Искупление и самопожертвование

«Повешенный», как мы помним, вытеснил «Благоразумие». И идея искупления заместила идеал взвешенных поступков. Это одно из значений аркана, однако, в современных (не христианской ориентации) колодах тема вины и искупления выражена обычно не столь ярко. Идея покаяния уступает место своего рода «паузе для контакта с Самостью».

Алистер Кроули, создатель более прогрессивной по сравнению с системой Уэйта традиции Таро, писал о "Повешенном» в связи с темой смены эолов (ЭПОХ) Осириса и нового зона Хора:

«Прошедший Эон Осириса имел природу Воздуха, И стихия эта не была антипатична пи Воде, ни Огню; нормой той эпохи было самопожертвование. <…> Впрочем, Вода – стихия Иллюзии; и данный символ можно трактовать как тягостное наследие минувшего Эона: если пронести анатомическую параллель, это – духовный аппендикс. <…>

Карта эта прекрасна некой странной, древней и уже уходящей в прошлое красотой. Это карта Умирающего Бога, и к современной колоде она – не более чем кенотаф. Она говорит: «Если когда-нибудь опять станет очень плохо, если вновь наступят Темные пека, то вот способ как все исправить». Но если уж возникает нужда в подобном вмешательстве, значит, все и впрямь из рук вон плохо. Свою наиглавнейшую задачу мудрые должны видеть в том, чтобы избавить человечество от непотребства самопожертвования и от напасти целомудрия, веру должно убить уверенностью, а целомудрие – экстазом.

В «Книге Закона» сказано: «Не жалей падших! Я их не знал. Я не для них. Я не утешаю: я ненавижу увещаемого, и утешителя».

Искупление – плохое слово: оно подразумевает некий долг. Каждая звезда богата безгранично, и единственный верный способ обращения с людьми невежественными – нести им знание об их звездном наследстве. А для этого необходимо держаться так, чтобы ладить с животными и детьми: относиться к ним с безусловным уважением и даже, в известном смысле, благоговением» (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Кроули делает упор на то, какое участие человечество принимает в этом божественном жертвоприношении, которое создает, сохраняет и разрушает вселенную, и смысл которого меняется с приходом каждого нового эона. Эон Исиды (эпоху архаических земледельческих культур и матриархата в известном понимании) Кроули соотносит со стихией Воды, и Повешенный тогда был ребенком в утробе матери. Эон Осириса, связанный со стихией Воздуха, дал идею самопожертвования, принцип умирающего бога. Наступающий эон Хора он ассоциирует со стихией Огня, которая враждебна стихии Воды, а потому идея самопожертвования ныне вредна по сути. В эоне Хора жертва и искупление связаны, по Кроули, с просвещением, которое несут «просветленные».

Глава 20

«СМЕРТЬ» (XIII)[52]

Смерть – популярный персонаж итальянских «триумфов», поэтому неудивительно, что эта фигура вошла и в «триумфы» Таро. Ее номер, 13, «несчастливое» число, также не случаен.

Классическая иконография. Человеческий скелет, пляшущий с косой в руке или собирающий урожай человечьих голов. В колоде Висконти-Сфорцы в руках у Смерти был лук.

«Самая страшная карта Таро», или Смерть как судьба

Карта «Смерть» нередко вытаскивается в голливудских фильмах, вызывая у гадалки ужас, страх, трепет и стремительное желание вышвырнуть клиентку за дверь, не востребовав денег, а самой быстренько собрать вещи и смыться из города. (К слову сказать, этим можно было бы заняться, если бы у нескольких десятков клиентов из одного города выпадали карты «Мир» и «Башня».) XIII аркан, однако, одна из самых миролюбивых и спокойных карт, хотя он достаточно фаталистичен и шансов на продолжение того, что было, не оставляет.

Вновь возвратимся к фильмам: нередко «Смерть» даже там обозначает серьезные перемены, вмешательство Судьбы в жизнь героя или героини, а не встречу с Хароном. (В случае особо искрометного чувства юмора у режиссера – может быть смерть самой гадалки.) Действительно, Судьба и Смерть часто оказываются взаимосвязанными категориями, срок жизни (и возможность наполнения этого отрезка судьбой, личной историей) зависит от времени ее конца. Особенно актуально это было для традиционного сообщества, жизнь членов которого была особенно тесно связана с происхождением, семьей и социальным слоем.

Отношение к смерти всегда, в любой человеческой культуре, было чем-то особенным. Относились к ней как чему-то непостижимому, внезапному, из мира Иного или же планомерному событию, к которому готовились еще при жизни, или же как к переходу к иной не слишком отличающейся от привычной жизни, разве что погрустнее или, наоборот, повеселее… в любом случае отношение к ней всегда оказывалось значимым для характеристики самой культуры. Смерть как прекращение человеческой жизни была формальным актом выхода существа из человеческого сообщества и вместе с тем человеческая личность должна была остаться в своей культуре. Отсюда память о предках, которые следят за потомками; памятники и статуи умершим героям; идеи о возвращении душ в новые тела. Нечто непоправимо терялось (жизнь и плоть), но нечто необходимо было оставить для продолжения.

Нечто похожее происходит и в XIII аркане. Что-то необратимо уйдет, будет потеряно или оставлено, но самое важное и существенное будет сохранено. Жизнь человека, по большому счету, и состоит из «маленьких смертей» отказа от себя прежнею для осознанного (или нет… но тогда личность начинает распадаться) выбора себя впредь и в будущем. Это и есть выбор пути, решение о том, каким быть.

В традиции Золотой Зари эта карта определялась как «Дитя великих преображающих сил» и была соотнесена с зодиакальным знаком Скорпиона, обителью Марса и знаком экзальтации Плутона. Еврейской буквой, сопутствующей этой карте, является нун, что означает «рыба», символ подводной жизни, невидимой снаружи и из земного существования. Это тоже своего рода знак перехода от небытия к осуществленному бытию или наоборот.

В колоде Уэйта и ее «клонах» на карте «Смерть» мы видим всадника на бледном коне под знаменем Мистической Розы, которая означает жизнь. На горизонте встает между двумя башнями солнце – как символ бессмертной жизни, но повержен наземь король под копытами всадника, стенает дева, удивленно таращит глазки ребенок, и лишь священник молитвенно и покорно принимает всадника. Эта карта, созданная с известным назидательным пафосом, говорит нам о необходимости принятия перемен ради развития духа.

В колоде Хайндля XIII аркан необычен и странен, что вполне соответствует общей мистической ее направленности. Здесь мы видим голову ворона – типы смерти, особенно значимой в скандинавской эпической культуре, и костлявую руку с косой, поднимающуюся откуда-то из камышей возле воды. Конечность скелета будто перечеркивает всю карту, делая взмах и жест окончательным и бесповоротным. На заднем плане мы видим водную гладь с лодочником – символом беспечности жития или самим Хароном, переводчиком теней в царство мертвых. Сверху же с дерева вот-вот упадет последний полупрозрачный лист… Одна из самых красивых и необычных карт этого образа.

Завершение некоего этапа

Чаше всего аркан «Смерть» означает завершение некоторого этапа. В прогностике эта карта более однозначна и фатальна, нежели при диагностическом и психологическом подходе. В обычных гаданиях «на то, что будет» эта карта говорит о том, что нечего надеяться; это своею рода «черная метка». Однако при личностно ориентированном подходе карта будет говорить о необходимости осознания завершения чего-то, осмыслении себя и своего места и пути в жизни, ясною, хотя, возможно, и не самого веселого в жизни выбора.

В некоторых учебниках по Таро встречается представление о том, что XIII аркан несет внезапные неприятные перемены, ведущие к духовной трансформации. Нам такой подход кажется смешанной путаницей представлений: внезапность происходящего идет от представлений о внезапности и почти всегда преждевременности кончины. В обществе, ориентированном на «делание жизни», смерть представляется внезапным ее прерыванием, а не частью судьбы. И, разумеется, не может случиться внезапной духовной трансформации переживания некоего события: трансформация, тем более, духовная, – завершающий этап эмоциональной и мыслительной внутренней работы (к слову сказать, трансформация не всегда бывает в лучшую сторону… но обычно об этом забивают).

Путаница в восприятии принципа карты «Смерть» случается при «слипании» его с идеями арканов XVI («Башня») и XXI («Мир»). В отличие от «Башни» «умирание» XIII аркана более естественно, это увядание и упадок без надежды и сопротивления, это «вдруг – пустота и хлам вокруг», это холодная мерзлая почва, которая не дает новых всходов, а все, что росло на ней раньше, но не было собрано и усвоено, постепенно гниет, сохнет и умирает. В отличие от «Мира» XIII карта Старших арканов сохраняет континуальность личной истории и самой личности, умереть может Персона, но Эго только кристаллизуется в само себя; в юнговском понимании при вступлении в карту «Мир» мы чувствуем больший контакт с Самостью, и шаткость положения будет ощущать именно Эго. Стоит также отличать проявление карты «Смерть» от карты «Суд» («Страшный суд» старых колод или «Эон» кроулианской традиции). XIII аркан это частное, личное дело каждого – в отличие от Суда, который может касаться сообщества, поколения, эпохи или включенности индивидуума в судьбу оных, а также собственной включенности в систему своих перерождений[53].

Карта «Смерть» наиболее ясно представлена в «Книге Гота», и общие принципы ее относятся к современному пониманию этого аркана и в других колодах, к системе Таро в целом. Смерть – эго гниение, тройственный процесс, окутывающий Орфическое яйцо (рождение чего-то новою и значимого) уютным теплом на последней стадии перед рождением. Скорпион, змей и орел – три символа этого процесса, три традиционных аспекта зодиакального знака Скорпиона. Скорпион, по легенде, совершает самоубийство, если попадает в безвыходное положение (предчувствует поражение). На этом уровне превращение происходит под влиянием окружающей среды. Змей ассоциируется с волнообразным движением, поэтому его превращение – это способность совершить переход тогда, когда это нужно. Орел же – символ высшей и духовной природы процесса вечного превращения.

В «Таро Элементов» карта «Смерть» представляет средний уровень процесса превращения. Фигура без лица, облаченная в плащ с капюшоном, держит в руках символ жизни – анкх и идет по белой пустыне с редкими пробивающимися из-под земли и совсем молодыми ростками. Пустоту ее сущности пронизывает змея, а из ее головы растут крылья. На горизонте же беснуется маленький человечек. Эта карта говорит о необходимости принятия смерти для продолжения жизни, именно о волнообразном ходе змеи, а также о знании полета духа – Орла.

Наши рекомендации