БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Рецензент: Горбунова А.Л, методист
БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Аннотация
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «География». Данные методические указания разработаны для обучающихся 1 курса по специальности:
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
19.02.07 Технология молока и молочных продуктов
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Рекомендации содержат указания к выполнению самостоятельных работ.
Методические рекомендации содержат примерную программу учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «Федеральный институт развития образования» , а также задания, к которым, в целях качественного выполнения самостоятельных работ, приводятся шаблоны выполнения и разъяснения.Данные рекомендации являются не только компонентом учебно-методического комплекса, но и оказывают методическую помощь педагогам в организации самостоятельной работы обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………….……………….……5 1. Требования к знаниям, умениям и навыкампри изучении учебной дисциплины «География»……………………………………..………...……………………..8 2. Требования к организации самостоятельной работы обучающихся ….…. 10 3. Задания для самостоятельной работы обучающихся ………………….….. 12 4. Критерии оценивания заданий самостоятельной работы обучающихся …32 Список рекомендуемой литературы ……………………………….…………..33Пояснительная записка
Процесс модернизации современного образования воплощает тенденцию к самообразованию молодого поколения. Созданные федеральные стандарты по разным дисциплинам позволили педагогам организовать процесс самостоятельного поиска и освоения предметных курсов студентами, тем самым, повышая качество получения знаний.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа – население – хозяйство»,
При отборе содержания учебной дисциплины «География» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Курс учебной дисциплины «География» рассчитан: рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
Самостоятельная работа занимает практически четвёртую часть учебной деятельности обучающихся.
Данные методические рекомендации отражают цель – оказание методической помощи студентам и преподавателям в организации самостоятельной деятельности в рамках курса учебной дисциплины «География». Для реализации цели были поставлены задачи:
– раскрыть сущность и особенность курса учебной дисциплины «География»;
– включить в методическую работу задания, позволяющие организовать процесс самостоятельной работы обучающихся;
– дать поэтапный инструктаж выполнения заданий.
Таблица 1- Планирование внеаудиторной самостоятельной работы
№ | Тема занятия | Коли чество часов | Тема самостоятельной работы | Количество часов |
Тема 1.1. Источники географической информации | ||||
Содержание | ||||
Введение. | Подготовить сообщение на тему «Использование геоинформационных систем» | |||
Практическое занятие | ||||
Нанесение основных географических объектов на контурную карту. | Составить кластер «географические карты различной тематики » | |||
Тема 1.2 Политическое устройство мира | ||||
Содержание | ||||
Политическая карта мира. | Подготовить сообщение на тему «Новейшие изменения политической карты мира» | |||
Практическое занятие 1 | ||||
ПЗ 1 Ознакомление с политической картой мира. | Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения | |||
Тема 1. 3 География мировых природных ресурсов | ||||
Содержание | ||||
Взаимодействие человеческого общества и природной среды | Заполнить таблицу «Наиболее типичные экологические проблемы, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения» | |||
Практическое занятие 2 | ||||
ПЗ 2Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | Подготовить сообщение на тему: «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира» | |||
Тема 1.4 География населения мира | ||||
Содержание | ||||
Численность населения мира и его динамика. | Подготовить сообщение на тему «Особенности современного воспроизводства мирового населения» | |||
Тема 1.5 Мировое хозяйство | ||||
Содержание | ||||
Современные особенности развития мирового хозяйства | 1. Подготовить сообщение на тему «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки» | |||
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Написание реферата на тему ««Мировые» города и их роль в современном развитии мира» | |||
Тема 2.1 Регионы мира | ||||
Содержание | ||||
География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Подготовить сообщение на тему: «комплексная экономико-географической характеристики стран и регионов мира» | |||
География населения и хозяйства Африки | Подготовить сообщение на тему: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. | |||
География населения и хозяйства Латинской Америки | Подготовить презентацию на тему: «Запад и Восток Германии сегодня» | |||
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Подготовить реферат на тему: «Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии» | |||
Практическое занятие 4 | ||||
ПЗ № 4. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства | Подготовить сообщение на тему: « Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки» | |||
Тема 2.2 Россия в современном мире | ||||
Содержание | ||||
Россия на политической карте мира | Подготовить сообщение на тему: «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда» | |||
Тема 3.1 Глобальные проблемы человечества | ||||
Содержание | ||||
Глобальные проблемы человечества | Подготовить сообщение по теме: «Глобальная проблема изменения климата» | |||
Практическое занятие 5 | ||||
ПЗ 5. Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а так же географических аспектов других глобальных проблем человечества с использованием географических карт | Подготовить презентацию по теме: «Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества» | |||
Дифференцированный зачет |
2. Требования к знаниям, умениям и навыка при изучении учебной дисциплины «География»
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
−умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
−владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
3. Требования к организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная деятельность учащихся – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработку (анализ и синтез), решение лингвистических задач.
Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:
1. Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.
2. Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью программы Microsoft Power Point.
3. Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.
4. Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.
5. Обучающиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.
6. Обучающиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.
7. Обучающиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады, рецензии и т.п.), либо в специальных тетрадях для самостоятельных работ (задания, как правило, содержат указание, где следует выполнить решение упражнений: на отдельных листах или в тетради для самостоятельных работ).
8. Учащиеся оформляют и ведут тетради для самостоятельных работ согласно следующим требованиям:
· тетрадь для самостоятельных работ должна состоять из 32 листов в клетку
· титульный лист оформляется согласно форме, данной в Приложении 1
· последующие задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия;
· тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.
· обязательным требованием ведения тетради для самостоятельных работ является соблюдение норм оформления учебных задач:
ü запрещено выходить за поля,
ü запрещается писать красной, чёрной и зелёной пастами, пользоваться разрешается всеми оттенками синего (но не голубого),
ü оформлять решение задачи необходимо аккуратно, используя, если необходимо провести чертёжные действия, линейку и грифельный карандаш,
ü в тетради для самостоятельных работ не должны быть записи, не касающиеся учебной дисциплины «Экология», также не должны быть записи, не относящиеся к самостоятельной работе студентов.
· Все задания самостоятельной работы оформляются в предметное накопительное портфолио, которое необходимо вовремя предоставить до сдачи экзамена (пример оформления титульного листа представлен в Приложении 1)
Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу студентам и педагогам. Пользоваться данными указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к выполнению
заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.
4. Задания для самостоятельной работы обучающихся
Раздел 1.
Общая характеристика мира
Тема 1.1.