Фокусировка на вопросе и тасование колоды
Правильно поставленный вопрос – важная часть гадания. Запрос должен быть логически правильным и актуальным в настоящий момент, а также не сводиться к задаче простого подтверждения или опровержения известных обстоятельств. В случае нечеткого или неверного по форме вопроса гадатель либо самостоятельно переформулирует вопрос, либо обсуждает другую его формулировку – более приемлемую для работы – с кверентом. Так, вопрос «Когда закончатся неприятности, которые со мной происходят?» превращается в «Каких неприятностей я не могу избежать и почему?»; «Какие взаимоотношения будут у меня с этим милым молодым человеком?» – в «Каковы наши планы, чувства, намерения друг относительно друга на этом этапе отношений?» и т.д. Разумеется, для общих прогностических гаданий приемлемы и менее четкие вопросы, например: «Что произойдет со мной важного за такой-то период времени?»
Вначале точно и ясно сформулированный запрос создает некую среду, в которую попадает инструмент гадания во время перемешивания карт (тасования). Тасовать карты можно очень по-разному, принципиального значения это не имеет – важно лишь смешивать их достаточно эффективно (чтобы они действительно менялись местами относительно друг друга). Затем этот же точно и ясно сформулированный запрос превращается в намерение, за которым следует гадатель, извлекая карты из колоды.
Извлекать карты можно различными способами. Наиболее действенны привычные для гадателя, наработанные способы. Со временем они могут упрощаться, что не влияет на эффективность и результат. Я не вижу особого смысла в том, чтобы вытягивать карту именно левой рукой, а не правой; давать клиенту подержать колоду в руках, сдвинуть ее и т.п. Если я чувствую, что в определенной ситуации надо сделать именно так, а не иначе, я это просто делаю. Идейных принципов тут для меня нет.
Важно лишь одно: извлекая карту, нужно следовать за своим намерением (лучше – отстраненным и эмоционально не окрашенным) узнать ответ на вопрос. Точность избранной карты – как правило, результат тренировок «гадательной способности», особой «душевной мышцы», которая, несомненно, «накачивается» и развивается при в меру безупречном опыте. При неправильном использовании эту способность – как и любую мышцу – можно испортить и повредить. В данном случае наиболее опасны, стремление увидеть непременно нужный результат и сильная эмоциональная привязанность к результату гадания. И то и другое дестабилизирует процесс, а, следовательно, и навык гадания.
Иногда во время тасования из колоды выпадают случайные карты. Если их выпало достаточно много – больше трех-четырех, – то они вряд ли имеют особое значение. Одиночные же карты обычно учитывают – либо как ответ на вопрос напрямую, либо (как в этом случае поступаю и я) в качестве фоновой карты ситуации кверента.
Интерпретация карты
Существует несколько способов интерпретации карты. Наиболее фундаментальный подход состоит в сочетании видения структуры Таро в нумерологическом (а иногда и в каббалическом) разрезе с изображением на карте непосредственно используемой колоды. Можно ориентироваться только на структуру – так часто работают практики марсельской традиции. Оккультные колоды, особенно конца XIX – начала XX века, требуют подробной расшифровки каждого символа карты: здесь неким важным для толкования значением насыщены форма и цвет каждого элемента, позы изображенных фигур и т.д.
Начинающие гадатели чаще всего фокусируются на картинке и пытаются истолковать ее в меру своего разумения и ассоциаций. Этот способ вполне хорош для оракулов, но не всегда применим для Таро, хотя успешно работает в художественных и визионерских колодах, нагруженных в ходе практики собственными ассоциациями, ощущениями, эмоциями, проекциями гадателя, то есть используемых в качестве личного оракула. Такая колода становится своего рода «зеркалом» гадателя, отражающим его собственный внутренний мир.
В колодах, ориентированных на литературный источник («Таро Тысячи и одной ночи», «Таро Казановы», «Таро Джейн Остин», «Сказочное Таро»), приходится учитывать и текст, относящийся к изображенному эпизоду, что добавляет к каждой карте еще один смысловой слой. Такие колоды можно толковать и по структуре Таро (ответом будет общее значение карты), и по картинке (хотя в «литературных» Таро изображение имеет гораздо меньшее значение, чем в привычных и классических колодах), и, конечно же, по тексту-прототипу в целом (в «Сказочном Таро» каждой карте соответствует своя сказка) или отдельному его эпизоду.
Я обычно предлагаю использовать следующую систему. Вначале необходимо сконцентрироваться на общем значении карты в данной традиции. Затем – насытить эту общую тему (идею или принцип) смыслом используемой колоды. И, наконец, попытаться разглядеть в карте особенности и детали, которые могут служить буквальным отражением актуальной ситуации расклада. Таким образом, вначале мы прочитываем карту как символ во всей совокупности его значений, затем сосредоточиваемся на конкретном аспекте этого символа – в сопоставлении смысла карты в колоде с реальностью запроса, а затем интерпретируем карту как знак, относящийся к конкретным изображениям на карте и метафорам действительности. В ряде случаев достаточно лишь первого или сочетания первого и второго шагов, в некоторых – при невозможности дать определенный ответ по первым двум – приходится обратиться к третьему шагу считывания знака, ассоциации, образной метафоры.
Узор расклада
Опытный гадатель без труда различает своеобразный узор расклада. В раскладе имеют значение наличие и количество Старших арканов и Придворных карт. Если Старших арканов в раскладе много, это говорит об архетипической силе, действующей в ситуации, об одержимости некими силами бессознательного, о сильном влиянии стихийной воли и мощи на обстоятельства. О конкретных фактах, обстоятельствах и, тем более, действиях Старшие арканы не говорят (их наличие часто свидетельствует о силе ситуации, но не об активном развитии событий и сюжета).
Заметный процент Придворных карт в раскладе скажет нам о преобладании ролевых масок и образов в ситуации, об определенных сценариях и паттернах поведения. При этом стоит отмечать, насколько этот образ или сценарий спроецирован вовне, проявляется в ситуации или же воплощен в самом человеке, его мироощущении и способе действий. Придворные карты тоже говорят не столько о событиях и сюжете, сколько о принципах действия героев.
Числовые карты составляют чуть больше половины колоды, поэтому именно они преобладают в большинстве раскладов. Однако следует обращать внимание на повторение карт одного и того же номера (например, три Четверки, четыре Восьмерки), что интерпретируется как акцент на определенном этапе в цикле развития ситуации.
Кроме того, в постоянной работе на одного кверента, в присутствии постоянного свидетеля или в гаданиях для себя стоит учитывать, что одни и те же карты, выпадающие особенно часто, хотя и в разных раскладах, могут не только говорить о влиянии соответствующего им принципа на данный период жизни, но и обозначать некую общую, целостную окраску этого периода, разнообразно проявляющуюся в различных обстоятельствах. Особенно отчетливо это видно в ситуациях взаимоотношений, когда одна и та же карта может обозначать то мысли одного человека, то образ другого, то чувства первого и т.д. Также, особенно при работе с художественными колодами, стоит обращать внимание на повторяющиеся от карты к карте детали изображений: один и тот же персонаж появляется на разных картах колоды в различных ситуациях, и если такие повторы присутствуют в одном раскладе, то это показывает «путь развития» героя. Один из самых интересных моментов, обычно связанных опять же с художественными колодами, – это буквальные попадания некоторых деталей карты в ситуацию кверента. Так, карта 6 Чаш из «Сказочного Таро», связанная со сказкой «Ганс и Гретель» (про детей и ведьму из пряничного домика), оказалась сигнификатором ситуации для девушки, зависимой от наставлений матери… а мать работала на хлебозаводе.