Ознакомление с политической картой мира.

Цель работы: формирование умений по систематизации информации для составления

тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

Оборудование: 1) атлас географический; 2) учебник; 4) контурная карта.

Содержание и метод выполнения работы

1. Используя политическую карту атласа, текст и приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:

1) Обозначить на контурной карте страны «большой шестерки» (по площади);

2) Отметить основные отличительные черты стран, заполнив в тетради таблицы (в таблице указать условные обозначения) и примеры стран (2-3):

Таблица1

По географическому положению
Островные страны Страны-архипелаги Полуостровные страны Страны-континенты
       

Таблица 2

По выходу к морю
Есть выход Нет выхода
   

Таблица 3

По форме правления
республика монархия
? ? ? ?
       

- Какую еще форму правления можно назвать? Приведите пример.

Таблица 4

По форме территориального устройства
федеративное унитарное
Отметьте, что характерно для федеративного государства Отметьте, что характерно для унитарного государства
   

3) На контурной карте отметьте те страны, которые Вы внесли в свои таблицы (согласно своих условных обозначений)

Контрольные вопросы

1. Что называют государством? Суверенным государством?

2. Назовите причины изменений на политической карте мира. Какими могут быть эти изменения

Методические указания к выполнению практической работы № 2

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными идами природных ресурсов

Цель работы:формирование умений определять, оценивать и сравнивать ресурсообеспеченность различных стран (регионов) мира с помощью карт и статистических показателей.

Оборудование: 1) атлас географический; 2) учебник; 4) контурная карта; 5) статистический материал

Содержание и метод выполнения работы

Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания (работу можно выполнить любым из двух предложенных вариантов). Оформите вывод в тетради.

Вариант 1:

1.Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

б) водными;

в) земельными;

г) лесными.

2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.

3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:

а) назовите более обеспеченные страны;

б) назовите менее обеспеченные страны.

4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.

5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Вариант 2:

1. Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

2. Занесите результаты в таблицу.

3. Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран

4. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Страна Виды ресурсов
Минеральные Земельные Водные Лесные
Россия        
Япония        
США        

Примечание: «+» - полная обеспеченность; «+-« - частичная обеспеченность; «-« - острая нехватка ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Перечислите виды природных ресурсов.

2. Что значит ресурсообеспеченность?

3. Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана?

Методические указания к выполнению практической работы № 3

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира

Цель работы: формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран мира, используя различные источники информации.

Оборудование: 1) атлас географический; 2) статистические показатели; 3) учебник.

Содержание и метод выполнения работы

1. Используя возростно-половые пирамиды, установите отличие в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

2. Сравните доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Отметьте причины отличия и занятости населения.

3. Используя статистические показатели экономически активного населения по отдельным группам стран, постройте диаграмму, показывающую эти отличия.

4. Определите обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделайте вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дайте прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет

5. Заполните таблицу 1.

6. Оформите вывод по каждому пункту работы.

Таблица 1

Страны Численность населения Естественный прирост Возрастной состав Половой состав Занятость населения
В промышленнсти В сельском хозяйстве В сфере услуг
из 1 типа              
из 2 типа              

Статистические материалы для практической работы

Страна Численность населения Естественный прирост (кол-во чел. на 1000 жителей) Возрастной состав Доля городского населения Занятость
В промыш- ленности В сельском хозяйстве В сфере услуг
Бразилия 192,5 млн. 11,43 0-14 – 26,3% 15-64 – 57% 65 и старше - 6,7% 83,1 % 14% 20% 66%
Франция 65,4 млн. 4,25 0-14 – 18,6% 15-64 – 65% 65 и старше-16,4% 77 % 24,4% 4,1% 71,5%
Монголия 2,7 млн. 14,64 0-14 – 27,9% 15-64 – 68,4% 65 и старше – 3,7% 60,2% 10% 42% 48%

Контрольные вопросы

1. Что такое воспроизводство населения?

2. Как различаются показатели рождаемости, смертности, естественного прироста в странах 1 и 2 типов воспроизводства населения?

3. Что изучает наука демография? Что такое демографическая политика?

4. Что такое урбанизация?



Наши рекомендации