта картина меняется Ее можно также назвать отображением семантических конструктов индивидуума и соответственно с этим работать.
Как это делается
Разложите карты Старших арканов на плоскости так, как это было бы интуитивно для вас правильно. Истолкуйте их положение и связи между ними в соответствии с актуальным и достаточно продолжительным жизненным этапом. Попробуйте переставить те карты, которые можете (должна быть внутренняя убежденность, осознание смысла и сила), если это необходимо.
Для примера рассмотрим схему.
Сразу мы можем отметить отсутствие, как отдельных несвязанных фрагментов, так и четкой линейно-прямоугольной формы в схеме. Это нам говорит о достаточной интегрированности различных жизненных аспектов, а также о степени определенной внутренней свободы.
Наверху выделяются две карты с одной стороны – «Маг» и «Жрица», и третья – «Звезда» – на другом фланге. Как правило, карты, находящиеся в верхней части, склонны говорить нам об идеалах и принципах. Здесь, с одной стороны, есть достаточно личные карты, говорящие о понимании и умениях, – и мы можем заметить в их связи исключительно с Иерофантом намек на Персону, презентацию идеального себя в социуме. С другой – Звезда, которая и есть сама идеалистичность, связанная, однако, с Миром, что может говорить о желании перемен, и с Императором, что способно характеризовать человека как достаточно принципиального или идеалистичного по своему характеру.
Иерофант, как моральные и общественные принципы, поддерживает определенный уровень социальных навыков Мага, однако влияет или связан с Влюбленными и Повешенным. Возможно, определенные жесткие принципы мешают сделать выбор и принять решение, и потому можно наблюдать подвешенное состояние неизвестности. В то же время Иерофант в этой связке, где есть четвертая карта – «Сила», может быть одним из участников некоей силовой борьбы: сценарного отстаивания своей позиции по Силе, продавливания своей воли, которое связано с выбором или возможностью некоего союза. Иерофант и Сила в равной мере влияют на чашу весов, на которой находятся Повешенный и Влюбленные, и их сочетание может нам намекать на сильные позиции масти Жезлов в ролевом репертуаре личности (воля, принципы, групповая динамика и сопротивление среде свойственны именно Жезлам). Но отсюда же происходит и внутренний кризис: когда нельзя все решить по эмоциям (Чашам), по общим правилам (Мечам) или просто успокоиться в собственной прагматичности (в дисках), то Жезлы вполне способны напряженно раскачивать лодку внутреннего равновесия
В свою очередь, Влюбленные связаны со Страшным судом и Отшельником. Критическая ситуация… разрыва отношений, глобальной переоценки мира, одиночества. Суд связан с Императрицей, а Отшельник – с Башней. Тема проясняется – это может оказаться крушение вполне естественных жизненных привычек или реальных планов, более того, связанных со своей женской ролью или со значимой материнской фигурой в окружении или с тем и другим вместе. Здесь я была бы очень осторожной в определениях и в контакте с человеком – расспросила бы о некоторых обстоятельствах. Императрица поразительно связана с Дьяволом, а не только с Башней. Это фигура архетипической Ужасной Матери, возможно, пожирающей собственную женскую самостоятельность. Впрочем, тут есть и хорошая новость: ее роль вполне очевидна на данном этапе (хотя, судя по Башне и Дьяволу, так было не всегда).
По схеме, именно Дьявол связывает обе части структуры. И это – тоже критическая точка карты. Его положение в самом низу схемы вместе с Башней делает картину достаточно драматичной. Это подчеркивается Другими нижними картами – парой Сила-Отшельник и Луной. Заметив это, мы можем вновь обратиться к верхним картам, очевидно противопоставленным нижним. Маг-Жрица и Звезда, возвышенное отстраненное понимание, определенные умения и навыки и нерассуждающая вера в лучшее. По сути, это может быть как раз переход от Дьявола-Башни к Звезде по порядку Старших арканов – впрочем, как и от Луны к Солнцу, судя Достаточной выраженности и силе карты «Солнце».
Достаточно оптимистично выглядит связка Шут-Солнце-Император. Можно описать ее как выраженность индивидуальности, идеалистичность (со Звездой) и уравновешенность (рядом находится Умеренность) Эго на актуальном этапе и при этом достаточную спонтанность и возможную непредсказуемость в сочетании с внутренней убежденностью, уверенностью в себе. На фоне прочих сочетаний это выглядит как выкристаллизовавшееся в испытаниях Эго. Рядом с этим фрагментном располагаются сразу две карты больших изменений, приходящих извне. Это Колесо Фортуны, сочетающее Императора и Солнце в прихотливости судьбы, и Мир, связывающий Звезду и Умеренность. В этом мы вновь можем увидеть надежду на изменения, которые придут извне, поскольку изнутри можно лишь сохранить себя (Солнце–Император), но не обустроить окружающее пространство по своим потребностям (Императрица выглядит опасной и чужой). Колесо Фортуны связано со Смертью; иначе говоря, изменения – это то, что приносит конец отношениям, этапам, периодам (но это может быть и вечное ожидание прощаний).
Осталась лишь Луна, удивительным образом связанная со Справедливостью и Колесницей (а Колесница – с противоположной ей Умеренностью). Я бы предположила, что оценка людей, ситуаций, себя и соответствующие выводы (Справедливость) – это один из двух возможных выходов из меланхолии, запутанности и чувства обреченности. Другой же – это быстрые решительные действия, поездки, триумфальные выезды, социально успешная работа. Судя по связи Колесницы с Умеренностью, успех тут может быть и вполне заслуженным, и подлинно трансформирующим.
В общем и целом структура напоминает этап выхода из кризиса – собственно, переход от XVI аркана к XVII или от XVIII – к XIX на одном из многочисленных витков Колеса судьбы. Традиционные символические системы, в данном случае – карты Таро, предоставляют язык, с помощью которого мы можем описать нашу мифологическую реальность и, осознавая, изменяя ее, как действовать внутри мифа, так и трансформировать собственную обыденную, событийную реальность. Миф буквален и честен. Он способен стать путеводным клубком в темном лесу страхов и надежд, иллюзий, фантазий, запутанности, заблуждений и самообмана. И эта техника, на наш взгляд, способна стать своего рода картографическим инструментом индивидуального мифа.
Глава 32
«ГРАД ЗЕМНОЙ»
Этот метод работы со Старшими арканами может быть как диагностическим, так и мантическим. Он может быть ориентирован на динамику индивидуального мифа человека в настоящий момент или же использоваться для буквальной (и достаточно грубой в силу своей обобщенности) прогностики. Последнее возможно, но я не любительница такого подхода, потому предложу первый способ.
Как это делается
Расклад делается по позициям, представленным 22 сферами (или 23, если в колоде 23 Старших аркана), отражающими значение Старшего аркана, как если бы он был статическим местом действия динамического принципа. Ниже я приведу значение сфер Старших арканов (позиций данного расклада) в его диагностическом прочтении.
0 «Шут». Внутренний вечный ребенок. Спонтанность. Способность принять новое.
I «Маг» Владение навыками, презентация себя.
II «Жрица». Интуитивное знание, понимание природы вещей, внутренняя этика.
III «Императрица». территориальность и генеративность.
IV «Император» Иерархия, система, структура, границы
V «Иерофант». Общественная мораль, традиция и общность, усвоенные правила Суперэго, групповая этика
VI «Влюбленные». Выбор, принятие решений, партнерство, контакт с Другим
VII «Колесница». Активное движение вместе с потоком силы
VIII «Сила». Умение укротить и управлять, силовой сценарий, сценарные игры, внутренний конфликт
IX «Отшельник». Уединение, рефлексия, интроспекция, поиск себя, индивидуальный путь
X «Колесо Фортуны». Превратности судьбы и отношение к ним
XI «Справедливость». Оценка, взвешивание и определение, отказ от неподходящего
XII «Повешенный». Бездействие, пауза в жизни, неопределенность
XIII «Смерть». Готовность отпустить. Переход от старого к новому, сепарация. (Этот принцип, при достаточной к нему чувствительности, может вызывать и грусть, и насмешливое трикстерское отыгрывание)
XIV «Умеренность». Внутреннее распоряжение собой и своим '
XV «Дьявол». Место тревоги. Ловушка сценария
XVI «Башня». Способность пережить поражение от судьбы ,
XVII «Звезда». Идеалы, ожидание, ориентиры
XVIII «Луна». Сфера выпадения из реальности. Ресурс бессознательного. Блуждание по «лабиринту своего «я»
XIX «Солнце». Уникальность, индивидуальность, границы самоопределенности
XX «Суд». Инерция глобальных изменений. Изменение с «чем-то большим, чем я»
XXI «Мир». Соотношение личной воли с «намерением Вселенной»
Пример последовательного диагностического прочтения:
О «Шут». «Смерть»
Конец чего-то и прощание на месте начала нового. Это может стать позитивным шагом, необходимостью проститься с тем, что дорого, и шагнуть навстречу неизвестности. Но на данном этапе шага вперед еще нет, так что это может быть и детское оплакивание потерянной невинности, страх расстаться с идеалистичным, оптимистичным, наивным представлением о мире. Нам еще придется вернуться к этому моменту после рассмотрения остальных карт.
I «Маг». «Солнце»
Определенное отождествление себя со своими навыками. «Я способен» – оптимистичный вызов этому миру. (Здесь мы вспоминаем про XIII аркан, а также, на всякий случай, берем себе на заметку посмотреть, где находится аркан «Сила». Нет ли здесь силовой борьбы с судьбой?)
II «Жрица». «Влюбленные»
Я работала с колодой «Таро Золотой Зари». В ней VI аркан раскрывает тему не столько союза, сколько вызова и испытания, отчетливо связанных с принятием решения, а, кроме того – тему отношений со своей частью души противоположного пола (а, следовательно, и с партнером). Здесь я бы предположила, что речь идет о попытках интуитивного понимания внутренних и внешних испытаний, связанных с комплементарной частью души – Анимой или Анимусом. Поскольку мужчине, то это отношения с Анимой и со значимыми в жизни женщинами.