Казахская культура в 15-18 веке

Институт биев в казахском обществе. Толе би, Казыбек би, Айтеке би и их роль в объединении каз. народа против джунгарского завоевания.

В казахском обществе XV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, зна­нием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать реше­ния суда биев. Ораторы - шешены и Бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия: Толе би, Айтеке би, Казыбек би. Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представите­лем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через пред­ставителей. В их роли выступали чаще всего красноречивые и знакомые с нормами обычного права одноаульцы.
Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - мсан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Интересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны.
Различалось два вида присяги - доказательная и очистительная. Доказательная присяга требова­лась от свидетеля истца. Очистительная присяга приносилась сторо­ной ответчика.

· Толе би (1663-1756) Алибек улы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при Аз-Тауке.

· Казыбек би Каздауысты (1666-1763) Келдибекулы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би участвовал в работе «Жеты Жаргы».

· Айтеке би Байбекулы (1689-1766) - долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество.

Толе би вместе с Казыбек би, батырами Богенбаем, Кабанбаем, Наурызбаем, Жанибеком, ханами и султанами вели огромную работу по созданию единого народного фронта борьбы против джунгарских завоевателей, находились в самом эпицентре освободительного движения казахского народа, внесли большой вклад в укрепление дружбы и солидарности между тюркскими народами—казахами, узбеками, киргизами и каракалпаками — в общей борьбе против джунгарских поработителей, были инициаторами установления добрососедских отношений с Российской империей.

Казыбек би Кельдибекулы (1667—1765). Выдающийся государственный деятель, один из главных советников хана Тауке, позже — хана Абылая, организатор всенародной освободительной борьбы против джунгарских захватчиков. С молодых лет Казыбек принимал активное участие в урегулировании казахско-джунгарских отношений, несколько раз посещал Джунгарию в составе и во главе казахского посольства, впервые — в 13-летнем возрасте.

Айтеке владел несколькими языками, был знатоком степного права. Благодаря незаурядному уму, красноречию и организаторскому таланту он быстро завоевал авторитет среди народа. К его справедливому слову прислушивались и стар и млад, и простолюдины, и ханы.

Как и его великие соратники Толе и Казыбек, он всегда находился в гуще событий, происходящих на казахской земле, прекрасно понимал, откуда исходит главная угроза для казахских земель, призывал народ к единству, предостерегал от опасности междоусобной борьбы среди ханов и султанов. Айтеке был одним из организаторов борьбы казахского народа против джунгар, принимал непосредственное участие во многих походах и сражениях, пламенными словами вдохновлял воинов на священную борьбу за независимость Родины.

Казахская культура в 15-18 веке.

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.

Наши рекомендации