Немантическая практика таро: начальные упражнения
Карты Таро можно использовать не только для гадания, но и для осмысления реальности в символическом ключе. Это бывает необходимо и полезно для отстраненного взгляда на ситуацию и выхода в «метапозицию», для «магического видения» мира и понимания процессов и циклов происходящего, а также в учебных целях, для саморазвития и изучения системы Таро в целом или отдельной колоды. Здесь представлены основные упражнения, полезные для ознакомления с картами.
«Карта дня»
Традиционное и широко известное упражнение – «Карта дня». Как правило, в руководствах по Таро оно преподносится как прогностика на один день. На деле же чаше всего оно обеспечивает узнавание принципа карты (и колоды) в своем душевном состоянии в течение всего дня или же во внезапно произошедшем событии и в своей реакции на него. Эту практику часто рекомендуют для лучшего изучения колоды и ее особенностей, а также нюансов карты, отличных от ее значения в общей смысловой матрице Таро.
Как это делается. Ночью или утром после пробуждения перетасуйте избранную колоду, задав вопрос наподобие «Кто я сегодня?», «Что со мной будет сегодня?» или «Какой будет сегодня день?», и вытащите одну карту. Истолкуйте се предварительно, а вечером осмыслите результаты и постарайтесь обнаружить соответствия между значением карты и событиями или общим настроением дня.
«Карта рождения»
«Карта рождения» в Таро вычисляется нумерологическим способом. В нашей стране принят метод, называемый «пифагорейским»: складываются по одной все цифры, составляющие дату рождения (день, месяц и год). Например, для даты 7 февраля 1968 года сумма рассчитывается как 7+2+1+9+6+8=33. Поскольку получившееся число больше 22 (количества Старших арканов), то оно редуцируется как 3+3=6. Итоговый результат – VI аркан, «Влюбленные».
Некоторые американские исследователи (в частности, Мэри Грир) используют упрошенный метод, складывая число дня, число месяца и число года: 7+2+1968=1977, что редуцируется как 1+9+7+7=24 и еще раз – как 2+4=6. В этом случае числа совпали, но так происходит далеко не каждый раз. Например, 14 июня 1980 года по первому методу дает число 29, а по второму – 20. Первый вариант редуцируется либо до 11, либо, далее, до 2, а второй – только до 2. Таким образом, нередуцированные числа могут различаться, но редуцированное окажется одним и тем же.
На практике можно использовать как тот, так и другой вариант, а можно и учитывать оба. Полученная сумма может дать некий намек для индивидуального понимания себя и своего места в мире. Единственное важное здесь для меня правило – осознавать исключительную условность данного вывода. Об условности этого подхода говорит и то, что порядок Старших арканов неодинаков в разных традициях в Марсельском Таро, у Уэйта и у Кроули.
(Подобным же способом высчитывается «карта года», когда к дате рождения прибавляется текущий год, но особого смысла в такой практике – просчитав по этому методу около 30 с лишним лет – я не нашла.)
«Вхождение в карту»
Метод «вхождения в карту» заимствован из практики психодрамы (и монодрамы). Упражнение позволяет лучше понять или ощутить происходящее в карте, а также – и в особенности – увидеть свое личное и индивидуальное значение этой карты. В случае, если субъективное значение карты сильно отличается от общепринятой интерпретации, понадобится свидетель, который покажет различие между общим и индивидуальным толкованиями карты. Такое расхождение, как правило, свидетельствует об особой значимости или об искаженности и принципа данной карты в психическом пространстве практикующего.
С другой стороны, это же упражнение может оказаться спасительным при интерпретации конкретного расклада, когда именно «вхождение в карту» обеспечит ее «узнавание» – осознание кик общего се значения, так и всех связанных с ней внутренних «голосов».
Очень часто мы повторяем в своей внешней или внутренней жизни сценарии, заложенные с детства, и это упражнение помогает распознать «голоса из прошлого» или аспекты проблемы, прежде остававшиеся невидимыми. Данную практику в раскладах стоит применить с клиентом (или, исполняя роль Свидетеля), когда обычное значение карты явно отвергается или оказывается совершенно непонятным. Можно выполнять «вхождение в карту» и самостоятельно, столкнувшись с проблемой при интерпретации («зачем здесь эта карта и что она делает?»).
Очевидно, что этот метод лучше работает в сценичных колодах – с конкретными фигурами и, особенно, жанровыми сценами.
Как это делается. Выберите нужную карту и прикоснитесь пальцем к самой главной (по субъективным ощущениям) фигуре или предмету на карте. Лучше закрыть глаза и войти в роль этой фигуры, а затем произнести для себя (лучше вслух) те слова, которые творит фигура или объект (не обязательно одушевленное существо). Как правило, лучше, чтобы слова были обращены к другим персонажам карты или к «миру этой карты», а не к человеку, выполняющему «вхождение». Зачастую важно бывает выяснить, что происходит внутри карты. В дальнейшем так же «опрашиваются» другие персонажи и элементы карты, которые кажутся субъективно значимыми в данный момент времени. Если персонаж «отказывается отвечать», то можно спросить: «О чем ты молчишь?», «Что ты никогда не скажешь?» или «Ты молчишь, но что ты говоришь в сторону, так что тебя никто не слышит?». Рано или поздно все что-нибудь рассказывают.
В результате становится очевидным корень проблемы, суть внутреннего конфликта, – и решение по поводу его принимается уже осознанно. Важным и значимым обычно оказывается именно осознание полученной картины. Этого может быть достаточно… для того, чтобы индивидуальный миф пришел в движение. В более практичных ситуациях это помогает увидеть ситуацию со стороны и расставить свои приоритеты.
Второй способ «вхождения в карту», которому тарологи отдают предпочтение, связан с получением совета непосредственно для кверента. Карта в этом случае представляется собеседником (дружественным или противоборствующим), с которым вопрошающий может вступить в диалог, получить совет – или, наоборот, который его искушает. Поэтому в одних случаях достаточно просто выслушать доброе слово или напутствие, в других – выйти за рамки диалога и посмотреть на него со стороны. Для этого также понадобится ведущий или свидетель, хотя при достаточном опыте и развитой саморефлексии можно проделывать это и самостоятельно.
Глава 6