Учебно- методический комплекс.
Учебная программа | Учебник | Учебное пособие для учащихся | Методические пособия для учителя | Мониторинговый инструментарий |
1. Рабочая программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г; | 1. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2013 г. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. | 1. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС, 2013 г. 2. Душина И.В.Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. С комплектом контурных карт и заданиями к ГИА. ФГОС, 2014 г. | 1. Громова Т.П. Методическое пособие к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс, дрова,2014г. | 1. 1. Баранчиков Е.В. География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013 г. |
Список литературы.
Для учителя:
-основная
1. Рабочая программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г;
2. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
3. Громова Т.П. Методическое пособие к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс, Дрофа,2014г.
- дополнительная
1.Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
2.Клюшникова М.В. – Олимпиады, 6 класс. – Волгоград: Корифей, 2006.
3.Колесник И.В. – Рабочая тетрадь – 6 кл. – Саратов: Лицей, 2006.
4.Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. – Рабочая тетрадь к учебнику «Мир Земли» - М.: Баласс, 2008.
5.Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2010.
6.Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
7.Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010.
8.Нагорная И.И. – Поурочные планы по уч. Т.П. Герасимовой, 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2010.
9.Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
10.Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
11.Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
Для учащихся:
- основная
1. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
2. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.
3. Баранчиков Е.В. География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013 г.
4. Душина И.В. Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. С комплектом контурных карт и заданиями к ГИА. ФГОС, 2014 г.
- дополнительная
1.Уроки географии (Кирилл и Мефодий) – 6 класс.
2.Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008. 3.Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954. 4.Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 5.Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003. |
- для изучения регионального компонента
1. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [Текст]: природа: учебное пособие. - / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс» : ООО «СКИФ», - 2006.-384с.
2. Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей /[Текст]: Л.И. Соловьев. – Кемерово: Изд-во Фабрика современной печати, 2008. – 408 с.
3. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: Изд. 2-е. - Кемерово, КРИПК и ПРО, 2004. – 327с.
4. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы [Текст]: учебное пособие для 8-9-х кл. общеобразоват. школ / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс» : ООО «СКИФ», - 2009. – 348с.
5. Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по краеведению. Кузбасс – мой родной край (для учащихся 6 – 8 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области). [Текст]: Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по краеведению. Кузбасс – мой родной край (для учащихся 6 – 8 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области). – Кемерово: ООО «Скиф», 2011. – 72 с.
Список интернет- ресурсов
1.http: //http://www.gao.spb.ru/russian/publ-s/hirayama.html 2.http: //http://www.fmm.ru/gallery.htm 3.http: //http://www.mchs.gov.ru/info/individual 4.http: //http://nat-geo.ru/ 5.http: //http://www.ocean.ru/ 6.http: //www.pogoda.ru 7.http: //www.sgm.ru/rus 8.http: //www.unknowplanet.ru |
9.http: //www.weather.com
Перечень рекомендуемых средств обучения для реализации рабочей программы соответствует требованиям письма Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Результаты изучения учебного предмета география в 6 классе:
В результате изучения географии учащийся должен
Знать/понимать
· основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
· географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
· дату образования и площадь области в сравнении с другими регионами и странами;
· численность и естественное движение населения;
· границы области, соседние области, края и республики, естественные рубежи, по которым проходит граница области, ее протяженность;
· национальности жителей Кузбасса, коренные народы Кузбасса, религии, их распространение;
· городские округа и городские поселения, муниципальные районы и их центры, исторические и промышленные центры;
· сельскохозяйственные районы и их специализацию, крупнейшие
· особенности геологического и тектонического строения территории родного края;
· основные формы рельефа (орографические структуры) и месторождения полезных ископаемых, современное изучение территории области и новые месторождения открытых ископаемых;
· крупнейшие реки, озера, водохранилища и ледники области;
· распространение основных типов почв;
· природно-ландшафтные зоны, особенности широтной и вертикальной зональности, растительного и животного мира, заповедники, национальные парки, зоологические заказники, Красную книгу Кемеровской области;
· климатообразующие факторы, характеристику резко континентального климата и основные фенологические явления в природе по временам года;
· экологические проблемы родного края.
Уметь
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
· определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
· применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование.
Номер раздела, темы | № урока | Наименование разделов и тем, тема урока | Количество часов | Содержание урока | Виды деятельности учащегося | Практические работы | Дата урока | Примечание |
I | Введение | |||||||
Изучение Земли. Вращение Земли и ее следствие. | Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля-планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» | ||||||
II | Виды изображения земной поверхности | |||||||
План местности | ||||||||
План местности. Условные знаки. Масштаб. | Что такое план местности? Условные знаки. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный | П.Р. №1«Изображение здания школы в масштабе» | |||||
Ориентирование на местности. Компас. Азимут | Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | П.Р.№2 «Использование различных способов ориентирования на местности» | |||||
Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. | ||||||
Составление простейших планов местности. | Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка. | Составление плана местности методом маршрутной съемки | П.Р.№3 «Глазомерная съемка участка местности» | |||||
Географическая карта | ||||||||
Форма и размеры Земли. Географическая карта | Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта— изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты. | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний. | П.Р.№4 «Характеристика карты своей местности» | |||||
Градусная сеть на глобусе и картах | Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов | ||||||
Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты | Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты. | Определение географических координат объектов. | П.Р.№4 Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте | |||||
Изображение на физических картах высот и глубин | Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин | Определение по картам высот и глубин объектов | ||||||
Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | ||||||
III | Строение Земли. Земные оболочки. | |||||||
Литосфера | ||||||||
Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. | Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | П.Р.№5 Описание свойств горных пород Кемеровской области | |||||
Движения земной коры. Вулканизм. | Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород | Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения | ||||||
Основные формы земного рельефа. Горы. | Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке | П.Р.№6 «Определение географического положение и высоты гор» | |||||
Рельеф, его назначение для человека. Равнины. | Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах. | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов | ||||||
Рельеф дна Мирового океана | Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно- океанических хребтов океанов | ||||||
Гидросфера | ||||||||
Материки и океаны. Части мирового Океана. Свойства вод мирового океана. | Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура | Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей | П.Р.№7 «Работа с контурной картой» | |||||
Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения. | Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений | ||||||
Обобщение по теме «Мировой океан» | Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по теме «Мировой океан и его части» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой | ||||||
Реки в природе и на географической карте. Реки Кемеровской области | Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек | Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов | П.Р.№8 «Описание реки своей местности» | |||||
Озера. | Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища | ||||||
Подземные воды. Ледники. Горное и покровное оледенение. | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | ||||||
3. | Атмосфера | |||||||
Атмосфера: строение, значение, изучение | Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем | ||||||
Атмосферный воздух Температура воздуха. | Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом | П.Р.№9 „Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температуры “. | |||||
Атмосферное давление. Ветер. | Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью | П.Р.№10 «Построение розы ветров» | |||||
Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки. Облака. | Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков. | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | П.Р.№11 «Построение диаграммы осадков» | |||||
Погода. | Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности | ||||||
Климат Земли. Работа с климатическими картами. | Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека | Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование | П.Р.№12 «Описание климата своей местности» | |||||
Причины, влияющие на климат. Контрольная работа №2 «Атмосфера» | Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь | ||||||
Биосфера | ||||||||
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории Кемеровской области. | Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность | Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира | ||||||
Распространение организмов в Мировом океане | Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу | Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений | ||||||
Природный комплекс | Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. | Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану | П.Р.№13 «Описание географического комплекса своей местности» | |||||
Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой | ||||||
IV | Население Земли | |||||||
Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли. | Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек | П.Р.№14 „Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат“ | |||||
Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу. | Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.) | ||||||
Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделу «Население Земли» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой |