Тема 6. Общая характеристика хозяйства (2 ч)
ГЕОГРАФИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цельучебного предмета «География» — формировать у учащихся географическую культуру и систему знаний о природных и социально-экономических процессах в мире, отдельных регионах, странах, Республике Беларусь; научить их применять географические знания в повседневной жизни; развивать компетенции учащихся: учебно-познавательную, приоритета географической информации, ценностно-смысловую, географических действий, пространственного ориентирования и коммуникативную.
Задачи обучения учебному предмету «География»:
— формирование у учащихся знаний о географической оболочке Земли, территориальной организации экономической жизни общества, взаимодействии между человеческим обществом и природной средой (учебно-познавательная компетенция);
— формирование умений характеризовать физико-географические особенности природы материков и океанов, выделять общие и отличительные территориальные особенности, экономико-географические показатели отдельных стран, особенности географического и геополитического положения территорий, стратегии устойчивого развития человечества и Республики Беларусь (компетенция приоритета географической информации);
— развитие способностей учащихся видеть и понимать географическую картину мира, осознавать свою роль и предназначение в мире, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения (ценностно-смысловая компетенция);
— формирование умений работать с картографическими источниками информации: овладение практическими приемами работы с картой, осмысление содержания карты, развитие пространственного представления; использование информации о географических процессах и явлениях (графической, статистической, справочной, краеведческой) и осуществление пространственно-территориальной привязки (компетенция пространственного ориентирования);
— развитие способностей учащихся к коммуникативной деятельности: умения географически аргументировать результаты наблюдений процессов, происходящих в природе и обществе, выражать их различными способами; умения использовать межличностные формы взаимодействия и общения в процессе обучения (коммуникативная компетенция).
В настоящее время приоритетными направлениями, имеющими принципиальное теоретическое и практическое значение, являются следующие: естественно-научное, аксиологическое, пространственно-ориентационное, прикладное.
Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу изучения учебного предмета «География», являются комплексный географический подход, системно-деятельностный, детерминистский, профессионально-компетентностный, культурологический, исследовательский и ценностный.
Базовый комплексный географический подход предполагает логическую взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, социальных структур, экономических и политических процессов.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость последовательного представления содержания учебного материала и учебных задач и предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель — учащийся, учащийся — учащийся, учащийся — группа).
Профессионально-компетентностный подход направлен на формирование у учащихся основных географических знаний и развитие умений и навыков, имеющих практическую и прикладную значимость в их жизни и будущей профессиональной деятельности.
Культурологический подход позволяет рассмотреть географическую среду через призму достижений общечеловеческой культуры и направлен на развитие духовности, морали и гуманистических качеств личности учащегося.
В основу детерминистского подхода положено однозначное соответствие причины и следствия природных явлений и процессов.
Исследовательский подходподразумевает поиск, исследование и творчество на учебных занятиях.
В основе ценностного подхода лежит ориентация на комплекс ценностей, которые представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Знание, Отечество, Земля, Мир.
Компетентностный подход интегрирует названные подходы и обеспечивает комплексное овладение учащимися предметными и метапредметными знаниями и умениями. Каждая из компетенций характеризуется своим учебным содержанием (теоретическим и практическим), а также основными видами деятельности:
учебно-познавательная компетенция предусматривает владение знаниями об объектах изучения физической и социально-экономической географии и соответствующими умениями, навыками и способами деятельности;
компетенция приоритета географической информации предполагает формирование умений характеризовать физико-географические особенности природы материков и океанов, выделять общие и отличительные территориальные особенности, экономико-географические показатели отдельных стран, особенности географического и геополитического положения территорий, стратегии устойчивого развития человечества и Республики Беларусь;
ценностно-смысловая компетенция предполагает развитие умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; способностей учащихся видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
компетенция географических действий обеспечивает формирование опыта деятельности по применению географических знаний и умений в жизненных ситуациях;
компетенция пространственного ориентирования обеспечивает формирование умений работать с картографическими источниками информации, использовать информацию о географических процессах и явлениях и осуществлять пространственно-территориальную привязку;
коммуникативная компетенция реализуется посредством развития способностей учащихся к коммуникативной деятельности: географически аргументировать результаты наблюдений процессов, происходящих в природе и обществе, выражать их различными способами; умения использовать межличностные формы взаимодействия и общения в процессе обучения.
Принципами отбора содержания обучения являются:
— принцип развития естественно-научного мышления;
— принцип целостного представления о мире;
— принцип связи теории с практикой и реализации через практическую деятельность;
— принцип минимизации теоретических сведений с учетом их значимости в повседневной жизни;
— принцип взаимосвязи чувственного и логического, рационального и иррационального в процессе познания мира.
Содержание учебного материала для обобщающего повторения планирует учитель на основе учета усвоенных в течение года знаний, умений и навыков и систематизированного теоретического и практического материала, изложенного в рубрике «Основные требования к результатам учебной деятельности».
Практические работы без звездочки являются обучающими. Итоговые практические работы отмечены звездочкой и могут быть выполнены в рамках тематического контроля.
X КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
Введение (1 ч)
Место географии Беларуси в развитии географических знаний о Земле. Центральное положение Беларуси в Европе.
Тема 1. Географическое положение
и исследования Беларуси (5 ч)
Физико- и экономико-географическое положение Республики Беларусь. Государственные границы.
Формирование территории Беларуси. Современное административно-территориальное деление.
Географические исследования на дореволюционном этапе (до 1918 г.). Картографическое отражение территории. Экспедиционное изучение Беларуси. Описание отдельных регионов в трудах А. Киркора.
Развитие географических исследований на довоенном этапе (1919—1941 гг.). Труды А. Смолича и их значение для развития географии.
Географические названия Беларуси. Группировка названий рек и озер, населенных пунктов и других географических объектов.
Практическая работа
1. Оценка географического положения Республики Беларусь.
Основные понятия: физико-географическое, глубина территории, географический центр.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: особенности географического положения Беларуси; площадь, протяженность территории Беларуси с севера на юг и с запада на восток; основные этапы развития географии в Беларуси, важнейшие направления географических исследований на современном этапе, имена ученых — исследователей страны;
уметь:
показывать страны, с которыми граничит Беларусь; области и административные районы Беларуси; районы экспедиционных исследований;
характеризовать особенности государственных границ с соседними странами; вклад в географические исследования ученых Беларуси;
владеть умением:
объяснять и оценивать значение и возможности использования географического положения Беларуси для социально-экономического развития страны.
Тема 2. Природные условия и ресурсы
Беларуси (17 ч)
Геологическое строение.Расположение территории Беларуси на Восточно-Европейской платформе. Крупнейшие тектонические структуры.
Формирование территории. Материковые оледенения и межледниковья. Основные генетические типы отложений. Моренные и водно-ледниковые отложения, современные аллювиальные и болотные отложения. Озерно-ледниковые, озерно-аллювиальные отложения.
Полезные ископаемые.Минеральные ресурсы. Горючие полезные ископаемые. Металлические полезные ископаемые. Горно-химическое сырье и сырье для строительных материалов. Жидкие полезные ископаемые. Подземные воды.
Рельеф.Факторы формирования рельефа. Типы рельефа. Основные возвышенности, равнины и низины, их размещение, характеристика. Влияние деятельности человека на изменение рельефа.
Климат и климатические ресурсы.Общие черты климата Беларуси. Солнечная радиация. Воздушные массы и атмосферная циркуляция. Тепловой режим. Влажность воздуха, облачность и осадки.
Сезоны года и их особенности. Климатические ресурсы. Современные изменения климата.
Поверхностные и подземные воды.Речная сеть. Бассейны главных рек. Типы питания рек. Гидрологическая характеристика крупнейших рек, их хозяйственное значение. Каналы.
Озера и водохранилища, их размещение. Типы озерных котловин по происхождению. Болота и их типы.
Почвы.Факторы и процессы почвообразования. Типы почв, их распространение. Антропогенные почвы. Земельные ресурсы, их структура и использование. Мелиорация почв.
Растительность.Современный состав флоры. Основные типы растительности. Зональная и азональная растительность. Лесная растительность. Типы леса. Лесистость территории и ее изменение.
Луговая растительность. Пойменные луга, их размещение и хозяйственное значение. Болотная растительность. Хозяйственное использование и охрана растительного мира.
Животный мир. Основные фаунистические комплексы. Животный мир лесов, полей и лугов, болот, водоемов и их побережий, поселений человека. Хозяйственное использование животного мира.
Обобщающее повторение (1 ч)
Практические работы
2. Установление взаимосвязи между геологическим строением, полезными ископаемыми и рельефом.
3. Построение гипсометрического профиля.
4*. Построение климатических диаграмм, графиков, розы ветров для ближайшей к вашему населенному пункту метеорологической станции и их анализ.
Основные понятия: антеклиза, синеклиза, прогиб, впадина, геохронологическая шкала, межледниковье, генетический тип рельефа, морена, прямая, рассеянная и суммарная солнечная радиация, агроклиматические ресурсы, густота речной сети, пруд, материнская порода, процесс эрозии, сельскохозяйственное угодье, тип растительности, интродуцированное растение, лесистость, пойменный и внепойменный луг, суходольный луг, верховое, низинное и переходное болото.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: особенности тектонического и геологического строения Беларуси; генетические типы четвертичных отложений и рельефа; общие черты климата; типы питания рек; типы озерных котловин и озер; основные факторы и процессы почвообразования, типы почв; основные типы растительности и особенности их размещения на территории Беларуси;
уметь:
показывать:
• тектонические структуры: Русская плита, Волыно-Азовская плита, Украинский щит, Белорусская антеклиза, Воронежская антеклиза, Оршанская впадина, Припятский прогиб, Латвийская седловина, Жлобинская седловина, Брагинско-Лоевская седловина, Полесская седловина, Микашевичско-Житковичский выступ;
• месторождения полезных ископаемых: нефти — Речицкое; бурого угля — Житковичское; железных руд — Околовское; калийных солей — Старобинское, Петриковское; каменной соли — Мозырское, Давыдовское, Старобинское; доломитов — Руба; мела и мергеля — Коммунарское; глин — Гайдуковка; строительного камня — Микашевичское;
• элементы рельефа: Белорусская, Браславские, Свенцянские; Оршанская, Ошмянская, Минская, Новогрудская возвышенности; Оршанско-Могилевская, Центральноберезинская, Нарочано-Вилейская равнины; Неманская, Полесская низменности;
• реки: Днепр, Березина, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять, Сож, Вилия, Птичь, Щара, Ясельда, Свислочь;
• озера: Нарочь, Освейское, Червоное, Лукомское, Долгое;
• водохранилища: Вилейское, Заславское, Любанское;
• каналы: Днепро-Бугский, Огинский, Августовский;
• Вилейско-Минскую водную систему;
характеризовать особенности формирования кристаллического фундамента и платформенного чехла; генетические типы рельефа; распределение климатических показателей и особенности сезонов года; особенности распределения и использования поверхностных и подземных вод; свойства основных типов почв, структуру земельных ресурсов; современный состав флоры и фауны, размещение и хозяйственное значение основных типов растительности;
владеть умением:
объяснять зависимость формирования платформенного чехла от тектонического строения; связь полезных ископаемых с геологическим и тектоническим строением; изменение основных климатических элементов в зависимости от географических факторов; зависимость гидрологических показателей от климата и рельефа;
определять обеспеченность территории природными ресурсами: минеральными, агроклиматическими, водными, земельными, биологическими;
рассчитывать коэффициент увлажнения, годовую амплитуду температур, уклон реки, относительные высоты;
строить графики хода основных климатических показателей.
Тема 3. Географические ландшафты.
Экологические проблемы (5 ч)
Географические ландшафты.Распространение основных природных ландшафтов. Основные роды ландшафтов Беларуси. Антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, горнопромышленные, рекреационные.
Освоение территориии его виды: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, рекреационное. Природно-ресурсный потенциал.
Охрана природы.Основные природоохранные территории. Заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы республиканского и местного значения.
Рекреационные ресурсыи их оценка. Зоны отдыха и курорты. Туристские комплексы и маршруты.
Антропогенное воздействие на окружающую среду.Загрязнение территории радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Проблемы Полесья, Солигорского горнопромышленного района. Локальные проблемы загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа
5*. Сравнительная характеристика особо охраняемых природных территорий Беларуси (на примере 2—3).
Основные понятия: памятник природы, зона отдыха, туристский комплекс, тип, подтип, род ландшафта, антропогенный ландшафт, экономически активная территория.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: типы природоохранных территорий и объектов; основные геоэкологические проблемы; типы и роды ландшафтов, виды освоения территории; рекреационные объекты территории;
уметь:
показывать:
• заповедники: Березинский биосферный, Полесский радиационно-экологический;
• национальные парки: Беловежская пуща, Браславские озера, Нарочанский, Припятский;
• заказники: Освейский, Ельня, Козьянский, Налибокский, Выгонощанское, Свитязянский;
характеризовать основные экологические проблемы; особо охраняемые природные территории;
владеть умением:
объяснять суть геоэкологических проблем и перспективы расширения сети природоохранных объектов; взаимосвязи природных компонентов.
Обобщающее повторение (1 ч)
Тема 4. Природное районирование
Беларуси (4 ч)
Сущность природного районирования и его виды: геоморфологическое, агроклиматическое, гидрологическое, геоботаническое, почвенно-географическое. Физико-географическое районирование Беларуси.
Белорусская Поозерская провинция.Географическое положение и особенности природы. Влияние последнего ледника на формирование природных комплексов провинции. Озерность территории.
Западно-Белорусская провинция. Восточно-Белорусская провинция.Географическое положение и особенности природы. Особенности климата, почв и растительности.
Предполесская провинция. Полесская провинция.Географическое положение и особенности природы. Характер поверхности. Экологические проблемы.
Практическая работа
6*. Физико-географическая характеристика природы своей местности.
Основные понятия: природное районирование, физико-географическое районирование, провинция, округ, физико-географический район.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: виды природного районирования и основные единицы физико-географического районирования;
уметь:
показывать провинции: Белорусская Поозерская, Западно-Белорусская, Восточно-Белорусская, Предполесская, Полесская;
характеризовать особенности природы физико-географических провинций и округов по плану, пользуясь картографическим материалом, текстом учебного пособия и дополнительным материалом;
владеть умением:
объяснять сущность природного районирования;
определять критерии, положенные в основу выделения физико-географических единиц разного ранга.
Тема 5. Население (5 ч)
Динамика численности населения и его возрастно-половая структура.
Естественное движение населения. Особенности этнического и религиозного состава населения.
Трудовые ресурсы. Занятость населения. Проблемы занятости трудовых ресурсов.
Размещение населения по территории страны. Плотность населения. Типы поселений: городские и сельские. Географические особенности городского расселения страны. Функциональные типы городских поселений. Города-спутники.
Сельское расселение. Современные категории сельских поселений и их трансформация. Влияние аварии на Чернобыльской АЭС на расселение населения.
Практическая работа
7. Построение диаграммы (пирамиды) возрастно-половой структуры населения Беларуси и ее анализ.
Основные понятия: город-спутник, агрогородок.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: основные элементы материальной и духовной культуры;
уметь:
показывать Брест, Барановичи, Пинск, Кобрин, Витебск, Новополоцк, Полоцк, Оршу, Гомель, Мозырь, Жлобин, Речицу, Светлогорск, Гродно, Лиду, Слоним, Могилев, Бобруйск, Минск, Борисов, Солигорск, Жодино, Молодечно, Слуцк;
характеризовать особенности размещения населения, естественного и механического движения, возрастно-половую структуру, типы расселения;
владеть умением:
рассчитывать по статистическим данным среднюю плотность населения;
определять проблемы малых и средних городов, перспективы развития крупных городов;
прогнозировать основные направления демографического развития страны.
Практические работы
8. Построение картосхемы «Факторы размещения и география промышленного производства» и ее анализ (на выбор по одному из видов экономической деятельности).
9. Нанесение на контурную карту районов выращивания льна и сахарной свеклы и анализ размещения производства льноволокна и сахара.
Основные понятия: горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, топливно-энергетический баланс, малотоннажная химия, структура земельных угодий.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: факторы размещения видов экономической деятельности сферы производства;
уметь:
показывать на карте крупнейшие промышленные центры;
характеризовать размещение производства на территории страны;
владеть умением:
объяснять причины возникновения проблем развития и размещения предприятий сферы производства;
прогнозировать изменения в размещении предприятий сферы производства.
Обобщающее повторение (1 ч)
Практическая работа
10. Нанесение на контурную карту: а) свободных экономических зон; б) трансъевропейских транспортных коммуникаций (железные дороги, шоссе, нефте- и газопроводы, линии электро-передачи).
Основные понятия: единое экономическое пространство (ЕЭП), инвестиция, международное разделение труда, свободная экономическая зона, совместное предприятие.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: важнейшие международные организации, в работе которых участвует Беларусь;
уметь:
показывать свободные экономические зоны Беларуси: «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродно-Инвест», «Брест»; страны СНГ;
характеризовать возможные перспективы белорусско-российских хозяйственных программ;
владеть умением:
определять главные направления внешней торговли.
Практическая работа
11*. Характеристика своего административного района (населенного пункта) (выполняется на уроке изучения своей области).
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать: отличительные особенности каждой области;
уметь:
показывать главные географические объекты области;
характеризовать области по основной схеме, свой район (город) в соответствии с планом;
владеть умением:
определять специализацию хозяйства;
описывать отличительные и уникальные объекты.
Обобщающее повторение (1 ч)
Резервное время (2 ч)
XI класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(1 ч в неделю, всего 35 ч)
Введение (1 ч)
Мировое хозяйство как основа развития человеческой цивилизации. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практическая работа
1. Сравнительная характеристика крупнейших ТНК мира (на примере двух компаний по выбору).
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать:
• основные этапы развития географии мирового хозяйства;
• предпосылки процесса интернационализации, факторы транснационализации, ведущие ТНК мира;
• стадии международной экономической интеграции;
• сходства и различия понятий «научно-техническая революция» и «научно-технический прогресс», основные направления развития научно-технической революции;
• формы международных экономических отношений, особенности отраслевой структуры мирового экспорта и импорта, признаки глобализации;
• основные понятия: отраслевая структура мирового хозяйства, международное географическое разделение труда, специализация, кооперирование, интернационализация, транснационализация, транснациональная компания (ТНК), международная экономическая интеграция, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, мировая торговля, глобализация мирового хозяйства, глобальный город;
уметь:
• характеризовать структуру мирового хозяйства, ТНК;
• показывать на карте: страны НАФТА, МЕРКОСУР; государства — лидеры по объемам: экспорта товаров и доле в мировом экспорте товаров (Китай, США, Германия); импорта товаров и доле в мировом импорте товаров (США, Китай, Япония); экспорта услуг и доле в мировом экспорте услуг (США, Великобритания, Германия); импорта услуг и доле в мировом импорте услуг (США, Германия, Великобритания); глобальные города (Нью-Йорк, Лондон, Париж);
• давать сравнительную характеристику ТНК мира.
Тема 2. География секторов
мирового хозяйства (8 ч)
География сельского хозяйства мира. Общая характеристика мирового сельского хозяйства. Роль природных и социально-экономических условий в размещении сельскохозяйственного производства. География растениеводства. География животноводства. Географические типы сельского хозяйства.
География промышленности мира. Закономерности размещения промышленности. Роль современной промышленности мира.
География энергетики мира. Динамика структуры топливно-энергетического баланса мира. География нефтяной, газовой, угольной промышленности. География электроэнергетики и альтернативной энергетики.
География металлургии мира. Отраслевая структура черной металлургии. Факторы размещения и география сырьевой базы. География производства чугуна и стали. Цветная металлургия мира и ее роль в мировом хозяйстве. Отраслевая структура цветной металлургии. География важнейших отраслей цветной металлургии: алюминиевой, медной, цинковой. Крупнейшие ТНК металлургии.
География машиностроения мира. Факторы размещения отраслей машиностроения. Структурные и территориальные сдвиги в машиностроении. География основных отраслей машиностроения: транспортное машиностроение (морское судостроение, автомобилестроение, авиаракетно-космическая промышленность), электронная и электротехническая промышленность, станкостроение. Крупнейшие ТНК автомобилестроения.
География химической промышленности мира. Факторы размещения и география сырьевой базы химических производств. География производства: основной химии, минеральных удобрений, продуктов неорганической химии и органического синтеза. География фармацевтической промышленности. Крупнейшие ТНК отрасли.
Легкая и пищевая промышленность мира. Отраслевая структура легкой и пищевой промышленности. География текстильной и швейной промышленности. География пищевой промышленности.
География сферы услуг. Структура и место сферы услуг в мировом хозяйстве. География транспорта. Транспортная система мира. География мирового туризма.
Практическая работа
2*. Сравнительная характеристика географии альтернативной энергетики мира.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать:
• структуру и основные географические особенности сельского хозяйства мира;
• динамику топливно-энергетического баланса мира, особенности географии нефтяной, газовой и угольной промышленности, электроэнергетики, альтернативной энергетики мира;
• сырьевую базу и отраслевую структуру черной и цветной металлургии, географические особенности металлургии, крупнейшие ТНК металлургии;
• географические особенности машиностроения, крупнейшие ТНК автомобилестроения;
• факторы размещения химических производств;
• географию сырьевой базы химической промышленности; регионы химической промышленности мира;
• факторы и географические особенности размещения легкой промышленности, факторы и географические особенности размещения пищевой промышленности;
• место сферы услуг в мировом хозяйстве;
• географические особенности транспортного комплекса мира; особенности географии видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного); особенности транспортной сети мира, географию международного туризма;
• основные понятия: альтернативная энергетика; транспортная система мира;
уметь:
• характеризовать современную промышленность мира; географию нефтяной, газовой и угольной промышленности мира; электроэнергетики мира; альтернативной энергетики мира; черной металлургии мира, цветной металлургии мира; машиностроения мира; химической промышленности мира; легкой промышленности мира; пищевой промышленности мира; видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного); международного туризма;
• показывать на карте:
– три ведущие страны: по доле сельскохозяйственной продукции в мировом валовом продукте (Китай, Индия, США); объемам валового сбора пшеницы (Китай, Индия, США); объемам валового сбора кукурузы (США, Китай, Бразилия); объемам валового сбора риса (Китай, Индия, Индонезия); поголовью крупного рогатого скота (Бразилия, Индия, Китай); поголовью свиней (Китай, США, Бразилия); поголовью овец (Китай, Австралия, Индия);
– три ведущие: нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Россия, США); газодобывающие страны (США, Россия, Катар); угледобывающие страны (Китай, США, Индия); три крупнейшие: ГЭС мира (Санься, Итайпу, Силоду); АЭС мира (Касивадзаки-Карива, Брюс, Запорожская);
– три главные страны-производителя: электроэнергии (США, Китай, Индия); солнечной электроэнергии (Германия, Испания, Япония); ветровой электроэнергии (США, Германия, Испания); геотермальной электроэнергии (США, Филиппины, Индонезия); три ведущие страны по объемам производства: чугуна (Китай, Япония, Индия); стали (Китай, Япония, США); бокситов (Австралия, Китай, Бразилия); первичного алюминия (Китай, Россия, Канада); рафинированной меди (Китай, Чили, Япония); рафинированного цинка (Китай, Канада, Республика Корея); рафинированного свинца (Китай, ФРГ, США);
– три ведущие страны-производителя: морских судов (Республика Корея, Япония, Китай); легковых автомобилей (Китай, США, Япония); станков (Китай, Япония, Германия); калийных удобрений (Канада, Россия, Беларусь); азотных удобрений (Китай, Индия, США); фосфорных удобрений (Китай, США, Индия); химических волокон (Китай, Индия, Тайвань); фармацевтической продукции (США, ФРГ, Япония); швейной продукции (Китай, США, Республика Корея); три ведущих морских порта мира (Шанхай, Сингапур, Пусан); три ведущие страны по количеству туристских прибытий (Франция, США, Испания); владеть навыками сравнительной характеристики географии альтернативной энергетики мира.
Обобщающее повторение (1 ч)
Практические работы
3. Оценка климатических условий своей местности, их влияние на человека и его хозяйственную деятельность.
4. Характеристика геоэкологического состояния природы своей местности и меры по ее охране.
Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащимся необходимо:
знать:
• геоэкологические особенности литосферы и ее основные функции; большой (геологический) круговорот веществ; основные геоэкологические последствия влияния человека на литосферу;
• геоэкологические особенности атмосферы; роль климатических и погодных условий в жизни человека и его хозяйственной деятельности; антропогенное загрязнение атмосферы; современные тенденции и геоэкологические последствия изменения климата;
• геоэкологические особенности гидросферы; современное геоэкологическое состояние элементов гидросферы; влияние различных видов хозяйственной деятельности на водные ресурсы; антропогенное загрязнение гидросферы; основные направления повышения эффективности использования и охраны водных ресурсов суши и Мирового
океана;
• геоэкологические особенности биосферы; значение биосферы для человека и его хозяйственной деятельности; геоэкологические последствия антропогенного воздействия на биосферу; особенности процессов опустынивания, обезлесения; основные направления рационального использования земельных ресурсов, охраны естественных ландшафтов и биологического разнообразия Земли;
• основные понятия: глобальные проблемы человечества, геоэкологические последствия, большой (геологический) круговорот веществ; биота, климатические ресурсы, парниковый эффект, изменение климата, водное хозяйство, водообеспеченность, природное разнообразие, рекультивация;
уметь:
• определять значение элементов литосферы для различных видов хозяйственной деятельности;
• анализировать последствия антропогенного воздействия на литосферу;
• определять значение климатических и погодных условий для различных видов хозяйственной деятельности;
• анализировать причины и последствия антропогенного воздействия на состояние атмосферы и климат;
• определять значение элементов гидросферы для различных видов хозяйственной деятельности;
• анализировать причины и последствия антропогенного воздействия на гидросферу;
• анализировать причины и последствия антропогенного воздействия на состояние природной среды;
• определять состояние природной среды своей местности и предлагать возможные пути ее улучшения;
владеть:
• навыками определения взаимосвязи изучаемых явлений на различном территориальном уровне;
• основами анализа и обобщения информации из различных источников: о климатических условиях своей местности, их влиянии на человека и его хозяйственную деятельность, геоэкологическом состоянии природной среды на различном территориальном уровне и мерах по ее охране.
Тема 4. Социально-экономические глобальные
проблемы (6 ч)
Демографическая проблема. Взаимосвязь роста населения и социально-экономического развития. Демографический взрыв и депопуляция. Демографическая политика и ее особенности в различных регионах и странах мира.
Продовольственная проблема. Факторы и причины обострения продовольственной проблемы в мире. Продовольственное обеспечение населения стран мира. Пути решения продовольственной проблемы.
Минерально-ресурсная проблема. Ресурсообеспеченность стран и регионов мира основными видами минеральных ресурсов. Группы стран по степени обеспеченности запасами полезных ископаемых.
Энергетическая проблема. Динамика производства и потребление топливно-энергетических ресурсов в мире. Энергетическая безопасность. Проблемы использования альтернативных и возобновляемых источников энергии.
Политическая география и геополитика. Динамика государственного, территориального устройства регионов и политической карты мира.
Современные геополитические проблемы и региональные конфликты.
Практ