Установление взаимосвязей между тектоническими структурами

Формами рельефа и полезными ископаемыми

На территории Донецкого края

Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.

Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектонические структуры –это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.

Платформы–это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит–это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

ХОД РАБОТЫ

1. Установитесоответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;


4) Склоны Украинского щита.



Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5  
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края  

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru

2. Заполнитепропуски:

Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.

Поверхность нашего региона формировалась на протяжении

_____________________________________ эпох.

Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.

На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.

3.Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.

Порода Геологический период Толщина (м)
     
Песок Палеогеновый
     
Известняк Юрский
     
Уголь Каменноугольный
     

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Сравнитетектоническую структуру юго-западной и северной частей области.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Нанеситена контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.

6. Нанеситена карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.

7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.

___________________________________________________________________________



8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
   

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru



Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5  
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края  

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru

8. Закончителогические цепочки:

Подвижные участки земной коры   Устойчивые участки земной коры
     

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru

Границы литосферных плит   ___________________________
     

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru

В образовании рельефа преобладают   В образовании рельефа преобладают
процессы:   процессы:
______________________________   ______________________________
     

9.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название Особенности Название Геологическое
тектонической   формы рельефа строение, полезные
структуры     ископаемые
Донецкое Образовалось в эпоху Донецкий кряж Образовано
складчатое герцинской   осадочными,
сооружение складчатости, в   преимущественно
  мезозое и кайнозое   палеозойскими
  проявлялись альпийские   отложениями,
  тектонические   которые залегают на
  движения   кристаллическом
      фундаменте
      (песчаники, известняки,
      гипс)
Приазовская      
возвышенность      
       
Приазовская      
низменность      
       

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru



8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
   

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами - student2.ru

10.Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод.Каковы закономерности во взаимосвязи: «тектоническая структура–рельеф–полезные ископаемые»?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11.* Определите, какие формы рельефа и месторождения полезных ископаемых сформировались бы при условии, что территория Донецкого края находится на границе литосферных плит; какие природные изменения произошли бы на территории нашего края?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Наши рекомендации